Статьи

Маскулинность без WOW-эффекта

09.12.2019
Кызласов Павел Сергеевич
Д.м.н., руководитель центра урологии и андрологии ФГБУ ГНЦ ФМБЦ им. А.И. Бурназяна ФМБА России. Доцент кафедры урологии и андрологии ИППО ФМБЦ им. А.И. Бурназяна ФМБА России. Главный внештатный уролог ФМБА России.
Первых Светлана Леонидовна
гистолог Клиники доказательной медицины DocMed

Увеличение толщины полового члена — не истинно реконструктивная, а чаще эстетическая операция. Ее необходимость — вопрос дискутабельный в каждом случае, однако востребованность открытости проблемы и академического внимания к ней — вне сомнений. О рисках самоаугментации и настроениях профессионального сообщества — в специальном материале УС.

До сих пор есть мужчины, которые проводят аугментацию полового члена самостоятельно. По рекомендациям из Интернета, по рецептам от друзей. «К сожалению, таких мужчин немало, и нередко они остаются пенильными инвалидами», — отметил проф. П.С. Кызласов, выступая в рамках конгресса РОУ.

В текущем году в журнале Forensic Science, Medicine and Pathology описан случай летального исхода после самостоятельной инъекции жидкого силикона в половой член [1]. Авторы публикации подчеркивают, что жидкий силикон остается популярным материалом «подпольной косметологии». Не менее популярны, чем химические вещества, лекарственные средства и медицинские устройства, которые не влияют на толщину полового члена и небезопасны при применении с данной целью, но все же используются.

Д-р David B. Sarwer отмечает, что тема эстетической медицины применительно к гениталиям долгие годы замалчивалась в академических кругах, с чем может быть связано искажение реального представления о проводимых манипуляциях и их исходах [2]. Отчасти по этой же причине не сформированы четкие и единые алгоритмы оказания помощи пациентам. Такой остракизм в отношении пенильной аугментации не совсем понятен: мужчины, желающие увеличить половой член, вряд ли отличаются от других пациентов, обращающихся к специалисту эстетической медицины — например, по поводу коррекции груди или ушей.

Пациенты 

Половой член — символ маскулинности с особым к нему отношением с античных времен. И если не каждый мужчина говорит об этом вслух, то почти каждый думает: собственные рост ивес интересуют меньше, чем размер полового члена, отмечает Marah C. Hehemann с соавт. в обзоре Penile Girth Enlargement Strategies: What’s the Evidence?, опубликованном в текущем году в Sexual Medicine Reviews [3]. Со ссылкой на Veale D. c соавт. и Lever J. c соавт. авторы обзора обращают внимание, что в общей популяции более 90 % мужчин всех возрастов считают, что их половой член меньше, чем у других. 

В среднем длина и окружность полового члена в эрегированном состоянии составляют 13 и 11см соответственно. И, как подчеркивает проф. П.С. Кызласов, чаще всего у мужчины половой член вписывается в показатели нормы. Поэтому и при обсуждении необходимости коррекции и проведения того или иного вмешательства врач в первую очередь должен убедиться в общем благополучии физического состояния пациента. Как отмечает David B. Sarwer, до 15 % мужчин, обратившихся за эстетическими процедурами, неверно воспринимают собственное тело, имеют так называемую дисморфофобию (BDD, body dysmorphic disorder). Более 90 % мужчин, имеющих данное нарушение, после проведенного лечения не испытывают улучшения психоэмоциональных симптомов. Соответственно, вопрос оказания помощи должен решаться мультидисциплинарно — в том числе с привлечением психолога и психиатра. 

Возможно, что пациенту потребуется медикаментозная терапия, целью которой может быть не истинное увеличение диаметра полового члена, а снятие психоэмоциональной симптоматики и тревожности. Marah C. Hehemann с соавт. предупреждают, что добавки, позиционируемые как «натуральные энхансеры», стали гигантской и богатейшей частью пищевой промышленности и рынка БАД, хотя в отношении ни одной из промотируемых по данным показаниям БАД нет научного подкрепления или одобрений со стороны регуляторных органов. Кроме того, многие из них содержат ряд известных опасных веществ. 

Что же касается официальной медицины, то в научном сообществе рассматривалась вероятность применения ингибиторов ФДЭ-5 (иФДЭ-5) для увеличения окружности полового члена. Помимо известного механизма, обеспечивающего эрекцию при их применении, препараты данного класса также оказывают значительное влияние на регенерацию тканей полового члена — это показано в экспериментальном и клиническом опыте по пенильной реабилитации после простатэктомии [5]. Вопрос же о влиянии иФДЭ-5 на физиологически здоровый орган остается неисследованным и открытым. 

Идея применения вакуумных и тракционных методик, учитывая накопленные данные и понимание механизма действия в целом, считается несостоятельной [6].

До 15 % мужчин, обратившихся за эстетическими процедурами, неверно воспринимают собственное тело, имеют так называемую дисморфофобию. Более 90 % мужчин, имеющих данное нарушение, после проведенного лечения не испытывают улучшения психоэмоциональных симптомов. Соответственно, вопрос оказания помощи должен решаться мультидисциплинарно — в том числе с привлечением психолога и психиатра.

Инъекционная терапия

Самым эффективным методом увеличения окружности полового члена был и остается хирургический подход — использование кожно-фасциального лоскута на питающей сосудистой ножке. Однако, учитывая высокую инвазивность, а также необходимость владения микрохирургической техникой, данная методика не получила повсеместного распространения. Кроме того, оценивая риски и предполагаемую эффективность вмешательства, хирург, вероятнее всего, будет пытаться избежать такой операции, если она не носит реконструктивного характера. 

«Мечтой специалистов и пациентов остается разработка минимально инвазивного метода, имеющего длительный, но не перманентный период действия», — отмечает С.Л. Первых. 

Очевидно, что наиболее перспективными считаются косметические наполнители мягких тканей, применение которых, согласно данным American Society of Plastic Surgeons, за последние 20 лет увеличилось на 312 % и в настоящее время составляет почти 2,7 миллиона процедур в год [7]. Филлеры, включающие гиалуроновую кислоту, гидроксилапатит кальция, коллаген, полиметилметакрилатные микросферы (ПММА) и некоторые другие, используются для бесчисленных видов минимально инвазивных косметологических процедур и исследуются для увеличения окружности полового члена. 

П.С. Кызласов отмечает, что немногие методики, зарекомендовавшие себя в косметологии, подходят для увеличения окружности полового члена. Так, применение гиалуроновой кислоты в данном случае скомпрометировано непродолжительным периодом наличия эффекта — в лучшем случае он в течение 4 месяцев, что связано с механической нагрузкой на орган. 

«Введение стромально-васкулярной фракции жировой ткани ограничено высокой стоимостью — порядка 200 000 рублей, — подчеркивает Павел Сергеевич Кызласов. — Применение PLGA-матрицы в РФ пока невозможно». 

В настоящее время на территории РФ единственным медицинским изделием для увеличения окружности полового члена остается PowerFill — это ПМК (поли-DL-лактид, полимолочная кислота), выполненная на основе запатентованной технологии образования микросфер. Стоит отметить, что полимолочная кислота — это практически универсальный материал, безопасность и эффективность которого подтверждены многолетним опытом применения в кардиохирургии, ортопедии, косметологии, онкологии и других областях медицины. Betty Tyler в обзоре, посвященном биомедицинскому значению ПМК, отмечает, что именно благодаря этому материалу были достигнуты невероятные успехи практически во всех областях медицины [8]. Применение ее невероятно широко — от стентов до трехмерных матриксов для засевания клеточными культурами, разработки систем доставки противоопухолевых лекарств и 3D-принтинга в медицинских целях. 

«Микросферы ПМК являются не филллером в привычном всем понимании, а инъекционным имплантом. Они инициируют неоколлагенез и эластогенез фибробластами, а также увеличение объема межклеточного вещества, в основном состоящего из гиалуроновой кислоты, — поясняет С.Л. Первых. — Именно это позволяет формировать устойчивый к механическим воздействиям объем с длительным сроком сохранения, имеющий полное сродство к собственным тканям». 

Учитывая механизм действия, не стоит ожидать моментального WOW-эффекта. Увеличение объема, заметное сразу после проведения манипуляции, в основном связано с наличием водного компонента, который используется для разведения микросфер биоматериала. Эффект, обеспечиваемый этим механизмом, проявляется несколько позже и остается заметным на протяжении 12–18 месяцев [9]. 

Настоящий инъекционный имплант зарегистрирован в РФ недавно, и немногие специалисты и клиники успели составить собственное мнение о его реальных преимуществах. На базе ФГБУ ГНЦ ФМБЦ им. А.И. Бурназяна ФМБА России 10 пациентам уже проведено введение препарата PowerFill для утолщения полового члена. Срок наблюдения — в пределах 6 месяцев. «Мы можем отметить высокую эффективность данного метода, — говорит П.С. Кызласов. — Он не требует владения сложной хирургической техникой, проводится под местной анестезией. Утолщение полового члена с использованием данной методики позволяет выполнить манипуляцию в амбулаторном порядке». По словам проф. П.С. Кызласова, все пациенты остались удовлетворены косметическим эффектом. «Тем не менее мы не может отрицать наличие некой кривой обучения, — подчеркнул Павел Сергеевич. — Я думаю, что с увеличением числа пролеченных мужчин мы сможем добиваться более внушительных косметических результатов». 

Недостаточность ли? 

Gemma Sharp и Jayson Oates опубликовали в текущем году в журнале SoMe and Behavioral Science данные интервьюирования 6 мужчин, прошедших аугментацию полового члена. Они отмечают, что в среднем в популяции может быть искажено понятие «нормального» полового члена в силу влияния социокультурных факторов. И, соответственно, этим кодам должен быть создан противовес — полноценная профессиональная дискуссия. «Пациентам должна быть дана полноценная и понятная информация о параметрах нормы в отношении полового члена», — отмечают авторы статьи. 

Недостаточность окружности полового члена остается предметом дискуссии и не будет лишена субъективизма. Недостаточность же полноценной информации о медицинских способах коррекции полового члена — явление практически очевидное. Стигматизация этой темы в профессиональных кругах создает нездоровую атмосферу, препятствующую развитию и распространению проверенных и относительно безопасных методик.


НАШИ ПАРТНЕРЫ