Статьи
Побочный эффект во благо
Это ретроспективное исследование на сегодня стало самой крупной работой, посвященной изучению функции щитовидной железы у пациентов с онкопатологией других органов при нормальном исходном уровне тиреоидных гормонов.
Для участия в исследовании были отобраны 538 пациентов с распространенными опухолями различных органов, не включающих щитовидную железу. Диагнозы пациентов включали почечно-клеточную карциному, стромальные опухоли ЖКТ, гепатоцеллюлярную карциному, нейроэндокринные опухоли, саркомы и первичные опухоли ЦНС. Другие варианты патологии щитовидной железы также служили критериями исключения.
Все пациенты проходили лечение ингибиторами тирозинкиназ в период с 2007 по 2017 год и сдавали анализы на гормоны тиреоидной оси. Назначались такие препараты, как акситиниб, пазопаниб, регорафениб, сорафениб, сутиниб и вандетаниб.
Проявления гипотиреоидизма были зафиксированы у 40 % участников, из которых 13 % пришлись на субклиническую и 27 % — на клинически значимую форму.
По итогам статистической обработки результатов выяснилось, что у пациентов, имевших клинически значимые проявления гипофункции щитовидной железы, медиана общей выживаемости была выше и составила 1643 дня (95 % ДИ 1215–1991 день), при гипотиреоидизме в субклинической форме — 1005 дней (95 % ДИ 634–1528 дней), а при сохранении нормальной функции щитовидной железы — 685 дней (95 % ДИ 523–851 день) (p < 0,0001).
При клинической форме гипотиреоидизма преимущество оставалось достоверным даже при многофакторном анализе после поправки на возраст, пол, расу, тип опухоли, стадию заболевания и терапию ингибиторами конечных точек иммунного ответа (ОР 0,561, р < 0,0001). Для пациентов с субклинической формой корреляция утратила значимость после анализа с поправкой (ОР 0,796, р = 0,165).
Вероятность снижения функции щитовидной железы оказалась выше у женщин (в 52,8 % случаев против 33,7 %, р < 0,0002). Среди всех типов опухолей наибольшая частота гипотиреоидизма наблюдалась при почечно-клеточной карциноме и стромальных опухолях ЖКТ (р < 0,0001).
Продолжительность курса терапии ингибиторами тирозинкиназ значимо не различалась между группами пациентов, у которых был и не был диагностирован гипотиреоидизм. Медиана продолжительности составила 215 дней (интерквартильный диапазон (ИКД) 95–658 дней) при нормальной функции щитовидной железы, 195 дней (ИКД 63–586 дней) при субклинической форме и 202,5 дней (ИКД 61–518,5 дней) при клинической форме гипотиреоидизма (р = 0,46).
Согласно имеющимся данным, применение гормонозаместительной терапии при гипотиреоидизме не сказывается отрицательно на показателях выживаемости (Riesenbeck et al., 2010). Авторы исследования полагают, что такие результаты закономерны: вероятно, в механизме действия ингибиторов тирозинкиназ на клетки злокачественного новообразования и на ткань щитовидной железы присутствуют одни и те же звенья.
Находку прокомментировал B. R. Haugen, заведующий эндокринологическим отделением в Медицинском университете Колорадо, США, который сказал о том, что если захват препарата нормальными тканями, в том числе тканью щитовидной железы, достаточен, то и захват его клетками опухоли будет проходить в необходимом объеме. По этой причине гипотиреоидизм может выступать как индикатор эффективности лечения ингибиторами тирозинкиназ.
Эксперт также упомянул небольшие исследования, результаты которых свидетельствуют в пользу аналогичных корреляций с другими побочными эффектами ингибиторов тирозинкиназ: кожной сыпью, артериальной гипертензией и пр. А у пациентов, проходящих лечение ингибиторами контрольных точек иммунного ответа, также чаще, чем в общей популяции, развивается гипотиреоидизм. Как пояснил проф. M. Lechner, полученные результаты позволят клиницистам в ряде случаев с большей уверенностью продолжать лечение пациентов ингибиторами тирозинкиназ. Врач, делая выбор, взвешивает все «за» и «против» в виде преимуществ терапии и побочных эффектов, и дополнительная информация в подобных случаях поможет принять решение продолжать терапию препаратами данного класса.