Статьи
Алкоголь-ассоциированная дислипидемия у подростков
Потребление молодежью слабоалкогольной продукции обусловлено ошибочным мнением о ее безопасности для здоровья. Однако на фоне приема слабоалкогольных напитков быстро формируется зависимость и развиваются осложнения, в том числе нарушения липидного обмена.
ИЛЛЮЗИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
Исследования показывают, что потребление слабоконцентрированных этанолсодержащих напитков меняет структуру и соотношение липопротеинов сыворотки. Спровоцированные приемом алкоголя изменения липидного спектра сыворотки крови оказывают влияние на патогенез ряда хронических неинфекционных нозологий, включая алкогольную жировую болезнь печени (АЖП) и атеросклеротические сердечно-сосудистые заболевания (ССЗ). Несмотря на активные профилактические мероприятия проблема потребления алкоголя детьми, подростками и молодежью сохраняет актуальность. Слабоалкогольные напитки, содержащие до 7 % спирта (пиво, медовуха, сидр, спиртосодержащие коктейли и физы — газированные напитки с фруктовыми вкусами), особенно популярны у молодежи, поскольку имеют более приятный вкус и ошибочно воспринимаются как безопасные. Распространенность этого явления объясняется также доступностью, большим ассортиментом и низкой стоимостью слабоалкогольной продукции. Важный фактор — мода на потребление алкоголя, давление сверстников или компании.
Свою роль играют эмоциональная нагрузка и стресс, когда алкоголь способствует раскрепощению, преодолению барьера в общении, снятию нервного напряжения. Спиртное обладает широким спектром психоактивных эффектов, из-за которых его используют в качестве рекреационного наркотика. Употребление слабоалкогольных напитков может создавать иллюзию умеренности, что в свою очередь ведет к росту алкоголизации молодежи. Зависимость на фоне такого употребления формируется намного быстрее и незаметнее по сравнению с приемом других психоактивных веществ, а лечить такой алкоголизм намного сложнее, чем обычный.
ТРЕВОЖНАЯ СТАТИСТИКА
По данным на 2018 год, в России алкоголь пробовали 30 % мальчиков и 29 % девочек 15‑летнего возраста. Результаты «Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения Национального исследовательского университета “Высшая школа экономики”» показали, например, что школьники 14–17 лет выпивают по 100–200 г алкоголя в месяц, при этом к предпочтительным напиткам относятся пиво и вино, водка.
Согласно отчету Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) о глобальном состоянии проблемы потребления алкоголя и здоровья за 2021–2022 гг., более половины (57 %) 15‑летних детей пробовали спиртное хотя бы один раз. Около 9 % подростков во всех возрастных группах употребляли его по крайней мере дважды, и этот показатель возрастал с 5 % в 13 лет до 20 % к 15 годам. Наиболее низкое потребление алкоголя (около 1 %) во всех возрастно-половых группах было зафиксировано в Таджикистане.
Самый высокий уровень потребления алкоголя молодежью и подростками — в Европе, где до 30 % тинейджеров до 16 лет сообщили, что пробовали алкоголь. Среди 11- и 13‑летних детей первое место заняла Великобритания (35 % мальчиков и 34 % девочек; 50 % мальчиков и 57 % девочек соответственно). Дания заняла первое место по частоте потребления алкоголя 15‑летними подростками (83 % мальчиков и 84 % девочек). Регулярно пьют спиртное около 20 % подростков в Северной и 15 % в Южной Америке. В некоторых африканских странах 10 % подростков периодически употребляют алкоголь, но этот показатель значительно различается в зависимости от культурных и социальных факторов.
СОБСТВЕННЫЕ ДАННЫЕ
В августе 2024 года при помощи интернет-опросника мы проанкетировали 155 молодых людей в возрасте от 17 до 20 (18 ± 0,76) лет (41,3 % юношей), проживающих в различных регионах нашей страны. 99 (63,9 %) опрошенных были студентами вузов, 42 (27,1 %) совмещали учебу с работой, 23 (14,8 %) нигде не учились, но при этом работали, и 33 (21,3 %) были старшеклассниками.
Большинство респондентов (53 человека — 34,2 %) ответили, что не употребляют слабоалкогольные напитки совсем. Редко, несколько раз в год, потребляют слабый алкоголь 36 (23,2 %) участников опроса, а несколько раз в месяц это делают 39 (25,2 %) молодых людей. Часто прибегают к приему слабого алкоголя 26 (17,4 %) человек. При этом 18 (11,6 %) из них пьют слабоалкогольные напитки несколько раз в неделю, а 9 (5,8 %) — ежедневно. Примечательно, что 31 (20 %) опрошенный не употребляет алкоголь вообще, а 5 (3,2 %) ежедневно пьют одновременно слабоалкогольную продукцию и крепкий алкоголь.
УДАР ПО ОРГАНИЗМУ
Длительное употребление алкоголя приводит к повреждению печени, ее жировой дистрофии (стеатозу), воспалению, фиброзу (циррозу) и повышенному риску развития гепатоцеллюлярной карциномы. Метаболизация этанола осуществляется в печени в результате окислительных реакций. В гепатоцитах содержится алкогольдегидрогеназа—димерный цинковый металлофермент, катализирующий образование ацетальдегида из этанола в сочетании с восстановлением никотинамид-адениндинуклеотида до никотинамид-адениндинуклеотидного водорода. На фоне превращений этанола образуются цитотоксические активные формы кислорода (АФК), такие как супероксид (O2), провоцирующие окислительный стресс и повреждение клеточных мембран.
Даже однократно пережитая острая алкогольная интоксикация приводит к повышению активности цитолитических ферментов аспартатаминотрансферазы (АСТ) и аланинаминотрансферазы (АЛТ), что говорит о повреждении гепатоцитов. Опубликованные данные свидетельствуют о тесной взаимосвязи потребления алкоголя и развития нарушений липидного обмена. Патогенез дислипидемии на фоне потребления алкогольных напитков может быть опосредован влиянием негативных факторов образа жизни (перееданием, нерегулярным приемом пищи, привычкой к фастфуду, малоподвижным образом жизни). Как известно, потребление алкоголя связано с развитием метаболического синдрома и сахарного диабета 2‑го типа. Прочие механизмы влияния этанола на липидный профиль (общий холестерин—ОХ, холестерин липопротеинов низкой плотности—ХС ЛПНП, холестерин липопротеинов высокой плотности — ХС ЛПВП, триглицериды — ТГ) сложны и до конца не выяснены. Установлено, что умеренное употребление алкоголя способствует повышению в кровотоке антиатерогенной фракции ХС ЛПВП и одновременно—концентрации ТГ. В экспериментах потребление этанола, который является липофильным растворителем, приводило к увеличению всасывания холестерина в кишечнике. Показано, что у потребителей алкоголя может формироваться гипертриглицеридемия. В зависимости от функционального состояния ферментных систем ее выраженность может колебаться от умеренной до очень тяжелой. При превышении уровня ТГ 5 ммоль/л в 10 раз увеличивается риск развития острого панкреатита.
В патогенезе дислипидемии может играть роль подавление алкоголем активности белка-переносчика эфиров холестерина, который транспортирует последний от частиц ХС ЛПНП к антиатерогенным частицам ХС ЛПВП. Снижение активности данного переносчика, по-видимому, приводит к увеличению концентрации ХС ЛПВП. Активация этанолом микросомальных ферментов печени способствует усилению синтеза холестерина и повышению сборки липопротеинов очень низкой плотности (ЛПОНП) в гепатоцитах. Потребление алкоголя может стимулировать активность пропротеиновой конвертазы субтилизин-кексин 9‑го типа — фермента, разрушающего рецепторы к ЛПНП, из-за чего снижается эффективность удаления ХС ЛПНП из кровотока и атерогенные частицы накапливаются в сосудистом русле.
Длительно существующая дислипидемия— один из ведущих факторов патогенеза атеросклеротического повреждения сосудов, которое может привести к формированию ишемической болезни сердца и развитию инфаркта миокарда в молодом возрасте.
Устойчивая мода на потребление слабоалкогольных напитков среди молодежи чревата не только стремительным формированием алкогольной зависимости. На фоне употребления этанола у предрасположенных людей может возникать тяжелая гипертриглицеридемия, чреватая развитием грозного жизнеугрожающего осложнения—острого панреатита.
Дислипидемия, типичная для хронических потребителей слабоконцентрированного этанола в виде пива, сидра, слабоалкогольных коктейлей, может приводить к развитию таких ранних атеросклеротических заболеваний, как инфаркт миокарда или инсульт. Требуются целенаправленные усилия по профилактике потребления слабоалкогольной продукции молодежью, в частности повышение возраста продажи алкогольной продукции до 21–23 лет, ужесточение ответственности за нелегальный оборот алкоголя и активная антиалкогольная пропаганда.
Список литературы находится в редакции