Статьи

Болезнь Паркинсона вылечили у мышей

Ученые из Университета Джонса Хопкинса в сотрудничестве с коллегами из Стэнфордского университета и Университета Сонгюнгван смогли вылечить последствия индуцированной болезни Паркинсона у мышей. Результаты потенциально прорывной работы опубликованы в Nature Medicine.

В своей работе авторы обратили внимание на давно известный медикам препарат: NLY01. Это вещество представляет собой
агонист рецептора глюкагоноподобного пептида-1 (GLP1, он же энтероглюкагон, или ГПП-1). То есть связывается с этим рецептором вместо GLP1, который вырабатывается в кишечнике в ответ на прием пищи. NLY01 используют в лечении диабета: его молекула связывается с рецепторами и побуждает организм вырабатывать инсулин. Однако, как оказалось не так давно, NLY01 обладает и нейропротекторными свойствами, правда, с неясным механизмом.

Группа под руководством Теда Доусона решила проверить действие этого вещества в одной из моделей болезни Паркинсона (так называемой альфа-синуклеин-преформно-индуцированной мышиной модели, в которой симптомы заболевания провоцируются инъекцией фибрилл альфа-синуклеина в стриатум трехмесячных мышат). В этой модели фибриллы альфа-синуклеина вызывают активацию собственных иммунных клеток мозга, микроглий, отвечающих за уничтожение инородных белков, остатков погибших нейронов и так далее . Активированная микроглия приводит к превращению обычных астроцитов в их так называемый нейротоксичный фенотип А1, что приводит к гибели дофаминэргических нейронов стриатума.

Как выяснилось, микроглиальные клетки тоже обладают рецепторами глюканоподобного пептида-1 (GLP1R). Более того, как оказалось, количество GLP1R в микроглиальных клетках увеличивается при болезни Паркинсона.

Введение в мозг одновременно с фибриллами альфа-синуклеина порции NLY01 привело к тому, что поведение «больных Паркинсоном» мышей не ухудшилось, координация движений не нарушалась, тогда как в контрольной группе «мышиный Паркинсон» достаточно быстро брал верх .

Следующая череда эксперимента оказалась связанной с другой моделью, химерной: в стриатуме мышей появлялись нейроны с человеческим мутантным геном A53T, который тоже приводит к болезни Паркинсона за счет более быстрой фибриллизации альфа- синуклеина. Оказалось, что такие мыши без лечения жили 387 дней в среднем, а с ним — на 120 дней дольше.

В своей работе авторы сумели показать, что NLY01 предотвращает активацию превращения астроцитов в их нейротоксичную реактивную А1-форму. Дополнительным плюсом этого препарата стало то, он уже применяется на людях, а, значит, путь NLY01 до клинических испытаний на реальных пациентах с болезнью Паркинсона станет короче.

НАШИ ПАРТНЕРЫ