Статьи

Невролог, открывший инфекцию

17.04.2023
Сайфуллин Мухаммад Абдулфаритович
Педиатр, инфекционист, к.м.н., старший научный сотрудник ФГБУ «НИЦЭМ им. Н.Ф. Гамалеи» Минздрава России; доцент ФГАОУ ВО «РНИМУ им. Н.И. Пирогова» Минздрава России

У инфекционистов история открытия клещевого энцефалита ассоциируется с глыбой отечественной медицинской науки Львом Зильбером. Про этого человека сняты фильмы, написаны мемуары и книги. Лишь в сухой энциклопедической сводке как бы между делом упоминается, что впервые это заболевание описал в 1935 году А.Г. Панов, а между тем жизнь и научный путь Александра Гавриловича достойны большего, чем статья в энциклопедии.

НС 1-23_23.PNG

ОПАСНОСТЬ В ТАЙГЕ

Не тронутый человеком лес. Он, как живой организм, — населен от макушек деревьев до грунтовой подстилки. Угроза исходит от каждого куста: медведица с выводком, кабаны-секачи и даже миролюбивые лоси могут повести себя с пришлыми не по-доброму. Но есть еще и не замечаемая глазом опасность: он сидит на кусте и ждет, пока мимо пройдет кто-нибудь, излучающий тепло. И, как только найдет свою жертву (намного быстрее, чем мы можем подумать), переползает на шерсть или одежду. А дальше — можно спокойно поползать и выбрать место понежнее, чтобы запустить свой бур в кровеносный сосуд. Это клещ. Самка может сидеть на хозяине несколько дней, присасывание самца или нимфы может остаться незамеченным. Но перед кровососанием клещ успевает впрыснуть под кожу инфицированную слюну.

Через 2–3 недели у ничего не подозревающего человека повышается температура, возникает интенсивная головная боль; подступающая рвота приносит кратковременное облегчение. Начинает раздражать яркий свет, а обычная устная речь — казаться ревом иерихонской трубы. И если на этом все закончится, то можно считать, что выпал счастливый билет. Но у части людей заболевание развивается дальше: температура снижается, однако при этом затуманивается сознание, теряется ориентация во времени и пространстве, может нарушиться глотание, онеметь и перестать слушаться любая из конечностей, пропасть слух или зрение. И тогда диагноз становится очевидным — клещевой энцефалит.

ИЗ БОГУЧАРА В ЛЕНИНГРАД

Едущие по трассе «Дон» чаще всего проскакивают Богучар на полном ходу, редко кто сворачивает в этот городок. Обычный районный центр с типичным набором достопримечательностей. Именно в этом городе, когда-то с населением в 7000 человек, в год первой революции и родился Александр Панов. Перед самой Первой мировой он поступил в городскую гимназию; годом позже среди 240 ее учеников оказался будущий писатель, а пока еще крепыш в фуражке с вензелем «БМГ» Миша Шолохов. Перед глазами гимназистов в 1914-м прошли маршем солдаты, затем в обратную сторону потянулись беженцы и раненые, а четыре года спустя над городскими зданиями водрузили красные флаги, вскоре сменившиеся штандартами генерала Краснова. Во время гражданской войны в Богучаре неоднократно происходили столкновения, а когда к городу вплотную подошли немецкие войска, гимназию закрыли.

По-видимому, все эти события и подтолкнули выпускника гимназии в 1922 году уехать в Петроград — поступать в вуз. Петроград тех лет совсем не был похож на современный: только центральная часть города была замощена, водопровод еще не дошел до окраин, в национализированных домах все больше уплотнялись коммунальные квартиры, а в Зимнем дворце расположился музей революции. Но неврологическая школа, основанная в начале века легендарным В.М. Бехтеревым, никуда не делась, работали лаборатории изучения ликвора и нейрогистологии. В городе на Неве трудились И.Я. Раздольский, внесший существенный вклад в нейроонкологию, основатель отечественной нейрохирургии Л.М. Пуусепп, автор учебника по неврологии нейротравматолог М.И. Аствацатуров. Поэтому неудивительно, что эта дисциплина увлекла студента Панова, ставшего после выпуска ассистентом кафедры неврологии Ленинградского института медицинских знаний.

НОВАЯ СТАРАЯ ИНФЕКЦИЯ

Весьма интересно, что до 1935 года клещевой энцефалит оставался заболеванием неизвестным, несмотря на то что освоение Сибири началось еще во времена Ивана Грозного. Но ни в летописи похода атамана Ермака, ни в мемуарах декабристов (вот уж кого нельзя упрекнуть в отсутствии образования), ни в отчетах со строительства КВЖД заболевание идентифицировано не было. Данный факт даже породил конспирологические теории о внедрении вируса японцами, их «отрядом 731», тем более что на территории Дальнего Востока был известен японский энцефалит — заболевание, вызываемое близкородственным флавивирусом, передающимся через укусы комаров. Но так как убедительных доказательств диверсий со стороны недружественной Японии так и не было представлено, то наиболее очевидной видится версия о том, что заболевание действительно встречалось и до 1935 года, но оставалось не описанным, а в локальных сводках значилось как «летний энцефалит». Немудрено, что последующие эпидемиологические исследования подтвердили высокий популяционный иммунитет у местного населения, что означало лишь одно:местные болели в большом количестве, но в легкой форме.

ЛЕНИНГРАД — ХАБАРОВСК

Согласно закону о всеобщей воинской обязанности от 1930 года на службу в Красную армию призывались лишь трудящиеся граждане СССР. Панов по призыву был направлен военврачом в Дальневосточный военный округ. Пожалуй, это было судьбоносное стечение обстоятельств, поскольку в отдаленных районах страны не просто был дефицит узкопрофильных специалистов — подчас врачебные обязанности исполняли фельдшеры.

С первых летних месяцев новоиспеченный специалист обратил внимание, что в клинику попадают молодые люди, ранее здоровые, с тяжелыми неврологическими нарушениями. При этом у каждого заболевание начиналось с повышения температуры, что могло свидетельствовать о его инфекционном характере. Так как вспышки подобных болезней начинались весной и завершались осенью, было маловероятно, что причиной служил вирус гриппа, распространявшийся как раз в холодное время. Кроме того, среди заболевших оказалось много людей, работа которых связана с посещением леса.

Подробно описав клиническую картину, изменения в спинномозговой жидкости, Панов сделал доклад о «летнем энцефалите» и даже составил инструкцию для врачей по профилактике, диагностике и лечению заболевания. В тех условиях обнаружить возбудителя своими силами у дальневосточных военных медиков возможности не было, но озвученная проблема была замечена в столице, и на помощь коллегам направили экспедицию Льва Зильбера. Что было дальше — вошло во все учебники по истории медицины, и вирусологии в частности.

НЕИЗЛЕЧИМО, НО ПРЕДУПРЕЖДАЕМО

К сожалению, распространение вируса клещевого энцефалита, впервые обнаруженного на Дальнем Востоке, оказалось намного шире, чем ожидалось. По данным Роспотребнадзора, 48 субъектов России остаются полностью или частично эндемичными. В Подмосковье, например, таковыми признаны граничащие с Тверской областью Дмитровский и Талдомский районы.

В настоящий момент этиотропной терапии клещевого энцефалита не разработано, поэтому если заболевание развивается, врач не может непосредственно повлиять на вирус. Помощь больному сводится к противовоспалительной, противоотечной и поддерживающей терапии. Однако разработана специфическая профилактика клещевого энцефалита. Схемы у разных вакцин немного различаются, но принципиально одно — прививаться нужно не позже чем за две недели до выезда в эндемичный регион. Кроме того, существует экстренная постконтактная профилактика специфическим иммуноглобулином. Однако данный метод не столь эффективен, по сути является «пожарным» и заболевания может не предотвратить. Поэтому при планировании поездки стоит заранее подумать о профилактике столь тяжелой болезни.

ХАБАРОВСК — ЛЕНИНГРАД

А.Г. Панов не остановился на описании заболевания и в последующие годы продолжил его изучение, которое прервала Великая Отечественная война. Будучи военным врачом, он оказался более востребован на западных рубежах и работал в госпиталях Балтийского флота, проводил исследования в авиационной медицине, был награжден орденами Отечественной войны, дважды — Красной звезды и, как признание его трудов, Трудового красного знамени.

По окончании войны ученый вернулся в Приморский край, и итогом его трудов стала успешно защищенная докторская диссертация. Он успешно руководил кафедрой в Военно-медицинской академии, активно изучал проблемы рассеянного склероза, энцефаломиелитов, был председателем Ленинградского общества неврологов и психиатров. Выглядит несправедливо, что врач, первым обративший внимание на проблему клещевого энцефалита, не был удостоен наравне с командой Л. Зильбера Сталинской премии, но оставленное Пановым научное наследие до сих пор служит нам.


НАШИ ПАРТНЕРЫ