Статьи
Международный конгресс РООУ 2018: ключевые события
Роль паллиативной нефрэктомии стала, возможно, главной темой конгресса. Данные опубликованного на ASCO 2018 исследования III фазы CARMENA показали отсутствие преимуществ в общей выживаемости у пациентов с метастатическим почечно-клеточным раком (мПКР) промежуточного и неблагоприятного прогноза (по MSKCC), которым первым этапом проводилась циторедуктивная нефрэктомия с последующей терапией сунитинибом, по сравнению с пациентами, получавшими только таргетную терапию сунитинибом. Интерпретируя данные CARMENA, на ASCO была отмечена нецелесообразность выполнения нефрэктомии у данных категорий пациентов. Анализируя результаты CARMENA на конгрессе РООУ, российские и американские эксперты указали на существенные замечания к дизайну исследования (медленный набор больных, недостатки критериев включения в протокол, отсутствие таргетной терапии у 20 % больных после нефрэктомии и др.).
Профессор Александр Кутиков (США) отметил, что при выборе лечения мПКР целесообразно выделить категории больных: первая — те, кому показано немедленное начало системной противоопухолевой терапии, вторая — нуждающиеся в немедленном выполнении циторедуктивной нефрэктомии и третья — пациенты, которым необходимо наблюдение с возможностью начать лечение в плановом порядке при появлении показаний.
Тема паллиативной хирургической терапии была продолжена на постерных сессиях, где были представлены результаты нефрэктомии, тромбэктомии у больных ПКР с метастазами в легкие (д.м.н. М. И. Волкова), массивным опухолевым венозным тромбозом (А. К. Бегалиев), а также хирургического лечения метастазов ПКР в поджелудочной железе (проф. Ю. И. Патютко).
Как отметил президент РООУ, член-корреспондент РАН, профессор В. Б. Матвеев, органосохраняющие вмешательства (резекция почки) сегодня становятся предпочтительным методом лечения как малых (стадия T1a), так и крупных опухолей почек (T1b/T2). По сравнению с радикальной нефрэктомией, резекция почки достоверно ассоциирована не только с лучшими функциональными результатами, но и самое главное — с большей продолжительностью жизни пациентов. В рамках круглого стола экспертами были обсуждены преимущества и ограничения, а также доступность разных видов органосохраняющего лечения — роботической, лапароскопической или открытой резекции почки, а также криоабляции опухоли.
Лекарственная терапия мПКР также существенно изменилась за последние годы. Президент РООУ профессор В. Б. Матвеев отметил революцию в подходах к лечению пациентов. Новым стандартом второй линии стала иммунотерапия ниволумабом. На собственном опыте и данных исследований эксперты признали ее преимущества в эффективности и переносимости по сравнению с таргетной терапией. Кроме того, уже в этом году ожидается регистрация в России новых показаний — комбинированной иммунотерапии ипилимумабом и ниволумабом для первой линии лечения мПКР. Также в скором времени в клинические рекомендации может быть включена еще одна комбинация противоопухолевых препаратов, показавшая достоверное преимущество перед стандартной таргетной терапией — комбинация бевацизумаба и атезолизумаба.
На примере собственных наблюдений на конгрессе была показана эффективность и хорошая переносимость иммунотерапии уротелиального рака мочевого пузыря (РМП) в реальной практике российских врачей. Применение checkpoint-ингибиторов позволило достигнуть у части пациентов длительной стойкой ремиссии заболевания. На конгрессе был также представлен пересмотр показаний к применению пембролизумаба и атезолизумаба на основании рекомендаций от FDA и Европейского агентства по лекарственным средствам (EMA), опубликованных в июне 2018 года для первой линии лечения местнораспространенного и метастатического РМП. Использование препаратов после предшествующей цисплатин-содержащей химиотерапии осталось неизменным.
Новые стандарты впервые появились и для лечения неметастатического кастрационно-резистентного рака предстательной железы (КРРПЖ). Ученый секретарь РООУ, профессор Б. Я. Алексеев отметил, что результаты сразу двух крупных исследований III фазы — PROSPER и SPARTAN — показали достоверное преимущество при добавлении к стандартной гормональной терапии антиандрогенов нового поколения (энзалутамида и апалутамида) у больных неметастатическим КРРПЖ с высоким риском прогрессирования (быстрым временем удвоения ПСА ≤ 10 мес.), позволяя отсрочить время до появления метастазов. Новые показания уже одобрены FDA, включены в клинические рекомендации лечения неметастатического КРРПЖ.
За последний год радионуклидная терапия стала новой возможностью в лечении больных с костными метастазами КРРПЖ, доступной в России. Терапия новым препаратом хлоридом радия-223 доказано является не паллиативным средством, а полноценной лечебной опцией, увеличивающей общую выживаемость как в группе пациентов после ранее проведенной химиотерапии, так и у больных без предшествующей химиотерапии. Профессор Аксель Хайденрайх (Германия) представил европейский опыт, в том числе Кельнский алгоритм, по лечению мКРРПЖ. В европейском исследовании реальной практики преимущество в увеличении общей выживаемости пациентов, получавших терапию Ra-223, оказалось еще более существенным, чем в регистрационном исследовании III фазы ALSYMPCA.
Ведущий российский эксперт д.м.н. В. В. Крылов отметил, что болевой синдром больше не служит единственным показанием к терапии Ra-223 и, по современным взглядам, необходимо только наличие молекулярно-метаболической мишени (подтверждается данными остеосцинтиграфии или ПЭТ). Разработан также специальный алгоритм оценки эффективности лечения.
Традиционно в программу конгресса вошла сессия молодых ученых, где были представлены 18 докладов на различные темы диагностики и лечения онкоурологических заболеваний, а также более 40 выступлений в постерных сессиях. Лучшим признан доклад о результатах реконструктивного хирургического лечения (сфинктеропластики m.gracilis) у пациентов с тотальным недержанием мочи (д.м.н. П. С. Кызласов и соавт., Москва).
В очередной раз конгресс РООУ подтвердил свое значение как уникального ежегодного мероприятия с международным участием, позволяющего напрямую взаимодействовать, обсуждать и вырабатывать междисциплинарные решения по наиболее актуальным событиям и вопросам онкоурологических патологий.