Статьи
Программные цели
Каждый четвертый россиянин имеет риск развития сахарного диабета (СД) или уже им болен, каждые 6 секунд от СД умирает один человек. Болезнь может отнять 10 лет жизни. О заболеваемости в России, принимаемых мерах по профилактике, лечению и предотвращению осложнений, а также о реализации федерального проекта «Борьба с сахарным диабетом» говорили эксперты на пресс-конференции в ТАСС в канун отмечаемого 14 ноября Всемирного дня борьбы с диабетом.
ФОКУС ВНИМАНИЯ
Динамика распространенности сахарного диабета обоих типов показывает неуклонный рост числа больных преимущественно за счет СД 2-го типа. Сейчас в Государственном регистре больных СД, по данным Росстата, значится 5,04 млн россиян. «Это огромная цифра, более 3 % населения с уже поставленным диагнозом»,— сокрушается директор НМИЦ эндокринологии Минздрава России, член-корреспондент РАН, профессор, д.м.н. Наталья Георгиевна Мокрышева.
Но, как показывает практика, еще примерно столько же пациентов страдают СД, даже не подозревая об этом. По расчетам эндокринологической службы, СД той или иной степени тяжести имеют 10–12 млн россиян и еще примерно у стольких же есть предпосылки к его развитию. Ежегодно в стране выявляется 240 тыс. больных. «Это целая армия, которая пополняется очень большим числом новобранцев, не только среди взрослых, но и детьми тоже»,— выразила спикер обеспокоенность сложившейся ситуацией.
Правильный образ жизни пациентов, рациональное питание, адекватная терапия вместе с как можно более ранним выявлением заболевания — залог того, что осложнения СД разовьются гораздо позже либо можно будет совсем обезопасить от них пациентов. С этой целью в стране в 2023 году запущена федеральная программа «Борьба с сахарным диабетом». К большой радости эндокринологического и всего медицинского сообщества, утверждены новый порядок оказания медицинской помощи взрослому и детскому населению и новые подходы к организации работы эндокринологической службы. Под руководством Минздрава эндокринологами проведена огромная работа по всей стране. Сфокусировано внимание на том, чтобы система курации больных СД была вертикальной и акцент делался на амбулаторном уровне, на раннем выявлении рисков развития болезни.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Для отечественной популяции создана шкала FINDRISK для расчета риска развития СД — по результатам прохождения теста, занимающего всего пару минут, можно установить уровень риска и вероятность развития СД 2-го типа. Опросник уже внедрен на уровне первичного звена, и эндокринологи надеются, что в рамках федеральной программы с помощью такого анкетирования и благодаря широкому охвату населения терапевтами в ФАПах удастся выявлять риски даже у тех граждан, которые не подозревают об имеющихся у них предпосылках к развитию болезни.
Важнейшей в рамках федеральной программы Наталья Георгиевна считает задачу правильной организации этого типа помощи. На первый план выходит создание региональных эндокринологических центров (РЭЦ) на базе краевых (республиканских, областных, окружных) больниц из расчета—при населении субъекта свыше 500 тыс. человек — не менее одного РЭЦ.
На центры возлагается задача не просто лечить пациентов, а выполнять целый ряд функций:
- оказание медицинской помощи на принципах междисциплинарного подхода;
- разработка и внедрение программ скрининга и профилактики эндокринных заболеваний и их осложнений в субъекте РФ;
- обеспечение возможности проведения всех необходимых исследований для дифференциальной диагностики узловых образований щитовидной и паращитовидных желез;
- проведение топической диагностики образований;
- выполнение гормональных исследований;
- диагностика и лечение нарушений минерального обмена и остеопороза;
- направление пациентов для выполнения радиоизотопных исследований органов эндокринной системы и скелета;
- направление пациентов на молекулярно-диагностические исследования;
- внедрение инновационных технологий и современных методов скрининга, профилактики, диагностики и лечения, реабилитации;
- осуществление планового мониторинга, а также контроля маршрутизации пациентов;
- учет пациентов с эндокринологическими заболеваниями в субъекте РФ.
Кроме того, в рамках программы ставится цель обеспечить пациентам доступность помощи. Имеется в виду работа амбулаторно-поликлинического «трио», то есть структур, необходимых для предупреждения поздних, в том числе терминальных осложнений. Это организация школы диабета для пациентов, офтальмологического кабинета и кабинета диабетической стопы.
Взрослый пациент с СД 2-го типа должен проходить обучение на системной основе каждые 3 года. Ребенку с СД 1-го типа нужно обучаться каждый год, осваивая все новые технологии для облегчения жизни. И конечно же, необходимо постоянное взаимодействие с больным, в том числе дистанционное, то есть работа выездных бригад в отдаленных уголках, сельской местности, использование телемедицины — все это заложено в новую структуру эндокринологической помощи в каждом регионе России. К 2030 году на выделенные в рамках программы средства планируется достичь поставленных целей: как можно раньше выявлять у населения признаки СД или его осложнений, обучить всех пациентов самопомощи, структурировать их маршрутизацию, обеспечить бесшовную преемственность в оказании помощи, максимально внедрить самые инновационные разработки и технологии для борьбы с заболеванием.
ХОРОШИЕ НОВОСТИ
«Дети в России больше не умирают от диабета, не имеют тяжелых хронических осложнений, а еще 15 лет назад наше отделение было переполнено такими детьми»,— сообщила научный руководитель Института детской эндокринологии, главный внештатный детский специалистэндокринолог Минздрава России, академик РАН, профессор, д.м.н. Валентина Александровна Петеркова.
Первый регистр детей с диабетом, который она вела в Москве в 1970-х годах, содержал всего 300 пациентов, а сейчас их уже 5 тысяч: «У нас ничего не было, мы кипятили шприцы и ими вводили отечественный инсулин, полученный на Микояновском заводе из поджелудочной железы крупного рогатого скота. Средняя продолжительность жизни ребенка, заболевшего СД в те годы, была всего 18 лет. Сегодня гибель детей еще случается, но носит единичный характер, таких эпизодов не больше 10 в год по всей стране. Умирают оттого, что заболевание не выявили или выявили слишком поздно. Все подобные ситуации анализируются в Институте детской эндокринологии, ставится задача полностью исключить случаи гибели детей от невыявленного диабета».
Достигнутые в лечении детского СД успехи Валентина Александровна объясняет в первую очередь вниманием государства к развитию диабетологии. Большой победой отечественной фармакологии она назвала производимые в России качественные аналоговые инсулины, которые все дети получают бесплатно в любом уголке страны и которые ни в чем не уступают инсулинам ведущих зарубежных фирм.
Государственная помощь этим детям оказывается на таком же уровне, как во всех развитых странах, а в чем-то даже лучше, утверждает академик В.А. Петракова: «Почему? Помимо того что у них есть все бесплатные препараты и возможность, даже обязанность раз в месяц бесплатно посещать детского эндокринолога, наша медицина им обеспечивает статус инвалида с детства. Каждый инвалид с детства обходится государству в 120 тыс. рублей в месяц, и это не считая обеспечения их появляющимися в мире инновационными разработками».
Так, современные дорогие инсулиновые помпы теперь бесплатно устанавливают всем, кому они необходимы, бюджетные средства выделяются на приобретение всех расходных материалов. Одна из первоочередных задач федеральной программы состоит в обеспечении всех детей с СД 1-го типа средствами непрерывного мониторинга. Речь, в частности, идет о бесконтактных глюкометрах для непрерывного мониторирования уровня глюкозы в крови с возможностью дистанционного контроля. Программой «Борьба с сахарным диабетом» предусмотрено обеспечение такими приборами всех нуждающихся в них детей.
По словам академика В.А. Петерковой, страна имеет возможность приобретать такие глюкометры производства США, хотя поставляемые сейчас китайские приборы ничем им не уступают, а некоторые модели, по ее мнению, даже превосходят заокеанские. Кроме того, отечественные производители тоже разрабатывают аналогичные приборы. Некоторые из них уже зарегистрированы в Институте детской эндокринологии, и специалисты надеются вскоре запустить их в практику.
К 2023 году такими средствами мониторинга дети были обеспечены в 78 регионах. Что касается остальных восьми, то для них приходилось искать спонсоров, отметила Валентина Александровна: «Мы их находили, но всех, конечно, за счет спонсорских денег обеспечить невозможно. Это огромное достижение государства! Пользуясь случаем, лично хочу сказать большое спасибо министру здравоохранения, потому что он сделал все возможное, пытаясь обеспечить детей из разных источников. Раньше это не всегда получалось. Наконец это получилось по государственной программе».
СТАТЬ ЭНДОКРИНОЛОГОМ
Самое раннее выявление рисков развития заболевания ложится на врачей первичного звена. По словам Н.Г. Мокрышевой, разработанные службой образовательные программы прошли уже более 50 тыс. терапевтов и врачей общей практики. На постоянной основе ведется работа с сообществом терапевтов. Особое внимание уделяется также педиатрам, потому что именно к ним приходят родители, обеспокоенные первыми симптомами СД у ребенка.
Работают и с врачами других специальностей: учат фиксировать внимание на эндокринных факторах риска, проявлениях заболевания. «Это такая многофункциональная команда, построенная на принципах персонализированной медицины, когда мы каждого пациента должны охватывать вниманием целого ряда специалистов. Бесшовное взаимодействие, которое мы хотим внедрить в рамках федерального проекта, позволит нам передавать данные легко и быстро, а пациент сможет также быстро получать информацию о том, как справиться с заболеванием»,— пояснила Наталья Георгиевна.
Директор Института диабета НМИЦ эндокринологии, академик РАН, профессор, д.м.н. Марина Владимировна Шестакова напомнила, что в этом году вступил в силу приказ Минздрава России об утверждении изменений в квалификационных требованиях к медицинским и фармацевтическим работникам. Документ ускорил возможность прохождения профессиональной переподготовки по некоторым специальностям, в том числе по эндокринологии. Переподготовка по ней будет доступна для прошедших ординатуру по общей врачебной практике и терапии.
Академик М.В. Шестакова уточнила, что раньше стать эндокринологом можно было только после двухлетней ординатуры, а сейчас разрешили переподготовку терапевтов: «Это всего 500 часов. Не могу сказать, что мы с Натальей Георгиевной и с нашим сообществом в восторге от такого решения, потому что стать эндокринологом за 500, 700 или за тысячу часов нереально, да и за два года-то сложно! Тем не менее это свершилось. С 2023-го года мы можем привлекать и обучать специалистов по эндокринологии, чтобы они включались в нашу общую работу».
Римма Шевченко