Статьи

Профессиональное выгорание как грядущая эпидемия: что делать?

06.10.2024

Значимость синдрома эмоционального выгорания (СЭВ) как «результата хронического стресса на рабочем месте, который не был успешно преодолен» красноречивее всего подтверждается его включением в обновленную Международную классификацию болезней (МКБ‑11) (код QD85). Это означает официальное признание рассматриваемого состояния заболеванием и, следовательно, основанием к обращению в случае необходимости за соответствующей помощью. О профессиональном выгорании у медицинских работников мы поговорили с кандидатом психологических наук, генеральным директором тренинговой компании «Ассоциация Бизнес Мастерства» (www.abmgroup.ru) Светланой БАДАЕВОЙ.

— Светлана, расскажите, пожалуйста, как возникло понятие об эмоциональном выгорании?

— Термин «эмоциональное выгорание» (англ. burnout — перегорание, истощение) ввел в 70‑е гг. прошлого столетия американский психиатр Г. Фрейденбергер (H. Freudenberger), наблюдая за работой коллег в психиатрической больнице. Тогда же было установлено, что обязательное условие профессионального выгорания — негативно влияющий на организм длительный стресс, который человек самостоятельно преодолеть не может. В 1986 г. описательные характеристики СЭВ систематизировали ученые из США К. Маслач и С. Джексон (C. Maslach, S. Jackson). В соответствии со сформулированной ими многофакторной теорией выгорания это расстройство проявляется в трех основных группах переживаний: эмоциональном истощении, деперсонализации и редукции личных достижений.

Признание синдрома самостоятельной нозологической единицей повлекло за собой разработку системы диагностических критериев, включающих включающих, помимо психологических отклонений, такие неспецифические проявления, как нарушения сна, головные боли неясного характера, дис- функции желудочно-кишечного тракта и др. Сюда вошли и синдром хронической усталости, нарушения сердечной деятельности, артериальная гипертензия, сахарный диабет 2-го типа.

— Из чего складывается воздействие синдрома на личность человека и медработника в частности?

— Наряду с эмоциональным перенапряжением постепенно развивается стойкое физическое переутомление, которое не удается устранить обычными средствами. К этому присоединяются нарушения сна и питания, связанные в том числе с режимом работы. В психологическом плане имеют значение негативное отношение администрации к сотруднику, конфликтные ситуации с коллегами. У медперсонала это еще и жалобы со стороны пациентов и их родственников; различного рода судебные разбирательства и т.д.

Следует учитывать, что все это накладывается как на индивидуальный психотип человека, так и на имеющуюся соматическую патологию, в результате чего существенно ухудшаются показатели общего статуса, параметры иммунной защиты.

— Как часто психологам приходится сталкиваться с проявлениями профессионального выгорания у работников здравоохранения?

— Эта проблема с каждым годом действительно становится все более животрепещущей. Однако важно не путать истинное профессиональное выгорание с усталостью той или иной степени. Известно, что значительная часть российских медиков нередко работают по 12 часов в день, а иногда и больше — вследствие кадрового дефицита, неудовлетворительного материального положения и иных причин. Несбалансированный график ведет к физическому истощению, создающему основу для выгорания. При отказе же врача от переработок у администрации часто есть реальная возможность уволить сотрудника, заменив его другим.

Директивный стиль управления, нередко встречающийся в нашей медицинской системе, травмирует врачей. Их часто не слышат; с ними могут не считаться, общаться в приказном тоне, назначать штрафы. Ситуация, в которой становится выгоднее действовать «по минимуму», в рамках наиболее безопасных для себя действий, чтобы не подвергнуться очередному взысканию, невольно формирует стратегию избегания, а не достижения оптимального результата.

Не секрет, что на прием одного амбулаторного пациента в государственных клиниках выделяется 15 минут, в частных учреждениях — несколько больше. За это время невозможно выполнить полноценный расспрос, качественно провести диагностику. Постоянное ощущение «цейтнота» может привести к хронической усталости, а затем и непосредственно к профессиональному выгоранию.

— Чем характеризуются стадии выгорания?

— В соответствии с многофакторной теорией выгорания для первой стадии характерно эмоциональное истощение: врачи «на автомате», часто отстраняясь от переживаний, выполняют положенный объем работы. Они перестают сочувствовать пациентам, отношение к которым становится менее внимательным и более формальным, что не может не сказываться на качестве диагностики и лечения.

На второй стадии начинается деперсонализация — процесс «формализации» межличностных отношений. Появляются циничность, безразличие, конфликтность. Ухудшается коммуникация внутреннего (в коллективе и семье), а затем и внешнего характера. Сейчас от пациентов поступает много жалоб на раздражительность медработников. А это не что иное, как защитная реакция организма на переутомление. Стремясь зарабатывать больше или принести бо́льшую пользу клинике, медики нередко берут на себя сверхнагрузки, не выдерживая физически и эмоционально. Поэтому забота о себе — это прежде всего жизненная необходимость.

Наконец, третья стадии профессионального выгорания характеризуется редукцией связанных с профессией достижений, когда уже явно начинают проявляться черты депрессии. У человека заметно снижается самооценка, происходит обесценивание собственных стремлений и личности в целом; теряются смысл профессиональной деятельности и мотивация к ней, утрачивается понимание того, зачем и во имя чего он занимается этой работой. Усиливаются эмоциональная холодность, аутоагрессия, дистанцирование по отношению к пациентам, что может временами граничить с социопатией. И это уже действительно серьезная проблема. Первым шагом в ее преодолении должно стать выстраивание рационального графика.

Кроме того, даже врачи с высоким уровнем профессионализма, к сожалению, бывают недостаточно пациентоориентированы. На наших бизнес-тренингах мы прорабатываем этот навык. Однако довольно часто в процессе обучения выясняется, что основная проблема, не позволяющая терпеливо выслушивать пациента, быть с ним обходительным, связана с большим внутренним напряжением и отсутствием необходимого «душевного» потенциала.

— Формирование оптимального графика — важный шаг, но определенно не единственный. Что еще могут предложить специалисты?

— Во всем мире практикуется техника «Колесо жизненного баланса», разработанная в 1970‑х гг. британо-американским коучем П. Дж. Майером (P.J. Meyer) — основателем Института мотивации успеха. Такое колесо легко представить в виде классического круга, разделенного на определенное количество секторов (карьера, деньги, здоровье, друзья, семья, развитие и т.д.). Обычно их 8, но можно выделить и больше. Подобная визуализация помогает наглядно оценить степень удовлетворенности человека в каждом из этих разделов, самостоятельно или с тренером проанализировать их содержание и внести коррективы. Это подразумевает выстраивание приоритетов, выделение сбалансированного времени для отдыха, обучения и работы, освоение элементарных навыков и принципов психогигиены.

Чтобы противостоять выгоранию, важно научиться работать и с эмоциональными триггерами. Одна из самых эффективных методик для проработки эмоций — технология Wingwave (https://wingwave.com/ru/owingwave/chto-takoe-wingwave-coaching/) (букв. с англ. «взмах крыла бабочки». — Прим. ред.). Ее создала и запатентовала немецкий психотерапевт К. Бессер-Зигмунд (C. Besser-Siegmund).

В странах Европы, насколько мне известно, всех врачей обучают этому методу, чтобы они могли грамотно поддерживать пациентов, помогая им в ситуациях психологического сопротивления лечению. Но эта же техника используется и для непосредственной работы с медиками, предоставляя им инструмент для преодоления профессионального выгорания.

— Расскажите подробнее о Wingwave. Как это работает?

— Основная ценность этого направления в том, что, взаимодействуя в тандеме с коучем, человек учится управлять своим эмоциональным состоянием и, убирая внутренние триггеры, достигает более высокой психологической устойчивости.

Приведу конкретный пример. В наше время отношение к врачу стало более «потребительским»: некоторые пациенты обращаются за помощью и тут же начинают диктовать, что и как нужно делать, как их следует лечить — обесценивая опыт специалиста, и т.д. На столь очевидное неуважение врачи нередко реагируют весьма болезненно. И уже одна-две сессии Wingwavе с профессиональным тренером могут помочь выявить первопричину, понять, почему такое отношение настолько сильно задевает, и скорректировать эмоциональную реакцию. Нужно, чтобы в итоге можно было спокойно реагировать и правильно отвечать на не всегда конструктивное, а иногда и откровенно «детское» или даже «троллинговое» поведение пациента.

— Возможно ли самостоятельно справиться с подобной задачей?

— Поиск глубинных триггеров, то есть установление связи между событием и истинной причиной не всегда адекватной реакции на него, — это работа с лимбической системой, с областью бессознательного. У человека, как правило, нет представления о том, почему именно сейчас он столь подвержен действию этих триггеров. Такая работа всегда очень индивидуальна и требует большого профессионализма. Зато использовать самостоятельно приемы саморегуляции не только можно, но и нужно. Каждому важно научиться самому регулировать свое «колесо баланса», заниматься психогигиеной, не выкладываться сверх меры на работе и помнить, что именно здоровье дает устойчивую возможность нормально трудиться, развиваться профессионально и личностно. Я бы рекомендовала каждый день выполнять какие-либо упражнения из области психогигиены. Например, слушать перед сном — только обязательно в наушниках — музыку Wingwave, скачанную в одноименном приложении. Это специальная, предназначенная для билатеральной стимуляции мозга музыка. С ее помощью активируются оба мозговых полушария, улучшаются когнитивные функции, снижается уровень стрессовой напряженности.

На мастер-классе, прошедшем осенью 2023 г. в рамках III ежегодной конференции Medical Business, мы, в частности, продемонстрировали несколько способов того, как можно самому достаточно быстро избавиться от раздражительности, не накапливать в себе негативные эмоции и стресс. Вот самое простое и весьма эффективное упражнение: вытянув перед собой руку, быстро двигать глазами по трем плоскостям — на уровне глаз, выше и ниже него.

— Неужели так просто?..

— На самом деле простота эта кажущаяся. В Wingwave коучи моделируют фазу быстрого сна (rapid eye movement, REM) «наяву» с помощью взмахов руки, помогая участникам сеанса быстро и ритмично двигать глазами. Происходит двусторонняя чередующаяся стимуляция головного мозга. Быстрые движения глаз — «саккады пробуждения», совершаемые до 100 тысяч раз в день, — приводят не только к быстрому и заметному снятию стресса и улучшению общего самочувствия; активируется префронтальная кора левого полушария, что подтверждается данными ЭЭГ. Однако на мозговую активность благоприятно влияют даже небольшие спонтанные движения глаз, усиливающие связь между различными областями мозга. Это ресурсное состояние способствует скоординированному мышлению, действию и реагированию. Результаты исследования по этой теме опубликованы в 2021 г. в престижном научном журнале Network Neuroscience нейробиологом К. Коба (C. Koba) и его командой1.

Еще один метод психотерапии — десенсибилизация и переработка движением глаз (ДПДГ; англ. eye movement desensitization and reprocessing, EMDR) — разработан американкой Ф. Шапиро (F. Shapiro) для лечения расстройств, вызванных переживанием стрессовых событий. При помощи движений глаз активизируются участкимозга, ответственные за переработку информации. В результате травмирующее событие, зафиксировавшееся в памяти и причиняющее эмоциональную боль, начинает постепенно тускнеть. 

Но даже не зная о технологиях Wingwave или EMDR, имеет смысл чаще смотреть по сторонам, чтобы глаза «бродили» как можно энергичнее — для хорошего самочувствия. Если вы много времени фокусируетесь на неподвижном мониторе, смартфоне или экране телевизора, делайте паузы, «блуждайте» глазами по комнате. Выходите гулять и смотрите по сторонам — это позволит дольше сохранять работоспособность. Нужно сказать, что к настоящему времени проведено большое количество интересных исследований, которые наглядно демонстрируют связь между подвижными окуломоторными навыками и психическим здоровьем человека. Также очень полезны танцы, любые виды физической активности, направленные на поочередную стимуляцию правой и левой половины туловища, обоих полушарий мозга. Любая билатеральная стимуляция активизирует парасимпатическую нервную систему, создает баланс, разряжает избыточное напряжение, обладает успокаивающим эффектом.

— Как врачам с их плотным графиком найти время для таких упражнений, тем более в рабочее время?

— Паузы особенно важны даже при самой большой загруженности. Упражнения (те же перекрестные движения глазами) полезно сделать сразу после ухода пациента, который «вывел» вас из себя; это поможет быстро вернуть равновесие. Если же на работе такой возможности нет, обязательно сделайте упражнения вечером, перед сном. Ложась спать в состоянии переутомления, мы не помогаем психике восстановиться. И чем выше нагрузки, тем важнее постоянно перерабатывать весь дневной стресс, не давать ему накапливаться. Любые дыхательные практики тоже помогают быстрее вернуться в состояние равновесия. Такая психогигиена жизненно необходима современному человеку.

— Светлана, можете ли вы оценить уровень недоверия к психологическимтехникам? Как удается его преодолеть?

— Действительно, поначалу даже сами врачи иногда критически относятся к любым подобного рода методикам.Но, как всегда, многое зависит от уровнямастерства самого коуча. Недоверие в ходесессии постепенно уходит, и в большинстве случаев люди «раскрываются». Дело в том, что у многих из нас уже сформировалось непринятие любых директивных требований. Если диктовать, навязывать образ и характер действия — люди, возможно, прислушаются, но потом все равно сделают по-своему. Но если делать маленькие шаги, показывать варианты, давать инструменты, позволяющие прожить свою ситуацию и тут же, на тренинге, увидеть результат, — это вызывает доверие. Когда, например, тренинг посвящен коммуникациям, в начале сессии мы можем смоделировать и снять на видео ситуации общения врача и пациента. И затем показать, какая коммуникативная стратегия могла бы быть максимально эффективной, не травмирующей обе стороны, совместно выработать правильные рабочие алгоритмы.

Еще раз подчеркну: когда работа идет на уровне саморегуляции и самомотивации, тренинги очень действенны. Но одного этого недостаточно; думается, надо менять саму систему взаимоотношений, чтобы в медицинских организациях была здоровая атмосфера для врачей, соблюдались все нормы по организации рабочего процесса и требования к ней. Именно врач должен стать главной фигурой — ведь часто именно «на него» идут пациенты, выбирая ту или иную клинику.

— Насколько необходимо, на ваш взгляд, создание в клиниках психологических служб, предназначенных не для пациентов, а для медицинского персонала, самих врачей?

— Во многих европейских странах психологическая помощь персоналу давно не редкость. Для своих специалистов медорганизации даже включают в страховку прием психотерапевта либо краткосрочный коучинг, которым можно воспользоваться бесплатно. К тому же у большинства европейских врачей иная организация досуга. Отработав, они восстанавливают силы, активно посещая тренажерные залы, общаются с семьей и друзьями, успешно занимаются творчеством — при некоторых клиниках и университетах созданы, например, «врачебные» симфонические оркестры. Получение новых профессиональных навыков, в том числе в области психогигиены и саморегуляции, сделалось важной частью европейской культуры. И эта тенденция будет только усиливаться, за ней — будущее.

                                                                                                                                                                                            Подготовила Валентина Терехина

______________________________________

1 Koba C., Notaro G., Tamm S., et al. Spontaneous eye movements during eyes-open rest reduce resting-state-network modularity by increasing visual-sensorimotor connectivity. Netw Neurosci. 2021;5(2):451–76. doi: 10.1162/netn_a_00186


НАШИ ПАРТНЕРЫ