Статьи

EAU: новое в диагностике рака мочевого пузыря

28.09.2021
Акперов Гадир Гиаятович
Врач-уролог онкологического отделения хирургических методов лечения ГБУЗ «Областной онкологический диспансер», г. Иркутск

О материалах, которые в ближайшем будущем могут изменить диагностику РМП, — в специальном обзоре от участника конгресса EAU-2021, проходившего с 8 по 12 июля в онлайн-формате.

В текущем году EAU оставляет доступ к материалам конгресса всего на 3 месяца — до октября 2021 года. Представляем вниманию материалы, которые стоит помнить даже после того, когда доступ к ним будет закрыт. 

Инструментальная диагностика 

Один из представленных методов — микроультразвуковая диагностика. Ввиду высокой стоимости магнитно-резонансной томографии (МРТ), в качестве потенциальной альтернативы для выявления рака мочевого пузыря (РМП), а также оценки мышечной инвазии предложено использовать микроультразвуковое исследование (микро-УЗИ) с высоким разрешением (29 МГц). 

Сравнение проводилось между системой ExatVu с датчиком EV29L 29 МГц и МРТ 3 Тл до выполнения трансуретральной резекции мочевого пузыря (ТУРМП). 

В исследовании, включавшем 58 пациентов, производили оценку чувствительности и специфичности метода, а также положительные и отрицательные результаты диагностики. 

Чувствительность и специфичность микро-УЗИ составили 85,0 и 76,3 %, в то время как положительные и отрицательные результаты диагностики — 65,4 и 90,6 % соответственно. Чувствительность и специфичность МРТ составили 85,0 и 50,0 %. Положительные и отрицательные результаты диагностики данного метода исследования были 47,2 и 86,4 % соответственно. 

Полученные результаты демонстрируют диагностическое превосходство микро-УЗИ над МРТ, отметили эксперты. 

Настоящие данные представлены в исследовании P0727: Head-to-head comparison between high-resolution microultrasound imaging and multiparametric MRI in detecting and local staging of bladder cancer: The bus-miss protocol, P. Diana et al. 

Valeria Panebianco представила новый взгляд на систему VI-RADS, по которой оценивается вероятность наличия мышечной инвазии при РМП. Данная система применяется к первичным пациентам перед выполнением ТУРМП. В настоящее время оценка инвазии (количество баллов) выглядит следующим образом: 

1 — крайне низкая вероятность мышечной инвазии;
2 — низкая вероятность мышечной инвазии;
3 — сомнительная мышечная инвазия;
4 — вероятная мышечная инвазия;
5 — высокая вероятность мышечной инвазии и распространения за пределы МП (мочевого пузыря). 

Как отметила эксперт, система VI-RADS также может быть использована с другими целями: 

  • для дифференцировки и стратификации пациентов с немышечно-инвазивным раком мочевого пузыря (НМИРМП) и мышечно-инвазивным раком мочевого пузыря (МИРМП);
  • для уменьшения количества ненужных повторных ТУРМП среди НМИРМП высокого риска. 

На основании системы VI-RADS была предложена следующая классификация: 

  • VI-RADS 1–2. Лечебно-диагностический ТУРМП без выполнения трансуретральной резекции (ТУР) second-look;
  • VI-RADS 3–4. Определение стадии опухолевого процесса — тримодальная терапия;
  • VI-RADS 5. ТУР-биопсия. При подтверждении РМП — определение дальнейшей тактики лечения. 

При помощи системы VI-RADS можно оценить результаты лечения после проведения неоадъювантной химиотерапии. В феврале 2021 года была представлена система Node-RADS: H.J. Fabian, Elsholtz et al. Introducing the Node Reporting and Data System 1.0 (Node-RADS): A concept for standardized assessment of lymph nodes in cancer. Она предназначена для оценки возможного метастатического поражения лимфатических узлов как регионарных, так и отдаленных. 

Также эксперты сравнили точность диагностики МРТ (VI-RADS) и цистоскопии в зависимости от локализации опухоли МП. В ходе исследования 61 пациенту перед операцией были проведены мультипараметрическая МРТ и смотровая цистоскопия для диагностики РМП. По результатам проведенного исследования, чувствительность и специфичность МРТ (VI-RADS) были значимо выше по сравнению с цистоскопией при опухолях, расположенных в области шейки, треугольника Льето, задней и передней стенок, а также дна мочевого пузыря. А цистоскопия была информативнее (оценка МИ) при локализации опухолей в области устьев мочеточников и боковых стенок МП. 

В ходе конгресса было представлено сравнение применения цистоскопии с 5‑аминолевулиновой кислотой (АЛК) и обычной цистоскопии в белом свете для диагностики опухолей, резистентных к внутрипузырной БЦЖ-терапии (Ta-T1HG, CIS). 

M. Morelli et al. представили доклад P0716: Early PDD cystoscopy after BCG induction for highrisk non-muscle invasive bladder cancer significantly increased the detection of BCG-refractory tumors. Согласно опубликованным данным, при цистоскопии после проведенной БЦЖ-терапии у 32 из 136 пациентов выявлен рецидив РМП. Чувствительность и специфичность при цистоскопии в белом свете и цистоскопии с применением 5-АЛК были 41 против 91 % и 86 против 75 % соответственно. Это привело к изменению плана лечения пациентов с НМИРМП: повторной инстилляции БЦЖ и в одном случае к выполнению радикальной цистэктомии (РЦЭ). При цистоскопии с 5-АЛК в рутинной практике в сравнении с цистоскопией в белом свете выявляется большее количество рефрактерных к БЦЖ-терапии опухолей. Это приводит к дальнейшему изменению подхода в лечении пациентов. 

Молекулярная и клеточная диагностика 

Немало работ было посвящено молекулярным аспектам диагностики и лечения РМП. В частности, рассматривался вопрос использования новых тест-систем Xpert® BC Monitor и Bladder EpiCheck® для наблюдения за пациентами с РМП промежуточного риска в сравнении с цитологией мочи и биопсией при цистоскопии. Данные представили C. D’Elia et al. в работе P0722: Xpert® bladder cancer monitor and bladder EpiСheck® in the follow up of patients affected by intermediate risk non muscle invasive bladder cancer (nmibc): Preliminary data. В исследовании приняли участие 155 пациентов. Всего выполнено 275 цитологических исследований мочи с последующим проведением цистоскопии. В случае выявления рецидива РМП пациентам выполнена ТУРМП. Подтверждено 45 (16,4 %) рецидивов РМП. Из них 32 рецидива (71,1 %) были низкой степени злокачественности (LG) и 13 (28,9 %) — высокой степени злокачественности (HG). При этом чувствительность цитологического исследования мочи составила 15,56 %, для тест-системы Bladder EpiCheck® — 48,,90 %, а для Xpert® BC Monitor — 57,78 %. Чувствительность для обеих тест-систем была 64,44 %. Чувствительность представленных новых тест-систем значительно выше, чем у цитологического исследования мочи. Применение их вместе улучшает результаты ранней диагностики рецидива РМП и позволяет выбрать оптимальную тактику лечения для пациентов промежуточного риска. 

Наличие ctDNA позволяет определить риск прогрессирования РМП и оценить показатели выживаемости, а также показания для назначения неоадъювантной и адъювантной терапии при проведении РЦЭ, сообщил J.E. Gschwend. Эти данные получены по результатам протокола Imvigor 010, где было показано, что наличие сtDNA у пациентов после РЦЭ повышает риск рецидива и смерти. Также эти больные имели преимущество в безрецидивной выживаемости (БРВ) и общей выживаемости при проведении адъювантной терапии атезолизумабом 

F.C. de Jong et al. представили работу P0442: Transcriptome sequencing of BCG-treated T1HG bladder cancer patients identifies an EMT-basal subgroup with immune suppressive characteristics at high risk of BCG failure. На основании секвенирования РНК были идентифицированы три новых молекулярных подтипа РМП: BCG1 (32 %), BCG2 (40 %) и BCG3 (28 %). Опухоли подтипа BCG3 имели худшую ВБП по сравнению с опухолями BCG1 и BCG2. Интересно отметить, что рецидивы опухоли после БЦЖ-терапии чаще встречались при подтипе BCG3. Порядка 67 % всех рецидивов РМП (HG) были отнесены к BCG3. Определение молекулярного подтипа опухоли может улучшить оценку риска рецидива РМП у пациентов с опухолями BGC3, которым возможно выполнение ранней РЦЭ или других методов лечения РМП, учитывая неудовлетворительный результат при БЦЖ-терапии. 

N. Corsi представил работу P0748: Recurrencefree survival following resection of low-grade, Non-Muscle-Invasive Urothelial Cancer (NMIBC): A Southwest Oncology Group (SWOG) S0337 posthoc analysis. В исследовании оценивали риск рецидива НМИРМП низкой степени злокачественности в зависимости от пола, возраста, курения, расы, количества опухолей, времени возникновения первичной опухоли и первого рецидива заболевания, предшествующего лечению РМП. 

Результаты исследования продемонстрировали, что количество опухолей и возраст являются двумя наиболее важными факторами прогноза. Все пациенты были разделены на три группы риска: низкого, n = 232 (1 опухоль, возраст ≤ 57 лет); промежуточного, n = 218 (1 опухоль, возраст > 57 лет) и высокого, n = 131 (2 и более опухоли). Двухлетняя БРВ в группе низкого риска составила 78 %, промежуточного — 67 % и высокого — 56 %. 

Результаты лечения пациентов с НМИРМП LG зависят от возраста пациента и количества опухолей в МП. 

Материал подготовлен под кураторством к. м. н. К.А. Фирсова, онколога-уролога ЧУЗ «Центральная клиническая больница „РЖД-Медицина“», Москва


НАШИ ПАРТНЕРЫ