Статьи
Николай Михайлович Иценко: у истоков нейроэндокринологии
Жизнь выдающегося отечественного ученого Н.М. Иценко (1889–1954) напоминала увлекательный роман. Его исключали сначала из реального училища, а потом из университета за участие в революционном движении. Он вышел целым и невредимым из горнила двух мировых войн. Внес бесценный вклад в развитие эндокринологии и неврологии, написал более ста научных работ. В его честь названы два заболевания, по крайней мере одно из которых у всех на слуху. Так что же это был за человек? Давайте узнаем!
БУРНАЯ МОЛОДОСТЬ
Николай Михайлович родился 16 (29) декабря 1889 года в селе Софиевка Верхнеднепропетровского уезда Екатеринославской губернии. В какой семье — в энциклопедиях советского периода умалчивается, из чего можно сделать вывод, что скорее всего не в рабоче-крестьянской. При этом симпатии будущего профессора всегда были на стороне униженных и оскорбленных, особенно после Кровавого воскресенья 9 января 1905 года, когда с молчаливого согласия императора Николая II в Санкт-Петербурге расстреляли 150‑тысячное шествие рабочих, собиравшихся вручить царю подписанную десятками тысяч петербуржцев петицию с просьбой о реформах. 16‑летний тезка российского самодержца в то время ходил в реальное училище, откуда и был отчислен за участие в уличных беспорядках.
Готовиться к экзаменам на экономический факультет Санкт-Петербургского политехнического института императора Петра Великого юноше пришлось самостоятельно. Николай успешно сдал их в 1909 году, но отучился в Политехе только два курса, потому что почувствовал: экономика — это не совсем то, чему бы он хотел посвятить свою жизнь. Не деньги считать, а людей спасать — вот это действительно достойная цель и благородная профессия! Так в 1911 году Николай Иценко поступил в Петербургскую военно-медицинскую академию (ВМА), но не прошло и двух лет, как его и оттуда исключили из-за резких публикаций в академической газете «Студенческие годы». Руководству ВМА не понравились статьи «К реформе Военно-медицинской академии 1913 года» и «На перепутье», в которых автор резко критиковал существовавшую в то время систему медицинского образования.
Пришлось искать новую alma mater на задворках Российской империи. Эту роль в его жизни сыграл Юрьевский университет (ныне Тартуский в Эстонии). Николай Михайлович окончил его в 1914 году, а тут и Первая мировая война! Доктора Иценко на долгих четыре года призвали на службу в армии в качестве зауряд-врача первого класса — вот какие тогда были должности по штатному расписанию!
ПУТЬ К ВЕРШИНАМ
С 1918 года молодой врач работал в клинике нервных и душевных болезней Донского университета в Ростове-на-Дону, сначала в качестве экстерна, а с 1919 года — штатного ординатора. В 1921 году Николая Михайловича избрали на должность ассистента университетской клиники, которой руководил профессор А.И. Ющенко. 30 марта 1923 года Н.М. Иценко защитил диссертацию «К патологической анатомии хронического эпидемического энцефалита с клинической картиной синдрома скованности», удостоившись степени научного специалиста по нервным и душевным болезням.
В 1924 году в Ростове-на-Дону была организована кафедра нервных и душевных болезней, которой заведовал Павел Иосифович Эдмин — ученик одного из основоположников нейрохирургии в России Ливерия Осиповича Даркшевича. Н.М. Иценко приходит на эту кафедру ассистентом, но уже через год становится приват-доцентом, а еще через пять лет, в 1930 году, и сам возглавляет кафедру физиотерапии, не оставляя при этом работу на кафедре нервных болезней.
Но вернемся в 1925 год, ставший поистине триумфальным для скромного приват-доцента и знаковым для поколений будущих нейроэндокринологов. Именно тогда доктор Иценко обнаружил на секции изменения в системе «гипофиз — серый бугор» и описал патологию гипофиза и межуточного мозга, названную впоследствии болезнью Иценко — Кушинга. Американский нейрохирург Харви Уильям Кушинг обнаружил заболевание с похожей клинической картиной лишь семь лет спустя, в 1932 году, и связал его с базофильной аденомой передней доли гипофиза. Симптомокомплекс болезни у обоих авторов разночтений не вызывал, разница состояла в понимании каждым из них ее патогенеза. Кушинг считал, что все дело в наличии опухоли, той самой базофильной аденомы гипофиза, которую он обнаруживал при вскрытии в наблюдаемых им случаях. У больных же, описанных Н.М. Иценко, кроме симптомов, отмеченных Кушингом, важное место занимали нейровегетативные проявления. У некоторых пациентов болезнь начиналась именно с них.
Николай Михайлович был справедливо убежден, что речь идет о межуточно-гипофизарном заболевании с первичным поражением гипоталамуса. В этом проявилась характерная особенность Н.М. Иценко как ученого — способность глубоко всматриваться в клинические симптомы заболевания и подвергать их тщательному анализу. Очевидно, что данный подход внес значительный вклад в расшифровку этиологии и патогенеза болезни Иценко — Кушинга. Ученый описал эту патологию в статье «Опухоль гипофиза с полигландулярным симптомокомплексом», опубликованной в ростовском сборнике научных работ «Юго-Восточный вестник здравоохранения» в 1925 году.
Спустя год в том же издании была напечатана следующая работа того же автора «Патологоанатомические основы полигландулярного синдрома». В ней рассказывалось о случае опухоли головного мозга с объемной вегетативной и эндокринной симптоматикой, в клиническую картину которой вписывались гипотиреоз, надпочечниковый гирсутизм, адипозогенитальная дистрофия, а также «высокая рефлекторная возбудимость всех анализаторов». Ученый справедливо замечает, что объяснять эти изменения исключительно патологическим процессом в гипофизе «было бы искусственно», поскольку центры водного, липидного и углеводного обменов находятся в гипоталамусе. Нарушения работы этих центров ведут к развитию эндокринного ожирения, несахарного диабета, трофических и половых расстройств и к другим проявлениям сбоев в работе желез внутренней секреции.
В данной публикации Н.М. Иценко впервые отчетливо четко высказывает главную мысль: «Сложная и запутанная картина нарушения обмена веществ» является следствием патологически измененной деятельности "центра вегетации" — гипоталамуса, здесь же берут начало эпилептоидные припадки, входящие в комплекс вегетативных нарушений». В 1925–1926 годах Николай Михайлович описал своеобразную подкорковую диэнцефальную эпилепсию, о которой ранее, еще в 1863 году, сообщал отечественный врач П. Ворсаб. Соответственно этот вид эпилепсии назван эпилепсией Ворсаба — Иценко. И только через 20 лет, в 1946 году, ученый оформил все эти важные мысли и идеи в виде монографии.
ПОДВИГ ЖИЗНИ
В 1932–1933 годах Н.М. Иценко заведует кафедрой физиотерапии Государственного бальнеологического института в Пятигорске. А в 1933 году переезжает в Иваново, где организует и возглавляет сначала кафедру нервных болезней местного медицинского института, а затем и неврологическую клинику с отделением нейрохирургии. В 1935 году Н.М. Иценко присваивают по совокупности публикаций ученую степень доктора медицинских наук и звание профессора. В 1937 году по состоянию здоровья Николай Михайлович переезжает в Кисловодск, где руководит научно-лечебным делом в санатории имени С. Орджоникидзе, крупнейшем в СССР. Но уже 1 октября 1939 года Н.М. Иценко переезжает в Воронеж, где избирается руководителем кафедры нервных болезней мединститута, что позволило ей значительно расширить как клинические базы, так и квалификацию. Этот пост он будет занимать 15 лет — до конца жизни.
В 1942–1944 годах Воронежский медицинский институт был эвакуирован в Ульяновск. Выполняя долг перед Родиной, Н.М. Иценко занимался организацией помощи, в том числе нейроэндокринологической и неврологической, раненым бойцам ульяновских госпиталей. Самоотверженный труд врача в 1944 году был отмечен специальным приказом коменданта Ульяновского гарнизона. Николай Михайлович был награжден орденом «Знак Почета», медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». Но даже война не заставила его прервать научную деятельность.
Свидетельством тому стали монографии, опубликованные сразу после Победы: «Клещевой весенне-летний энцефалит» (1945), «К клинике и патогенезу церебральных вегетативных синдромов в связи с учением о межуточно-гипофизарной системе» (1946), «Острый серозный хориоменингит» (1947), «Проблема начальных форм и фазности в развитии мозгового артериосклероза» (1947), «Клиника метастатических опухолей головного мозга» (1949). Профессором Иценко было издано 105 научных работ, и поныне не утративших своего значения. Так, в публикации о фазности мозгового атериосклероза был произведен обширный обзор отечественной и зарубежной литературы и обобщен собственный опыт работы на Кисловодском курорте. Данная статья дала импульс развитию учений о различных аспектах цереброваскулярных заболеваний, а именно атеросклеротической, гипертонической и дисциркуляторной энцефалопатии.
На лекциях профессора Иценко аудитория была набита битком, ведь они вызывали огромный интерес у студентов и коллег. Умер он 14 января 1954 года после тяжелой болезни. Похоронен на историко-мемориальном кладбище Коминтерновского района Воронежа. В 1987 году в Воронежском государственном медицинском институте имени Н.Н. Бурденко учредили почетную стипендию имени выдающегося педагога Н.М. Иценко.
Иван Белокрылов, Наталья Фоменко
Читайте также
- Новое мышление в терапии сахарного диабета 2 типа
- Диабет и вакцинация против COVID‑19: что важно не упустить из виду?
- Поиск инноваций или доверие опыту?
- Самоконтроль глюкозы крови в современных условиях
- Автономная полинейропатия — подводный айсберг диабета
- Принятие клинических решений на основе непрерывного мониторинга
- Флэш-мониторинг или традиционная глюкометрия — выбор очевиден?
- Разные проблемы — одно решение