Статьи

Коронавирус у детей: есть исключения из легкого течения

05.10.2020

У тех, кто следил за научными публикациями в зарубежных медицинских журналах, анализировавших данные о вспышках коронавирусной инфекции в Китае, Италии, Иране, Южной Корее и США, могло сложиться впечатление, что дети так же восприимчивы к COVID‑19, как и взрослые, однако инфекция у большинства из них протекает в легких и бессимптомных формах. Почему — до сих пор неясно, но при этом нельзя исключать и тяжелое течение инфекции у детей из групп риска, которые требуют особого внимания.

06.JPGСИТУАЦИЯ В ЦИФРАХ

Из всех переболевших COVID‑19 на долю детей пришлось 1–5 %, причем смертельные исходы среди них встречались гораздо реже по сравнению со взрослыми. В КНР из числа пациентов с подтвержденной коронавирусной инфекцией дети и подростки от 0 до 19 лет составили 2 %, а ребята младше 10 лет — 0,9 %. В Италии доля детей в структуре общей заболеваемости — 1,2 % (практически без летальных исходов), а в США — 5 %, но лишь 1 % из них понадобилась госпитализация. При этом инкубационный период COVID‑19 у детей составлял от 2 до 14 дней после контакта с инфицированными людьми.

КЛИНИЧЕСКИЕ СИМПТОМЫ

COVID‑19 проявляется у ребенка практически так же, как и у взрослого, но особенностью детского возраста считаются легкие и бессимптомные формы заболевания.

COVID‑19 у детей может протекать в виде острых воспалительных явлений в верхних и нижних дыхательных путях, а также пневмонии, которая обычно сопровождается лихорадкой и интоксикацией. Не стоит забывать и о том, что коронавирусная инфекция нередко проявляется диспептическими симптомами: рвотой и диареей.

В то же время нельзя исключать тяжелое и критическое течение болезни. Так, в КНР у 94,2 % детей с лабораторно или клинически диагностированным COVID‑19 отмечались бессимптомная, легкая или среднетяжелая форма инфекции, а у 5,2 % — тяжелая и у 0,6 % (13 детей) — критическая. Тяжелые и критические формы чаще встречались у новорожденных и младенцев до года, однако в этой группе были дети без лабораторного подтверждения COVID‑19, что не исключает иного происхождения пневмонии.

ЛЕГКИЕ В ОГНЕ

Атипичная пневмония — один из основных признаков COVID‑19 — имеет свои особенности у детей. Ни в одном из исследований не описано типичной аускультативной картины, в связи с чем диагностировать воспаление легких рекомендуется при сочетании таких симптомов, как кашель, лихорадка, одышка и снижение сатурации кислорода.

Сочетание всех четырех симптомов свидетельствует о тяжелом течении пневмонии и является показанием для экстренного проведения компьютерной томографии (КТ) грудной клетки. Это тем более важно, что изменения на КТ могут обнаруживаться уже при легких и даже бессимптомных формах — и при этом не визуализироваться на обзорной рентгенограмме.

Известно, что пневмония может быть «маскирующим» диагнозом кетоацидоза при сахарном диабете первого типа, и, напротив, при атипичном течении и отсутствии рентгенологических изменений у детей с диабетом возможна гиподиагностика воспалительного поражения легких. В обоих случаях недооценка степени тяжести патологического процесса способна привести к ухудшению состояния ребенка и прогноза заболевания. Диагноз пневмонии говорит как минимум о среднетяжелой форме болезни, а развитие таких осложнений, как острый респираторный дистресс-синдром (ОРДС), сепсис, септический шок, а также определение многократно повышенного уровня интерлейкина‑6 в числе биохимических параметров являются проявлениями критической формы инфекции с высоким риском летальности.

ГРУППА РИСКА

Таким образом, несмотря на в целом более благоприятное течение COVID‑19 у детей, нельзя исключить развитие тяжелых и критических форм инфекции. Так же как и у взрослых, коморбидные состояния могут ухудшать клиническое течение COVID‑19 у детей, в связи с чем исследователи выделяют группу повышенного риска неблагоприятного прогноза. В нее входят новорожденные и дети раннего возраста, маленькие пациенты с врожденными пороками развития, отягощенным перинатальным анамнезом, заболеваниями сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, онкологической патологией, болезнью Кавасаки, иммунодефицитными состояниями разного генеза, коинфекциями, а также сахарным диабетом.

НАШИ ПАРТНЕРЫ