Статьи

Дисбиозы влагалища как фактор риска персистирующей ВПЧ-инфекции

17.12.2025
Бебнева Тамара Николаевна
К.м.н., доцент кафедры акушерства, гинекологии и репродуктивной медицины факультета повышения квалификации медицинских работников Медицинского института ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов» Минобрнауки, врач ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр эндокринологии» МЗ РФ, Москва

Папилломавирусная инфекция является одной из самых распространенных инфекций, передаваемых половым путем. Персистенция вируса папилломы человека (ВПЧ), обнаруживается у 30 % женщин и связана с последующим развитием интраэпителиальной неоплазии шейки матки, вульвы и влагалища. В этом процессе важную роль играет повышенное разнообразие микробиоты влагалища в сочетании со снижением относительной численности лактобактерий.

РОЛЬ МИКРОБИОТЫ ВЛАГАЛИЩА В РАЗВИТИИ ПРЕДРАКОВЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ И РАКА ШЕЙКИ МАТКИ

Современными исследованиями доказано, что в нормальных условиях Lactobacillus spp. поддерживают стабильность микробиоты влагалища, вырабатывая различные бактериостатические и бактериоцидные метаболиты, и предотвращают колонизацию условно-патогенными бактериями, обеспечивая барьерную функцию эпителия влагалища и шейки матки и ингибируя проникновение ВПЧ в базальный слой многослойного плоского эпителия. БВ-ассоциированные анаэробы вырабатывают ферменты и метаболиты, которые нарушают этот барьер, тем самым облегчая проникновение ВПЧ. С другой стороны, присутствие ВПЧ приводит к потере лактобактерий, вызывая локальный микроэкологический дисбаланс во влагалище и разрушая местную иммунную функцию шейки матки при одновременном увеличении адгезии, инвазии и колонизации аномальной флоры (Brusselaers N., 2019). В систематическом обзоре сообщалось о положительной связи между БВ и ВПЧ (ОШ 1,43, 95 % ДИ 1,11–1,84), что указывает на то, что наличие БВ увеличивает риск цервикальной ВПЧ-инфекции (Liang Y, 2019). Как утверждают Vieira-Baptista P. с соавт. (2016), аэробный вагинит (АВ), но не БВ, значительно чаще ассоциируется с аномальной цитологией. В многоцентровом исследовании впервые было обнаружено, что AВ также увеличивает риск развития цервикальных интраэпителиальных неоплазий (CIN). Кроме того, была продемонстрирована положительная связь между тяжестью АВ и поражениями шейки матки: умеренный и тяжелый АВ был тесно связан с CIN2+ (Plisko O, 2021).

Многие авторы отмечают важность проведения скрининга ВПЧ-инфицированных женщин для идентификации условно-патогенных микроорганизмов. Своевременная диагностика и лечение дисбиозов влагалища являются ранней профилактикой CIN и рака.

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ЛЕЧЕНИЮ ВУЛЬВОВАГИНАЛЬНЫХ ИНФЕКЦИЙ

В последние десятилетия был обнаружен быстрый рост устойчивости к антибиотикам и противогрибковым препаратам. За период 2018–2023 гг. рост резистентности продемонстрировали более 40 % отслеживаемых комбинаций «патоген-антибиотик» при ежегодном увеличении показателя на 5–15 % (ВОЗ, 2025). В лечении женщин с рецидивирующими инфекциями часто используют высокие дозы антибиотиков (АБ) наряду с увеличением продолжительности курса лечения, что повышает риск развития резистентных форм микроорганизмови их распространения.

Антисептические средства являются альтернативой АБ благодаря высокой эффективности в элиминации условно-патогенных микроорганизмов, что может способствовать контролю растущего уровня устойчивости к противомикробным препаратам. В этом аспекте заслуживает внимание Флуомизин, который содержит активное вещество деквалиния хлорид (ДХ), являющееся четвертичным аммониевым соединением с широким спектром антимикробной активности. ДХ активен в отношении большинства грамположительных бактерий (Streptococcus spp., включая бета-гемолитические стреп- тококки группы А и В, Staphylococcusaureus, Listeria spp.), а также анаэробов Peptostreptococcus (группы D), грибов рода Candida (C. albicans, C. glabrata, C. tropicalis), грамотрицательных бактерий (Gardnerella vaginalis, Escherichia coli, Serratia spp., Klebsiella spp., Pseudomonas spp., Proteus spp.) и простейших (Trichomonas vaginalis).

Антимикробный эффект ДХ обусловлен несколькими механизмами действия. Во-первых, он обладает митохондриотропными свойствами, приводящими к истощению ДНК и подавлению выработки энергии в клетках, — это приводит к денатурации белка, тем самым нарушая синтез белка рибосом. Во-вторых, ДХ повышает проницаемость мембран клеток, что приводит к потере активности ферментов и лизису мембраны микроорганизмов. В-третьих, исследования in vitro показали, что ДХ может эффективно разрушать биопленки, которые играют жизненно важную роль в патофизиологии вагинальных инфекций.

КЛИНИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕКВАЛИНИЯ ХЛОРИДА В ЛЕЧЕНИИ ВУЛЬВОВАГИНАЛЬНЫХ ИНФЕКЦИЙ

В рандомизированном клиническом исследовании (РКИ) Raba G. с соавт. (2024) сравнили эффективность ДХ с метронидазолом. Частота клинического излечения БВ составила 93,1 % против 90,6 % соответственно, на основании чего авторы делают вывод о не меньшей эффективности ДХ. Donders G. с соавт. (2017) в двойном слепом плацебо-РКИ оценили течение БВ и АВ у пациенток через 4 недели лечения ДХ по сравнению с плацебо — наблюдалось уменьшение показателя тяжести заболевания с 2,5 до 1,9 балла (p <0,0001) для БВ и с 6,6 до 4,1 (p <0,004) для АВ, авторы отметили также положительное влияние ДХ на течение кандидозного вульвовагинита (КВВ). Эффективность ДХ была оценена в систематическом обзоре и метаанализе четырех РКИ, выполненном Eckel F. с соавт. (2024). Метаанализ подтвердил не меньшую эффективность ДХ по сравнению с референтными методами лечения БВ (ОШ 1,01 и 95 % ДИ 0,59–1,73) и КВВ (ОШ 1,07, 95 % ДИ 0,33–3,47). При десквамативном вагините/АВ полное или значительное улучшение наблюдалось у 77,1 % и 64,3 % пациенток в группах ДХ и референсного препарата соответственно.

Комплексная двухэтапная терапия с применением ДХ и пробиотика с ультранизкой дозой эстрогена (Гинофлор Э) в лечении неспецифического вульвовагинита позволила достичь терапевтического эффекта у 95,8 % пациенток и высокой удовлетворенности — у 97,2 % (Шапошникова Е.В., 2024). Лечение ДХ у пациенток с рецидивирующим течением вагинальных инфекций с последующим длительным курсом (до 12 мес) терапии препаратом Гинофлор Э способствовало снижению рецидивов в 2,4 раза по сравнению с терапией по стандартной схеме (Куценко И.И., 2024).


НАШИ ПАРТНЕРЫ