Статьи
Его пример—другим наука: урологическая карьера Алексея Георгиевича Мартова
Так природа захотела

Алексей Георгиевич продолжил семейную династию: врачами были его прабабушка, бабушка, родители, сестра—но, правда, терапевтами, хирург в их роду появился впервые. Будущий член-корреспондент РАН окончил в 1982 году Первый московский медицинский институт им. И.М.Сеченова по специальности «лечебное дело». Однако только медицинским образованием молодой врач не ограничился: в 1985 году обзавелся дипломом Московского института иностранных языков им. Мориса Тореза по специальности «английский язык». Без его знания ни доклад на международном конгрессе не сделать, ни обзор зарубежной литературы не написать, да и в перспективе невозможно было бы стать экспертом Европейской урологической ассоциации по секции новых урологических технологий (ESUT) и возглавить направление международного сотрудничества этой организации, внедряя новые зарубежные уротехнологии в практику работы российских коллег.
Профессор А.Г. Мартов — один из немногих отечественных хирургов-урологов, выполняющих показательные операции на международных урологических форумах и конгрессах. Разумеется, знание английского и тут совсем не лишнее. Алексей Георгиевич неоднократно демонстрировал свое мастерство на конгрессах Европейской урологической ассоциации, Всемирной ассоциации эндоурологов, съездах и конференциях во Франции, Германии, Австрии, Швеции, Турции и др. Он по праву считается одним из основателей эндоурологии в России.
Удивительно, но всего этого могло бы и не быть, потому что, будучи студентом, о хирургии герой нашей статьи и не думал, посещал терапевтический кружок с четвертого курса мединститута. А в середине шестого курса познакомился со знаменитым урологом — академиком Николаем Алексеевичем Лопаткиным, который убедил подающего надежды субординатора, что хирургия, а тем более урология,— лучшая специальность на свете.
«На шестом курсе,—рассказывал Алексей Георгиевич в одном из интервью,— я перешел из субординатуры по терапии в субординатуру по хирургии. Поступил и окончил у Николая Алексеевича ординатуру на кафедре урологии и нефрологии. И, можно сказать, всю жизнь провел в Институте урологии. Был у Николая Алексеевича заместителем по клинической работе. А с 2007 года возглавляю в московской больнице № 57 имени Плетнева отделение, которое сам создал. Причем в свое время занялся той проблемой в урологии, с которой мало кто хотел иметь дело. Начал с мочекаменной болезни, а одним из способов контроля за операциями у таких пациентов был рентгенологический, вот хирурги и не хотели облучаться. Потом малоинвазивно стали оперировать онкологические поражения, началась эра лапароскопической, а затем и роботизированной урологии, был создан робот “Да Винчи”».
Дорогой свершений
Трудовую деятельность Алексей Георгиевич начал в 1979–1982 гг., еще учась в институте. Работал сначала лаборантом, а потом фельдшером отделения скорой и неотложной помощи Первой поликлиники Четвертого главного управления при Минздраве СССР. С 1982 по 1987 гг. учился в ординатуре, затем в аспирантуре на кафедре урологии и оперативной нефрологии Второго московского ордена Ленина Государственного медицинского института имени Н.И. Пирогова.
С 1987 по 2008 гг. в НИИ урологии Минздрава России был сначала младшим, а затем старшим научным сотрудником, с 1991 г. заведовал отделом эндоурологии и новых уротехнологий, а с 2006 г. стал заместителем директора института по научно-клинической работе. Трудясь в НИИ урологии, постоянно совмещал научно-педагогическую деятельность с практической клинической работой в столичной городской клинической урологической больнице (ГКУБ) № 47, оказывая лечебную и консультативную помощь москвичам. Являясь учеником академика РАМН Н.А. Лопаткина, профессор Мартов всячески поддерживает и развивает традиции его научной школы.
С 2008 г. Алексей Георгиевич заведовал отделением эндоскопической урологии в ГКУБ№47, а с 2012 г.—вторым отделением урологии (минимально инвазивных методов диагностики и лечения) ГКБ № 57 Москвы, сейчас ГКБ им. Д.Д.Плетнева, где руководит урологическим кластером. В 2005–2018 гг. был профессором кафедры эндоскопической урологии Российской медицинской академии последипломного образования (РМАПО), с 2012 г. заведует кафедрой урологии и андрологии ИППО ФМБЦ им. А.И.Бурназяна ФМБА России (сейчас—МБУ ИНО ФГБУ ГНЦ ФМБЦ им. А.И. Бурназяна ФМБА России), а с 2018 г.— ведущий научный сотрудник отдела урологии и андрологии МНОЦ МГУ им. М.В.Ломоносова.
В 1987 г. защитил кандидатскую, а в 1993 г.— докторскую диссертацию. С 1995 г. имеет высшую врачебную квалификационную категорию по специальности «урология», в 2000 г. ВАК присвоено ученое звание профессора, с 2001 по 2004 г. был главным урологом Минздрава России. В 2001 г. избран членом-корреспондентом, а в 2019-м—академиком Российской академии естественных наук (РАЕН), в 2009— академиком Медико-технической академии, в 2022 г.—членом-корреспондентом Российской академии наук (РАН). В 2005 г. Алексею Георгиевичу присвоено звание «Заслуженный врач России», в 2013 г. правительством Москвы номинирован на звание «Лучший уролог», в 2019 г. награжден Орденом почета, а в 2021 г. Всемирным урологическим обществом (SIU)—званием «За выдающуюся урологическую карьеру».
А.Г. Мартов является заместителем главного редактора журнала «Урология» и газеты «Московский уролог», членом редакционного совета «Международного журнала медицинской практики», журналов «Онкоурология» и «Диагностическая и интервенционная радиология», «Московского хирургического журнала». Алексей Георгиевич—президент Российского общества по эндоурологии и новым технологиям, член президиума и заместитель председателя Российского общества урологов, действительный член Международной и Европейской урологических ассоциаций (SIU, EAU), а также Всемирной ассоциации эндоурологов (Endourological Society), где он много лет представляет Россию, почетный член Азербайджанской, Грузинской и Кыргызской урологических ассоциаций.
Профессор Мартов по праву считается одним из ведущих специалистов страны в области разработки новых методов диагностики и лечения урологических заболеваний. К основным направлениям его научных и клинических исследований относятся:
1.Разработка и определение диагностических и лечебных возможностей новых технологий в урологии и, в частности, в эндоурологии и лапароскопии.
2.Совершенствование перкутанных и трансуретральных рентгеноэндоскопических методов диагностики и лечения заболеваний почек, верхних и нижних мочевых путей.
3.Внедрение малоинвазивных и нетравматичных оперативных пособийдля лечения мочекаменной болезни, доброкачественной гиперплазии и рака предстательной железы, рака мочевого пузыря, стриктур, свищей верхних и нижних мочевых путей, рака и кистозных заболеваний почек и др.
А.Г. Мартов ежегодно производит более 500 сложных хирургических вмешательств, большая часть которых относится к комплексным и комбинированным или выполняется после предшествующих многократных операций, ведет активную научно-педагогическую работу. С 1991 г. руководит школой обучения по эндоурологии, в которой подготовлено свыше тысячи специалистов из России и СНГ. Имеет более тысячи научных работ, 15 изобретений, 12 методических рекомендаций. Автор и соавтор 25 монографий, в том числе учебника и национального руководства по урологии, а также трех компьютерных монографических компакт-дисков по специальности. Под его руководством защищены 42 кандидатские и 5 докторских диссертаций.
Образ жизни
Подъем в пять утра, днем две-три операции, а вечером нередко театр: пациенты из мира искусств приглашают. Если вставать позже, объясняет Алексей Георгиевич, добираться до работы придется два часа, и тогда в семь утра будет невозможно приступить к хирургии. Отбой—в 23.00, если нет футбола или хоккея. Старается утром ничего не есть: «Еду на работу сразу или через бассейн и тогда на работе появляюсь к восьми. Дома пью чай с лимоном без сахара, хотя я сладкоежка. Из дома беру приготовленный женой бутерброд с колбасой или ветчиной. На работе всегда есть зернистый творог. Покупаю и обычный, но тоже нежирный или сметану, но вот ее жирную люблю. Полноценно питаюсь один раз в день, когда приезжаю домой.Для меня это праздник. Иногда возвращаюсь в шесть вечера, иногда после десяти. Ем суп. У меня жена рукодельница: и борщ, и солянку, и гороховый, и щавелевый готовит. Иногда мясной, иногда овощной. Я любой суп люблю. А еще простоквашу. Каши мы едим по выходным, утром некогда. Стараюсь, чтобы у меня был перерыв в приеме пищи в течение 12–16 часов. Это позволяет есть все, что хочу, и не толстеть».
Прямая речь
«Урология — очень серьезная специальность и научная область, но мы все время ходим под хирургией, что неправильно,— считает Алексей Георгиевич.— Во многих местах даже закрывают кафедры урологии, делают ее курс на кафедре хирургических болезней. Так нельзя! Урология—самостоятельная и очень разнообразная дисциплина, с огромным количеством заболеваний, в том числе онкологических. Считаю, что профильные урологи должны сами оперировать соответствующих онкобольных. Рак почки, мочевого пузыря, мочеточника нельзя передавать в некую отдельную онкологическую отрасль. И это не только урологов касается, но и гинекологов, хирургов, нейрохирургов».
Список литературы находится в редакции
Читайте также
- И это все о ней: урологическая служба Приморского края
- Проект нового приказа № 907: что изменится в работе уролога?
- Два юбилея Игоря Михайловича Рохликова
- Как развивается робот-ассистированная хирургия в урологии и остальной медицине
- Современные подходы к лечению доброкачественной гиперплазии предстательной железы
- Мужское бесплодие как глобальный вызов
- «Петровакс»—компания новых биофармацевтических решений
- IPSS как источник объективной информации о пациенте с доброкачественной гиперплазией предстательной железы
- Простатит, прогресс или стагнация?
- Календарь главных событий. Урология и онкоурология 2025