Статьи
Не упуская граней
13.07.2017
На вопросы газеты «Онкология Сегодня» отвечает академик РАН, директор ФГБУ «Российский онкологический научный центр им. Н.Н. Блохина» Минздрава России, главный внештатный онколог Министерства здравоохранения России Михаил Иванович Давыдов.
— Михаил Иванович, у отечественной онкологии немало проблем — законодательных, организационных, финансовых, чисто медицинских. В каких отношениях они находятся? Можно выделить первичные, коренные вопросы, решение которых позволит «вытянуть» всю цепочку?
— Онкология — гигантская многопрофильная дисциплина, которая имеет особый алгоритм организации, мониторинга и лечения. Потому и решение проблем в онкологии тоже должно быть многогранным. Невозможно решить один вопрос, и надеяться, что из-за этого улучшится вся система. В онкологии, равно как и в других сферах жизни, необходимо планомерно двигаться во всех направлениях и все их развивать, поскольку только такой многофакторный процесс решения проблем может привести к серьезному улучшению ситуации. Например, мы часто слышим, что у нас недостаточное финансирование на лекарственное обеспечение. Но даже если мы обеспечим все население необходимыми лекарствами и при этом у нас не будет хорошей морфологии (которая бы позволяла на всех уровнях использовать иммуногистохимические и молекулярно-генетические тесты, чтобы проводить необходимые исследования), то окажется, что назначение этих лекарств будет страдать, так как диагностика проведена не в полном объеме. Поэтому проблемы, как это правильно звучит в вопросе, есть и юридические, и организационные, и финансовые. И нужно планомерно двигаться во все стороны, и все их решать. Для меня сегодня основная задача — создание системной вертикали управления специализированной помощью, с едиными принципами и стандартами, с равноэффективными и хорошо оснащенными медицинскими учреждениями независимо от того, в столице они находятся или где-то в области. Недопустима ситуация, когда некоторые регионы вообще ликвидировали диспансеры и объединили их с многопрофильными стационарами. Это стратегическая ошибка: больница есть больница, а диспансер обязан выполнять всю противоопухолевую программу, начиная со скрининга и включая сопровождение пациента во время всего лечебного процесса.
В советские времена была другая модель управления: при министерстве здравоохранения работал департамент онкологической помощи, который оценивал ситуацию во всех республиках на территории Советского Союза. Существовали жесткая вертикаль управления и отбор кадров. Сегодня центры управления смещаются в регионы, и поэтому каждый регион решает задачи по-своему и финансирует их выполнение самостоятельно. Представьте, что будет, если мы «повесим» ответственность за боеспособность воинских частей на регионы? Министерство здравоохранения, которое, по сути, тоже решает вопросы безопасности страны, должно быть устроено так же, как министерство обороны. Построение вертикали — насущнейшая проблема! Посмотрите, как она выстроена в передовых странах, в США, Японии? Головные институты, финансируемые государством, — это основной организационный механизм, обеспечивающий весь процесс оказания специализированной помощи.
— Из-за каких особенностей онкологии задачи в ней приходится решать иначе, чем в других медицинских направлениях?
— Это комплексность лечения, которая требует очень вдумчивого подхода к каждому пациенту. Я нередко говорю, что львиная доля всех наших проблем в онкологии — плохая организация комплексного лечения и сопровождения пациента от первого до последнего дня лечебного процесса. Поскольку многие пациенты получают разнокомпонентное лечение, состоящее и из хирургического этапа, и из лучевого, и лекарственного, то решение задачи лечения онкологического заболевания значительно сложнее, чем в других, монопрофильных дисциплинах.
Необходимо понимать, что в онкологии очень важно выбрать грамотную тактику лечения. И сделать это можно только в том случае, если все специалисты высокого уровня (хирург, химио-, радиотерапевт) владеют всеми современными знаниями и тенденциями в лечении данной патологии. Очень неплохо, чтобы в консилиуме с хирургом, химио- и радиотерапевтом участвовал морфолог, который бы обращал внимание на определенные особенности опухоли. И, конечно, достичь такого высокого уровня можно только в специализированных онкологических учреждениях. Пока в России сохранилась система онкологических диспансеров, которые позволяют комплексно подходить к решению проблем онкологических пациентов. Но, с другой стороны, та система здравоохранения, которая создана, когда «деньги идут за пациентом», привела к тому, что сегодня лечить онкологических пациентов у нас имеет право любая многопрофильная клиника. В регионах это обыкновенные больницы, которые берутся за онкологических пациентов, потому что за них платят деньги. И зачастую такой необдуманный подход приводит к ухудшению результатов лечения пациентов. Потому что хирурги берутся выполнять вмешательства, либо не проводя предварительно необходимого химио-, лучевого лечения, либо выполняя операции в не совсем адекватном объеме. Поэтому надо стремиться к тому, чтобы все пациенты перед началом каждого этапа онкологического лечения проходили через консилиум с участием как минимум трех специалистов, а именно хирурга, химио- и лучевого терапевта для определения оптимального подхода к лечению каждого пациента.
— В свете обсуждаемых тем, какие действия предпринимает Ассоциация онкологов России, на что нужно обратить внимание на IX съезде онкологов в Уфе?
— Ассоциация онкологов России ведет многогранную работу для воздействия на организационную и клиническую составляющую в лечении пациентов. В частности, на IX съезде онкологов будут рассмотрены и утверждены обновленные клинические рекомендации по лечению злокачественных новообразований. Кроме того, в рамках съезда состоится большое количество как клинических, так и организационных сессий, на которых будут обсуждаться различные вопросы в онкологии. Если говорить про организационные моменты, то будут рассмотрены вопросы лекарственного обеспечения, ранней диагностики, профилактики, юридического характера. Будут обсуждаться различные модели привлечения внебюджетных средств, такие как государственно-частное партнерство. И такое широкое обсуждение вопросов направлено в том числе на поиск оптимальных предложений к их включению в долгосрочную национальную стратегию борьбы с онкологическими заболеваниями, в разработке которой Ассоциация онкологов играет первостепенную роль. Предложения, выработанные на съезде, обязательно будут в дальнейшем обсуждаться рабочей группой для того, чтобы выкристаллизовать наиболее важные и ценные из них для включения в дальнейшую стратегию. Кроме того, по результатам съезда будет подготовлена резолюция с предложениями конкретных действий, которые помогут улучшить качество оказания онкологической помощи населению Российской Федерации.