Статьи
Нобелевский лауреат Джеймс Уотсон: новая концепция лечения рака
22.09.2017
Воздействие на антиоксидантную систему раковых клеток – еще одно новое слово в лечении, которое ждет онкологию в ближайшие годы. Об этом рассказал нобелевский лауреат Джеймс Уотсон на конференции EMBO RedoxRussia-2017.
Джеймс Уотсон
Американский биолог, лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине 1962 г. совместно с Фрэнсисом Криком и Морисом Х.Ф. Уилкинсом за открытие структуры молекулы ДНК.
Дж. Уотсон предложил новую концепцию, согласно которой после подавления антиоксидантной защиты опухоли будут гораздо лучше поддаваться лечению такими традиционными методами, как химио- и лучевая терапия, к которым некоторые из них остаются устойчивыми.
Для достижения результатов на первом пути можно понижать уровень NAD(P)H в раковых клетках — это позволит селективно блокировать уровень антиоксидантов. Для получения больших количеств ROS тоже уже есть проверенные препараты, например 3-бромпируват. На втором пути представляется перспективным использование микро- организмов для поиска новых препаратов на указанных направлениях. Кстати, 2-й путь уже пытаются использовать для терапии лейкемии. Это может привести к программам лечения таких видов онкологических заболеваний, при которых в современном мире остается только молиться. На данный момент одними из самых трудных для терапии остаются лимфомы, рак поджелудочной железы, плохо лечится рак печени, и Дж. Уотсон полагает, что новый подход окажется наиболее эффективным. К слову, таргетное подавление системы антиоксидантов в опухолевых клетках приведет к тому, что они окажутся более беззащитными перед активными формами кислорода, которые неминуемо образуются в процессе клеточного метаболизма.
И такая форма воздействия уже существует: например, в США появился патент, согласно которому в качестве «отключения» антиоксидантной защиты в стволовых онкологических клетках предлагаются хиноны. По словам Уотсона, инновационная стратегия помимо явных плюсов со стороны эффективности обладает гораздо более доступной ценой, чем широко используемые сейчас моноклональные антитела стоимостью в десятки тысяч долларов.
Подготовила Анна Хоружая