Статьи

Отодвигая старость

07.10.2024

Увеличение продолжительности жизни, рост популяции пожилых людей имеют оборотную сторону в виде целого ряда медико-социальных и экономических проблем. Поэтому особенно актуальной становится задача не просто продления, но именно качества жизни. На одном из заседаний Научного совета РАН ведущие специалисты рассказали о современных методах профилактики и лечения возраст-ассоциированных заболеваний, достижениях отечественной науки, способствующих замедлению старения и активному долголетию.

НС 3-24-15.PNG

ИЗУЧАЮТСЯ ФЕНОТИПЫ ДОЛГОЖИТЕЛЕЙ

В России с 2005 г. отмечается устойчивый рост средней продолжительности жизни — сегодня этот показатель равен почти 74 годам. При этом доля пожилого населения составляет 23 %, и к 2030 г., если планируемая продолжительность жизни достигнет 78 лет, уже каждый четвертый будет относиться к этой категории. Об этом рассказала главный внештатный гериатр МЗ РФ, директор Российского геронтологического научно-клинического центра (РГНКЦ) РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, чл.‑ корр. РАН, профессор, д.м.н. Ольга Николаевна Ткачева. 

В соответствии с этим модель медицины будущего следует выстраивать исходя из необходимости максимально отдалить первую манифестацию возраст-ассоциированных болезней. Эксперт уточнила, что речь идет о переходе к новой, профилактической парадигме, подразумевающей управление процессами старения, установление и модификацию факторов риска хронических неинфекционных заболеваний. Этим занимается созданный в 2022 г. первый в нашей стране Институт изучения старения РНИМУ им. Н.И. Пирогова. Здесь исследуются механизмы, приближающие человека к старческому возрасту: окислительное повреждение митохондрий, ферроптоз (вид программируемой клеточной гибели, сопряженной с железозависимым перекисным окислением мембранных фосфолипидов), ускоренное клеточное старение в миоцитах, старение внеклеточного матрикса и другие. Анализируются биомаркеры болезни Альцгеймера (БА) с применением омиксных технологий (технологии, основанные на омиксных науках, изучающих устройство генома и способы реализации заложенной в нем информации, — геномика, протеомика, метаболомика и т.д.), потенциальные маркеры когнитивного здоровья у пожилых на основе липидома, протеома, а также молекулярные предикторы старения и долголетия посредством изучения геномов и метагеномов долгожителей (так называемые 100‑летние геномы).

Одно из значимых клинических исследований RUSS-AGE продолжается уже 7‑й год. Его задача — охарактеризовать фенотипы старения в российской популяции. О.Н. Ткачева отметила, что в рамках исследования создан биобанк, где собрано почти 5 тыс. образцов различных тканей долгожителей. На основании оценки клинических, биохимических, эпигенетических и других показателей делаются попытки разработать точный определитель биологического возраста — так называемый «калькулятор старения». Еще одно важное направление работы связано с поиском геропротективных свойств у известных лекарственных средств. Кроме того, в лабораториях института уже синтезировано несколько оригинальных потенциальных геропротекторов.

Наконец, в конце прошлого года в РГНКЦ открылась первая в РФ трансляционная Клиника медицины здорового долголетия. Ее сотрудники решают проблемы замедления старения на основе целостного взгляда на здоровье человека, предполагающего изучение взаимосвязи функционирования различных органов и систем как при поддержании здоровья, так и при развитии болезни. Диагностика и лечение строятся на принципах доказательной и трансляционной медицины, понимании клеточно-молекулярных механизмов старения и развития возраст-ассоциированных заболеваний.

ВОЗРАСТ-ЗАВИСИМЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ

Если в 1950 г. доля мирового населения старше 60 лет не превышала 8 %, то к середине нынешнего столетия по прогнозам ООН она достигнет 21 %. Соответственно, ожидается рост частоты нейродегенеративных заболеваний: в недалекой перспективе ими будут страдать до 40 % людей старше 85 лет, рассказал директор Института мозга, заместитель директора по научной работе Научного центра неврологии, акад. РАН, профессор, д.м.н. Сергей Николаевич Иллариошкин.

Уже сейчас болезнями Альцгеймера и Паркинсона — двумя самыми распространенными формами возраст-ассоциированной нейродегенеративной патологии — в мире страдают свыше 40 млн человек. Согласно расчетам, к 2050 г. эта цифра может увеличиться втрое. Экономическое бремя деменций ежегодно составляет 1,3 трлн долл., а к 2030 г. вырастет до 2,8 (!) трлн долл. По словам ученого, патологические изменения при БА могут возникнуть за 20 и более лет до начала снижения когнитивных функций — латентный период иногда длится очень долго. Поэтому одними из главнейших задач медицинской науки становятся поиск специфических биомаркеров этого заболевания и разработка методов максимально ранней диагностики, когда еще не поздно помочь потенциальному пациенту.

Из подобных опций на сегодняшний день в распоряжении врачей есть позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ) с радиофармпрепаратами, которые связываются с β-амилоидом (Аβ) и тау-белком, что дает возможность визуализировать их накопление в мозге. Однако такой метод дорог и малодоступен не только в нашей стране, но и во всем мире. К счастью, можно определять содержание этих субстанций в цереброспинальной жидкости. В настоящее время такой лабораторный тест выполняется всего в нескольких центрах, однако ученые намерены распространить этот опыт по всей России. Он очень важен, поскольку позволяет создавать средства для элиминации Аβ из вещества мозга, подчеркнул спикер.

Первые такие препараты уже появляются в лабораториях, и уже есть начальный опыт реализации «антиамилоидной» стратегии. Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США (Food and Drug Administration, FDA) одобрило адуканумаб — моноклональное антитело, растворяющее амилоидные агрегаты. У пациентов с начальной (доклинической) и легкой клинической стадиями БА при лечении им в течение 1 года отмечено снижение уровня Аβ в мозге, что сопровождалось приостановкой прогрессии когнитивного снижения.

В 2022 г. по результатам исследования III фазы CLARITY AD показано, что другой новый моноклональный препарат BAN2401 (леканемаб) на 27 % снижает темп нарастания расстройств высшей нервной деятельности (ВНД) и уменьшает содержание Аβ в ткани мозга.

COVID‑19 И ДРУГИЕ

Как справедливо отметил С.Н. Иллариошкин, важно понимать особенности предрасполагающих к возникновению БА факторов, чтобы бороться именно с ними. Это не только пожилой возраст; риск заболевания повышает, например, перенесенная новая коронавирусная инфекция.

В Научном центре неврологии изучили изменения в головном мозге людей, погибших от тяжелой формы COVID-19 в различных стационарах. Помимо неспецифических изменений токсического и ишемического характера исследователи установили факт накопления больших количеств амилоида. Это подтверждено и в одном из зарубежных исследований — Association of COVID‑19 with New-Onset Alzheimer’s Disease: у 6,2 млн пациентов с коронавирусной инфекцией тяжелого течения в анамнезе риск иметь БА в пожилом возрасте более высок по сравнению с общей популяцией.

Существует вероятность влияния и других инфекционных процессов. В частности, вирус простого герпеса и некоторые другие возбудители (такие как Chlamydia pneumoniae) способны инициировать образование амилоидных бляшек. И еще один важный аспект — воздействие средовых нейротоксинов, в том числе мелкодисперсных твердых частиц. «Пестициды, о которых мы давно знали, постепенно перестают использоваться. Однако у нас появился новый враг: мелкодисперсные твердые частицы дыма от лесных пожаров, в колоссальных объемах охвативших огромные территории планеты. Несколько опубликованных работ показывают, что эти образования могут вызывать очень серьезные изменения, подталкивающие к развитию БА», — сказал Иллариошкин. В числе других риск-факторов он назвал низкий уровень образования, низкие когнитивные и физические нагрузки, а также недостаточный сон, поскольку именно во время него происходит наиболее активное вымывание патологических белков из мозговой ткани.

Руководитель отдела гериатрической психиатрии ФГБНУ «Научный центр психического здоровья» профессор, д.м.н. Игорь Владимирович Колыхалов сделал акцент на потенциально модифицируемых факторах риска прогрессирования старческого слабоумия. Они в основном связаны либо с сердечно-сосудистыми заболеваниями, сахарным диабетом и ожирением, либо с особенностями образа жизни (курением, характером питания, уровнем физической, умственной и социальной активности). Поэтому стратегия первичной профилактики должна строиться соответствующим образом. Эксперт сослался на проведенное исследование по предотвращению когнитивных нарушений и инвалидности (FINGER, Финляндия). Его результаты продемонстрировали, что комплексное вмешательство, включающее диету, физические и специальные когнитивные упражнения, мониторинг сердечно-сосудистых рисков, могут сохранить или даже улучшить функции ВНД у людей 60–77 лет из популяции лиц с риском деменции. Таким образом, можно ожидать, что активное содействие изменению образа жизни на досимптомных и преддементных стадиях БА и аналогичных заболеваний приведет к отсрочке развития до ⅓ случаев деменций различного происхождения по всему миру.

                                                                                                                                                                                                                             Римма Шевченко



НАШИ ПАРТНЕРЫ