Статьи
Двойное гражданство в сети
Даже в непрофессиональной среде врач должен оставаться профессионалом. Не только по отношению к пациенту, но и по отношению к своим коллегам и к себе же самому. Однако, как в 2017 году показали Kevin Koo, Zita Ficko и E. Ann Gormley, почти половина резидентов, идентифицируя себя в сети в качестве урологов, продолжают вести свои социальные страницы так, словно они вовсе и не врачи [1].
В своем исследовании Kevin Koo с соавторами соотнесли фамилии выпускников резидентуры с аккаунтами в Facebook. Обязательным условием проведения исследований был сбор информации, находящейся на поверхности. Для работы создавались специальные «нейтральные» страницы, которые заведомо не были связаны с другими аккаунтами или закрытыми сообществами. Таким образом, достоверно имитировалось возможное поведение работодателя, пациента или представителя общественности, поставившего задачу найти аккаунт врача в социальной сети.
Итак, у 40% выпускников резидентуры, идентифицируемых в сети как уролог, были опубликованы фото и посты о себе и своих коллегах в состоянии алкогольного/наркотического опьянения, применялась ненормативная лексика, имелись посты с непрофессиональным обсуждением и высмеиванием пациентов, демонстрировалось непрофессиональное поведение на профессиональном мероприятии и так далее.
Исследование, проведенное в 2017 году, затронуло выпускников резидентуры. Спустя год Kevin Koo с коллегами повторили работу — по той же методологии, с теми же именами. «Среди пользователей Facebook увеличилось количество тех, кто идентифицирует себя как уролог, но меж тем содержание страниц продолжает компрометировать их как врачей», — написал Kevin Koo в статье Older and wiser? Changes in unprofessional content on urologists’ social media after transition from residency to practice.
По мнению Kevin Koo, столь необдуманное поведение молодых специалистов в интернете может помешать их карьере, взаимоотношениям с пациентами и работодателями.
В сети
Интересно, что практикующие урологи на самом деле не являются активными пользователями социальных сетей. Fuoco M и Leveridge MJ провели опрос более чем среди 500 урологов, 229 из которых полностью ответили на вопросы анкетирования. Оказалось, что в личных и профессиональных целях социальные сети используются лишь среди 26% и 8% практикующих урологов соответственно [2]. Обсуждая результаты этого исследования, авторы отмечают низкую активность урологов в использовании социальных сетей и даже называют урологов неповоротливыми в социальных сетях.
В то же время Американская Ассоциация Урологов (AUA) выпустила небольшое руководство по поведению своих членов в социальных сетях. Надобность такого документа стала очевидной после осознания того, что, пользуясь социальными сетями, члены ассоциации могут компрометировать все профессиональное сообщество [3].
В целом этот документ довольно лаконичен, содержит всего 7 пунктов и опирается на более подробный «Этический кодекс» AUA с той лишь разницей, что регламентирует события, происходящие в интернете. В нем подчеркивается, что организацию лучше всего представляют ее участники, соответственно, все, что публикуется и размещается урологами в общем доступе, вполне может сказаться на деятельности всей ассоциации. Организация предостерегает урологов от излишних дискуссий в социальных сетях, напоминает о сохранении врачебной тайны и уважении авторских прав других специалистов.
Среди достоинств, которые AUA хотела бы видеть у своих членов, — профессионализм, вежливость, внимательность в отношении размещаемых данных. «Помните, все, что вы опубликуете, надолго останется в общем доступе», — подводит итоги AUA.
Аналогичные документы существуют и в других профессиональных урологических ассоциациях [4,5,6]. При этом в профессиональной среде не осуждается активное использование социальных сетей, но подчеркивается необходимость оставаться профессионалом даже в непрофессиональной среде.
Так, Совет Американской Медицинской Ассоциации (АМА) по этическим и юридическим вопросам в 2011 году подтвердил необходимость соблюдения врачебной тайны, в том числе и в сети интернет. При этом АМА — крупнейшая ассоциация медиков в Соединенных Штатах — впервые предложила врачам задуматься о разделении «личной» и «профессиональной» самоидентификации в социальных сетях. Польза, получаемая врачами от использования социальных сетей, возможность в любой момент попросить совета или поделиться редким клиническим случаем не подлежат сомнению, поэтому EAU и AUA также поддерживают стратегию «двойного гражданства», когда личная и профессиональная информация разделены.
Ребячество
Как отметили Fuoco M и Leveridge MJ, практикующие урологи мало времени проводят в социальных сетях или не пользуются ими вовсе. «Неудивительно, но чем моложе специалист и меньше стаж практической медицинской деятельности, тем выше вовлеченность в социальные медиа», — отметили авторы.
Поэтому озадаченность профессиональных ассоциаций относительно компрометирующего в социальных сетях касается именно молодых специалистов.
В публикации Kevin Koo c соавторами отмечено, что примерно половина урологов, успешно окончивших американскую резидентуру и имеющих страницы на Facebook, нарушают предписания AUA. При этом 13% от общего числа врачей, имеющих публичные аккаунты, допускают грубые нарушения правил, такие как использование ненормативной лексики, размещение конфиденциальной информации о пациентах и публикацию своих фотографий в состоянии алкогольного опьянения. Женщины публикуют нежелательный контент с той же частотой, что и мужчины. В 82% случаев автором публикации является хозяин страницы, в 18% информация, вероятнее всего, заимствована из постороннего источника.
Если обучающийся в резидентуре медик публиковал нежелательный контент, вероятнее всего, он продолжит делать это и спустя годы после выпуска. Поэтому замеченные в публикациях, грубо нарушающих правила медицинских ассоциаций, вызывают опасения по поводу возможности их дальнейшей врачебной практики.
Примечательно, что, публикуя в открытом доступе рентгеновские снимки и данные анализов с незакрытой фамилией пациента, а также любые другие данные, позволяющие установить личность больного, американские урологи нарушают закон США «О непрерывности и контроле медицинского страхования», принятый в 1996 году [7], то есть результатом такого поведения вполне могло стать судебное разбирательство.
Думать о своем присутствии в социальных сетях стоит задолго до начала клинической практики, отмечают авторы приведенных работ. Так, в недавнем опросе руководителей хирургической резидентуры 11% опрошенных сообщили, что нежелательный контент на странице абитуриента в социальной сети может негативно сказаться на одобрении его кандидатуры или вовсе прервать ее рассмотрение. Для уже поступивших и обучающихся в резидентуре обнаружение на их странице нежелательного контента, включающего ненормативную лексику, оскорбительные дискриминационные заявления или фотографии в состоянии алкогольного опьянения, в большинстве случаев приводит к предупреждениям или отчислению из резидентуры.
Практикующие врачи, уличенные в подобных поступках, в 56% случаев сталкивались с приостановлением или отзывом лицензии на медицинскую практику. Примечательно, что большая часть компрометирующих материалов была обнаружена пациентами или членами их семей [8].
Решения
Как предполагают авторы научных исследований, подобное происходит потому, что многие медицинские работники различных уровней — обучающиеся, практикующие врачи и преподаватели — не осведомлены о рекомендациях к поведению в социальных сетях и последствиях их нарушения. Действительно, по данным опроса Fuoco M и Leveridge MJ, только 19% урологов приняли к сведению какие-либо рекомендации по этой тематике; 64% опрошенных не догадывались о существовании рекомендаций по поведению врача в социальных медиа, хотя 94,6% в целом согласны с необходимостью контроля за содержанием публикаций. Однако пока не существует единых стандартов классификации контента, и оценки допустимого и нежелательного содержания по-прежнему остаются субъективными.
Roman Sosnowski рекомендует врачам обращать внимание на профессиональные площадки — например, Sermo, Doximity, QuantiaMD. Но прежде всего, в каком бы сообществе вы ни оказались, важно взглянуть на себя со стороны и в любой ситуации сохранить профессионализм. В конце концов, становясь врачом, вы выбираете не работу, а призвание.
Рекомендации
В Российском медицинском сообществе пока нет документов, регламентирующих поведение врачей в социальных медиа. Приведенные ниже рекомендации объединяют европейские и американские рекомендации, научные работы и мнения отдельных экспертов по данной теме.
• Сомневаетесь — не публикуйте
Помните, что оценка содержания вашей страницы остается субъективной и даже европейские и американские организации пока не разработали единого документа, который бы разделял допустимый и нежелательный контент.
• Соблюдайте законодательство
Прежде всего это касается медицинской тайны. Всегда закрывайте данные пациента на документации и рентгеновских снимках, если вы хотите поделиться интересным клиническим случаем.
• Создайте вторую страницу
Разделите личные и профессиональные интересы. В публичном доступе может оставаться тот аккаунт, который характеризует вас как специалиста. А прочие материалы сделайте доступными только для близкого круга.
• Будьте внимательны
Всегда тщательно проверяйте те материалы, которые вы публикуете. Помните, что все опубликованное вами в интернете может быть скопировано и распространено другими пользователями и станет недоступным для удаления.
• Следуйте общемировым тенденциям
Фотографии, изображающие курящего, злоупотребляющего алкоголем или вызывающе одетого врача, в США уже стали веским поводом для дисциплинарных взысканий. Существует вероятность, что вскоре подобный подход будет распространен повсеместно, в том числе и в России. Старайтесь не публиковать порочащие вас снимки.
• Избегайте неконструктивной полемики
Если ваш собеседник рационален, вы быстро придете к согласию. Если нет — у вас не получится переубедить его, зато в процессе спора вы можете потерять контроль и использовать неподходящую лексику, что в итоге скажется на вашей репутации.