Статьи
Можем же, когда хотим!
Мы часто считаем, что наши работы остаются незамеченными на Западе. Но, оказывается, действительно успешные исследования и исследователи вполне могут попасть в ленты зарубежных медицинских новостных агрегаторов. Например, вот этот информационный материал о работе российских ученых был составлен и опубликован 14 июня 2023 года на портале Targeted Oncology его главным редактором Николь Такер (Nichole Tucker) под названием «Триплет пролголимаба демонстрирует обнадеживающую эффективность и безопасность при запущенных формах рака шейки матки».
Согласно результатам II фазы клинического исследования CAESURA комбинация пролголимаба в сочетании с бевацизумабом и дублетной химиотерапией на основе платины продемонстрировала многообещающую эффективность и адекватный профиль безопасности у пациенток с рецидивирующим или метастатическим раком шейки матки.
Пролголимаб представляет собой высокоаффинное человеческое моноклональное антитело IgG1 к PD-1 рецептору. При его ингибировании происходит двойная блокада сигнального пути PD-1 (включающего лиганды PD-L1 и PD-L2 на опухолевых или иммунных клетках), в результате чего размер объемного образования уменьшается. В предыдущем исследовании I фазы монотерапии пролголимабом в популяции с распространенной солидной опухолью были показаны эффективность, безопасность и специфика фармакокинетики пролголимаба, особенно у пациентов с распространенной меланомой. Теперь же, благодаря исследованию II фазы CAESURA, проводившемуся под руководством члена-корреспондента РАН Людмилы Григорьевны Жуковой, заместителя директора МКНЦ им. А.С. Логинова по онкологии, стало известно другое потенциальное показание к применению пролголимаба — рак шейки матки.
В многоцентровом открытом исследовании II фазы CAESURA участвовала одна группа из 58 пациенток в возрасте 18 лет и старше с рецидивирующим или метастатическим раком шейки матки. Все они получили до 6 циклов лечения указанной выше комбинацией. Пролголимаб вводили в дозе 3 мг/кг вместе с бевацизумабом (15 мг/кг) и химиотерапией на основе платины, включавшей паклитаксел (175 мг/м2), цисплатин (50 мг/м2) и карбоплатин, доза которого рассчитывалась в зависимости от показателя площади под кривой 5 (AUC — area under curve). Лечение как пролголимабом, так и бевацизумабом продолжалось до прогрессирования заболевания или неприемлемой токсичности.
Первичной конечной точкой исследования (оцениваемой радиологически в соответствии с критериями RECIST v1.1) была частота объективного ответа (ЧОО, ORR), вторичными — выживаемость без прогрессирования (ВБП, PFS), однолетняя ВБП и однолетняя общая выживаемость (OВ, OS). Частота объективного ответа, наблюдаемого при использовании комбинации пролголимаба, бевацизумаба и платиновой химиотерапии, составила 63,8 %.
Примечательно, что полного ответа (CRS) достигли 3,5 % пациенток, частичного (PRs) — 60,4 %, у 10,3 % заболевание оставалось стабильным (SD), у 13,8 % прогрессировало (PD) и у 12,1 % не поддавалось оценке на предмет ответа. Наблюдаемый уровень контроля над заболеванием (DCR) равнялся 74,1 %.
Медиана ВБП составила 8,45 месяца (95% ДИ, 5,72–10,94). Медиана ОВ в модифицированной популяции не была достигнута, но составила 16 месяцев для одной пациентки и превысила 14 месяцев еще для нескольких больных.
Оценка ответов по критериям iRECIST оказалась аналогичной таковым по критериям RECIST v1.1. Отношение рисков (ОР) на одну пациентку составило 70,7 %, включая CRs у 3,5 % пациенток, PRs — у 67,3 %, SD — у 10,2 % и PD — у 6,9 %. DCR, основанный на этих ответах, бы равен 81,0 %. Медиана ВБП (PFS) на одного пациента составила 13,14 месяца (95% ДИ; 8,08–13,63 месяца).
Лечение пролголимабом в комбинации с бевацизумабом и дублетной химиотерапией на основе платины привело к развитию нежелательных явлений (НЯ) любой степени тяжести у 98 % пациенток. 69 % возникших НЯ любой степени тяжести были связаны с лечением, причем у 20,7 % пациенток эти НЯ были 3-й степени или выше.
У 37,9 % пациенток имели место НЯ, связанные с иммунитетом (irAE), 12,1 % из которых достигали 3-й степени или выше. Наиболее частыми irAE, наблюдавшимися в ходе исследования, были эндокринные заболевания 1 или 2-й степени (26 %) и недостаточность надпочечников 2-й степени. По данным Л.Г. Жуковой и соавторов, возникновение энтероколита 3–4-й степени, дерматита 3-й степени и повышение уровня трансаминаз 2–3-й степени также были статистически значимыми irAE.
По крайней мере один препарат в исследуемой комбинации был отменен 15 пациенткам в результате развития НЯ. Четыре из этих НЯ были прямым результатом исследуемого лечения. Прекращение приема препарата из-за развития НЯ, связанных с иммунитетом, произошло у 3,45 % пациенток.
Дальнейшее изучение эффективности и безопасности пролголимаба в комбинации с бевацизумабом и химиотерапией на основе платины продолжается профессором Л.Г. Жуковой с соавт. в рамках фазы III международного рандомизированного двойного слепого исследования FERMATA, в ходе которого будут оценены перспективы использования данной комбинации в качестве лечения первой линии пациенток с распространенным раком шейки матки.
Иван Белокрылов