Статьи
Недержание мочи у пациентов с деменцией: коротко о сложном
14.08.2017
Практикующему неврологу нередко приходится сталкиваться в своей клинической практике с различными вариантами деменции. Большинство таких пациентов предъявляют жалобы на частые позывы на мочеиспускание и/или недержание мочи (НМ), однако эти жалобы нередко остаются недооцененными врачом, уступая место таким проблемам, как когнитивные расстройства, падения, двигательные и психотические нарушения.
Вместе с тем, НМ не только заметно ухудшает качество жизни пациентов и повышает нагрузку на ухаживающих за ними лиц, но и может представлять угрозу здоровью и жизни пациента из-за возрастающего риска пролежней и мочевой инфекции. Именно поэтому необходимо своевременно проводить адекватную диагностику и лечение данной патологии.
По совокупности данных литературы, средняя распространенность НМ при деменции составляет около 50%. При этом НМ у пациентов с деменцией встречается примерно в четыре раза чаще, чем у их когнитивно сохранных сверстников. Наиболее раннее появление НМ (зачастую до появления самой деменции) характер но для мультиинфарктной деменции, нормотензивной гидроцефалии. Несколько позднее НМ манифестирует при деменции с тельцами Леви (примерно через 3 года от развития деменции) и лобновисочной деменции, а при болезни Альцгеймера оно присоединяется, как правило, уже на развернутых стадиях заболевания.
Ранее было принято считать, что в основе патофизиологии НМ при деменции лежит нейрогенное расстройство мочеиспускания — гиперактивность мочевого пузыря. В соответствии с современными взглядами подчеркивается многофакторный характер НМ при деменции с сочетанием нейрогенного и функционального компонентов: преобладание того или другого может зависеть от вида заболевания.
Так, например, при мультиинфарктной деменции нейрогенные расстройства мочеиспускания превалируют по значимости над другими причинами, в то время как при болезни Альцгеймера ведущую роль играет именно функциональный компонент НМ. Последнее означает, что НМ развивается не столько по причине гиперактивности детрузора, сколько из-за отсутствия мотивации, наличия когнитивных расстройств (не позволяющих пациенту сообразить, каким образом добраться до туалета и как вести себя там дальше) и ограничения мобильности вследствие апраксии, гипокинезии, неустойчивости и других причин. При этом чем выше степень выраженности когнитивных и двигательных расстройств, тем выше риск развития НМ.
Такая многофакторность требует столь же комплексного подхода к диагностике и лечению. Прежде всего, необходим тщательный сбор анамнеза и дополнительное обследование с целью исключения потенциально обратимых причин НМ. К таковым относятся:
- употребление неадекватного количества жидкости;
- делирий;
- инфекции мочевыводящих путей;
- атрофический уретрит/вагинит;
- прием ряда медикаментов (диуретиков, седативных, опиоидных препаратов и других);
- нарушение мобильности пациента;
- эндокринологические при чины (в первую очередь, сахарный диабет с неудовлетворительным контролем гликемии);
- застой каловых масс в прямой кишке;
- психологические причины (выраженная депрессия/апатия).
Фармакологическая терапия гиперактивности мочевого пузыря подразумевает применение М-холиноблокаторов: оксибутинина, толтеродина, солифенацина, троспия хлорида и некоторых других. Поскольку препараты этого класса усугубляют выраженность когнитивных расстройств и повышают риск развития делирия, их применение оправданно лишь при легкой/умеренной выраженности деменции, относительно сохранной мобильности пациента и уверенности врача в наличии симптомов гиперактивности детрузора (императивные позывы на мочеиспускание, ноктурия). В противном случае применение антихолинергических средств может оказаться не только неэффективным, но и нанести вред пациенту.
Из вышеупомянутых препаратов троспия хлорид обладает наименьшей способностью проникать через гематоэнцефалический барьер и, следовательно, более безопасен у пациентов с когнитивными нарушениями. В литературе пока не накоплено достаточного количества данных по применению Мхолиноблокаторов у пожилых пациентов с деменцией, поэтому оптимальные режимы медикаментозной терапии гиперактивности детрузора у них еще предстоит определить.
Подготовила Екатерина Иванова