Статьи
Первая Нобелевская премия России
136 лет назад, в 1883 г., состоялась защита диссертации «Центробежные нервы сердца». Диссертант обладал явным талантом исследователя, но никто не мог предположить тогда, что это будущий Нобелевский лауреат Иван Петрович Павлов.
ИЗ СЕМИНАРИСТОВ — В НАУКУ
Кем быть, какую профессию выбрать? Такой вопрос, по-видимому, не стоял перед детьми священника Петра Дмитриевича Павлова. Жена его, Варвара Ивановна (девичья фамилия Успенская), также была дочерью священника. Первым ребенком в многодетной семье Павловых был сын Иван. Он родился 14 (26) сентября 1849 г.
Иван Павлов поступил в Рязанское духовное училище, по окончании которого — в семинарию. Конечно, он стал бы достойным продолжателем династии, если бы на последнем курсе не прочитал книгу И.М. Сеченова «Рефлексы головного мозга». Он заразился физиологией. И жизнь его круто изменилась. Но бывшему семинаристу Павлову путь на искомый факультет был заказан, таково было университетское правило. Но если нельзя войти в одну дверь, можно пройти через другую?
И он поступил на юридический факультет Петербургского университета, а уже через десять дней перевелся на естественное отделение физико-математического факультета. Атмосфера в университете была самая благоприятная для занятий наукой, здесь преподавали выдающиеся ученые: Д.И. Менделеев, А.М. Бутлеров, И.Ф. Цион и другие знаменитости.
Успешно окончив университет, Иван Павлов поступил на третий курс Медико-хирургической академии (с 1881 г. — Военно-медицинская академия, ВМА). И это тоже был «ход»: заниматься физиологией не разрешалось без медицинского образования. По окончании академии стал сотрудником, а затем заведующим лабораторией экспериментальной медицины при терапевтической клинике профессора С.П. Боткина. Здесь Павлов прошел основательную научную школу. Результатом явилась диссертация «Центробежные нервы сердца», защищенная в 1883 г. В ней молодой ученый доказал существование усиливающих сердечные сокращения нервных волокон (впоследствии — «нерв Павлова»).
А далее — командировка в Германию для подготовки к профессорскому званию. Но, несмотря на полученный опыт в зарубежных лабораториях и собственные публикации, Павлов некоторое время не мог найти место на кафедре физиологии в Петербурге. Отчаявшись, он даже собирался переехать работать в Томский университет.
В 1890 г. И. П. Павлова избрали профессором кафедры фармакологии, а затем — кафедры физиологии Военно-медицинской академии. Одновременно он заведовал отделом физиологии в открывшемся Институте экспериментальной медицины в Петербурге. В этом институте впервые в мире были построены операционные для собак и клиника для их содержания на средства, пожертвованные самим Альфредом Нобелем, а также «Башня молчания» — лаборатория для изучения условных рефлексов у животных.
УСЛОВНЫЕ И БЕЗУСЛОВНЫЕ
Изучая пищеварительную секрецию и поведение животных, Павлов наблюдал безусловные (врожденные) рефлексы и выявил рефлексы нового типа, формирующиеся и закрепляющиеся при определенных условиях окружающей среды. Он назвал их «условными». Павловым проведена колоссальная работа по изучению физиологии пищеварения, результаты обобщены в монографии «Лекции о работе главных пищеварительных желез», переведенной на иностранные языки. Ученый подчеркивал психический рефлекс как важный для пищеварения.
В своих лекциях профессор Павлов развивал идею интеграции функций как ключевой проблемы физиологии: «Физиология органов — это только начало, анализ. Должен последовать синтез, связь отдельных функций и их совместный и универсальный ход». Он называл физиологию фундаментом медицины.
ТРИУМФ РОССИЙСКОЙ НАУКИ
1904 год стал для Ивана Петровича Павлова триумфальным — его избрали почетным членом многих отечественных и зарубежных научных обществ. Но главное — 7 октября было принято решение о присуждении ему Нобелевской премии в области физиологии и медицины «за работу по физиологии пищеварения, благодаря которой было сформировано более ясное понимание жизненно важных аспектов этого вопроса». Это первая Нобелевская премия России! Идея условных рефлексов так сильно увлекла Павлова, что в своей речи при награждении он отвел им большее место, чем физиологии пищеварения. Так в научном творчестве академика Павлова произошел перелом — от физиологии пищеварения к созданию физиологии высшей нервной деятельности. Возникло новое нейрофизиологическое направление.
В 1907 г. И.П. Павлов был избран действительным членом Императорской Санкт-Петербургской академии наук по разделу сравнительной анатомии и физиологии, одновременно он совмещал должность заведующего кафедрой физиологии ВМА. По установившейся традиции новый учебный год профессора академии предварялся вступительной лекцией. И.П. Павлов первый час своей лекции посвящал далекой от физиологии теме. В дореволюционное время он обычно делал обзоры литературных новинок, критиковал деятелей Государственной Думы и министров. После Октябрьской революции, выступая перед студентами, Нобелевский лауреат нередко ругал большевиков. Будучи на хорошем счету у любой власти, сам И.П. Павлов не прогибался и не без гордости говорил: «Я никогда политикой активно не занимался, никогда ни к какой партии не принадлежал».
«ПЕРВЫЙ ФИЗИОЛОГ МИРА»
С 1925 по 1936 гг. академик Павлов — директор Физиологического института АН СССР (ныне Институт физиологии им. И.П. Павлова РАН). Изучая «экспериментальный невроз», Павлов обосновал патологию высшей нервной деятельности. Специально для него организовали в Колтушах Биостанцию — великолепный институт, неофициально прозванный «столицей условных рефлексов». Павлова назначили директором.
Работы И.П. Павлова, посвященные высшей нервной деятельности, не прошли незамеченными в науке. Он выдвигался на получение второй Нобелевской премии в 1925 г. и в 1927–1930 гг., причем в 14 номинациях! Но Нобелевскую премию в области физиологии и медицины в 1925 г. никто не получил. В последующие годы были награждены другие ученые.
Обладая хорошим здоровьем, Иван Петрович болел редко. Но, посетив свою лабораторию в Колтушах 21 февраля 1936 г., он неожиданно простудился и заболел воспалением легких. В качестве консультантов к больному немедленно были вызваны светила тогдашней медицины. Будучи опытным физиологом, Павлов распознал у себя признаки наступающей смерти. Лежа в постели, он озабоченно заявил: «Позвольте, но ведь это кора, это кора, это отек коры!» Умер выдающийся физиолог ночью 27 февраля 1936 г. Вскрытие показало: он не ошибся. Похоронен ученый в Петербурге на Волковском кладбище.
Надежда Емельянова
Читайте также
- Транскраниальная магнитная стимуляция при лечении депрессий
- Лечение семейной наследственной транстиретиновой полинейропатии
- Акатинол Мемантин в терапии когнитивных расстройств
- Встретимся в Париже. Летняя школа миологии приглашает специалистов
- Современный подход к диагностике и лечению мультисистемной атрофии
- Когда неврологу нужен психиатр