Статьи

EAU - 2017: самое актуальное

15.07.2017
Что «увезти с собой»? Arnulf Stenzl, ответственный за научную программу Ежегодного конгресса EAU, рассказал "Урологии Сегодня" о темах и сообщениях, которые не должны остаться без внимания специалистов.
Арнульф Штенцль/Dr. Arnulf Stenzl, председатель научного отделения Конгресса EAU17 London/Chairman of the Scientific Congress Office – EAU17 London
      – Чем Вам запомнится конгресс? – В этом году большая часть научных дискуссий посвящена технологическим вопросам — возможностям визуализации и абляции. Результаты исследования К. Роуборна (K. Roehrborn), представленные в качестве Late-breaking news, должны придать уверенности врачам и успокоить пациентов, переживающих относительно эректильной функции при консервативной терапии доброкачественной гиперплазии предстательной железы (ДГПЖ). Говоря о новых возможностях визуализации, мы отмечаем увеличение точности и безопасности биопсии ПЖ. Обратите внимание: ранее не более 30% пациентов были биопсированы точно в опухоль, сейчас же — до 2/3, и это огромное достижение! С появлением возможностей визуализации роль рандомной биопсии становится все менее значимой — и это было ключевой мыслью многих дискуссий. Что касается распространенного рака предстательной железы (РПЖ), то сейчас наблюдается тенденция перехода некоторых препаратов на более ранние стадии лечения. Например, энзалутамид смещается на этап применения при гормонально- чувствительном РПЖ. Меняется отношение к иммунотерапии. Если ранее она рассматривалась с некоторой настороженностью и опасением, что это «надувательство», то сейчас мы совершенно точно говорим о том, что одни пациенты, которые не подходят для проведения химиотерапии на основе цисплатина, будут иметь преимущества при применении иммунотерапии, а другие — совершенно точно будут выигрывать за счет снижения токсичности. Резекция еn block приобретает «почву под ногами». Действительно, требуется определенное техническое оснащение. Однако совершенно точно в ряде случаев опухоль надо удалять, не разрывая ее на части. Развиваются новые идеи в отношении биомаркеров. Но пока все подобные работы сугубо научные, еще нет ничего, что реально может войти в широкую клиническую практику.
– Какова роль онкопатологии и взаимодействия урологов с морфологами или патанатомами? – Нельзя сказать, что на конгрессе много внимания уделено онкопатологии. Однако это не означает, что нас не интересует морфологическая оценка опухоли. При организации конгресса мы больше внимания уделили генетическому анализу. Понятно, что он дорог и не всегда доступен. Но именно данные генетиков дают принципиально новые возможности. Например, в текущем году активно обсуждалось, что рак мочевого пузыря (РМП) может отвечать на блокирование андрогенных рецепторов. Получается, что мы наблюдаем зарождение новых клинических идей: видим клетки, которые ведут себя так, словно они принадлежат другому органу. Это действительно может изменить протоколы лечения. Развитие получает такое направление, как культивирование опухолевых клеток для изучения влияния лекарств на них прежде, чем они будут применены для лечения пациента. Урологи должны работать в тесной связке как с патологами, так и с генетиками. Например, при наличии криброзных клеток РПЖ онкоуролог должен задуматься о необходимости проведения генетического анализа. Аналогично, при наличии семейной истории РПЖ или рака молочной железы, например. – Для чего приезжать на EAU-2018? – В первую очередь, мы ожидаем новых данных и активного обсуждения по вопросам применения иммунотерапии. Также ожидается активная дискуссия по вопросам визуализации (в том числе применения простат-специфичного мембранного антигена, PSMA). Продолжится развитие уже заявленных направлений — изучение опухоли in vitro и при ксенотрансплантации, оценка маркеров и данных генетического анализа. Что касается фармакологии, то здесь возможно появление новых препаратов для лечения пациентов с костными метастазами.
     

НАШИ ПАРТНЕРЫ