Статьи
Принципиально новый вид лечения солидных опухолей, 40 лет пролежавший на полке, получил регистрацию FDA. Начало большого пути или локальный успех?
Некоторое время назад я случайно наткнулся на новость о том, что FDA зарегистрировало очередной противоопухолевый препарат. Все бы ничего, если бы речь не шла о первом в своем классе продукте, продвигавшемся к признанию более 40 лет. Точнее, он пролежал эти 40 лет на полке, хотя имена его разработчиков были хорошо известны в онкологическом сообществе.
ОГРОМНЫЙ ПРОРЫВ
Метод был разработан Стивеном Розенбергом (Steven Rosenberg) и его коллегами из Национального института рака США и опробован на экспериментальных животных в далеком 1982 году. Применение «препарата» привело к достижению ремиссии у 9 из 15 (60 %) пациентов с распространенной меланомой — но, увы, осталось почти не замеченным широкой онкологической общественностью.
Да и сейчас этой новости, кажется, уделяется незаслуженно мало внимания. А с моей точки зрения — это огромный прорыв, так как речь идет о первом реальном успехе клеточной иммунотерапии при лечении солидных опухолей. Ведь до сего дня все успехи подобного рода — как аллогенной трансплантации, так и лимфоцитов с модифицированным Т-клеточным рецептором (CAR-T-клетки) — касались лишь гематологии. О каких-то шагах CAR-T в области лечения солидных опухолей сообщалось несколько раз, но все это так и не приблизилось к созданию коммерчески доступного продукта. И вот наконец методика, предусматривающая использование аутологичных опухоль-инфильтрирующих лимфоцитов (tumor infiltrated lymphocytes, TIL), показала результаты, позволившие FDA одобрить ее для рутинного применения, хотя и в варианте ускоренной регистрации.
ПРОБЛЕСК НАДЕЖДЫ
Аутологичные опухоль-инфильтрирующие лимфоциты, получаемые из образцов опухолевой ткани пациента, в отличие от CAR-T-клеток представляют собой неизмененные лимфоциты (подвергнутые лишь экспансии in vitro). Также в отличие от CAR-T-клеток, направленных лишь на один из антигенов опухоли (что хорошо для опухолей с высокой однородностью по экспрессии антигенов, как это наблюдается при гемобластозах, но редко встречается при солидных опухолях), TIL могут распознавать широкий спектр антигенов, ассоциированных с опухолью конкретного пациента. Возможно, именно этим обусловлен тот факт, что TIL смогли дать весьма впечатляющие результаты при солидной опухоли, где применение CAR-T пока не привело к значимым прорывам.
А результаты при меланоме выглядят действительно впечатляющими, особенно с учетом того, что касаются группы больных, исчерпавших все возможные варианты терапии с доказанной клинически значимой эффективностью. В регистрационное исследование включались пациенты, получившие и иммунотерапию, и анти-BRAF/MEK-ингибиторы (при наличии мутации BRAF V600E). В этой популяции больных (n = 73) от использования клеточного препарата из подвергнутых экспансии in vitro аутологичных TIL, получившего название лифлеуцел (Lifileucel), удалось получить частоту объективных ответов в 31 % случаев с медианой длительности ремиссии, не достигнутой при медиане наблюдения 18,6 месяца, 42 % из достигнутых ремиссий длились 2 года и более.
ПОДВОДНЫЕ КАМНИ
Это исследование не было лишено подводных камней, так как время, необходимое для экспансии (производства) достаточного количества TIL, составляло от 4 до 6 недель, что само по себе ограничивало популяцию больных теми, кто был в состоянии дожить до получения клеток и развития эффекта. То же самое характеризует и группу больных, участвовавших в исследовании, — несмотря на высокую предлеченность, это были пациенты с заболеванием, позволившим им дожить до получения клеточного продукта и реализации его эффекта.
Также трудность представляет вариабельность между пациентами в отношении качества и времени получения достаточного количества клеток, а еще высокая цена изготовления продукта. Кроме того, TIL вводятся пациенту после химиотерапии (циклофосфамид, флюдарабин), используемой с целью лимфодеплеции, и на фоне введения высоких доз (600 000 МЕ/кг, 6 доз) интерлейкина-2, что не лишено выраженных побочных эффектов.
Однако, хотя это была непростая история начиная с первого шага, совершенного 40 лет назад, очень хочется верить, что мы находимся лишь в начале славного пути. Ведь, как мы знаем по опыту ингибиторов контрольных точек иммунитета, нащупанная дорожка в области иммунотерапии одной из опухолей может быть с успехом применена при большом спектре нозологий. А шанс на это есть, так как сегодня проводится более 75 исследований в области TIL при различных заболеваниях.
Материал опубликован с разрешения редакции сайта Российского общества клинической онкологии (RUSSCO) RosOncoWeb, где вышел в марте 2024 года: https://gazeta.russco.org/vypusk032024.
Читайте также
- Борьба с онкологическими заболеваниями: что в итоге?
- Дешево и сердито: искусственный интеллект помогает находить наименее дорогие препараты
- Профилактика наследственных форм рака молочной железы
- Осложнения иммунотерапии. Беззащитная щитовидная железа
- Статистика боли у онкологических пациентов
- Профилактика и лечение осложнений обезболивающей терапии в онкологии