Статьи

Западный тип питания способствует развитию колоректального рака

16.09.2022

СИЛЬНАЯ СВЯЗЬ

В июле 2022 года в журнале «Гастроэнтерология» — официальном издании Американской гастроэнтерологической ассоциации (AGA) — опубликованы результаты нового исследования, которые указывают на существование сильной связи между питанием в западном стиле и разновидностью колоректального рака, ассоциированной с повышенным содержанием в ткани опухоли поликетидсинтазы (ПКС). 

ПКС — это мультиферментный комплекс, синтезирующий поликетиды — поликарбонильные соединения, которые являются вторичными метаболитами (антибиотики, токсины, статины), образующимися в клетках бактерий. Некоторые поликетиды, например пептид колибактин, продуцируемый ПКСположительной кишечной палочкой Escherichia coli (см. рисунок) и некоторыми другими энтеробактериями, обладают канцерогенным действием. Генотоксическое влияние колибактина обнаружено сравнительно недавно. Он способен провоцировать формирование межнитевых сшивок в ДНК, вызывая мутации в клетках эпителия толстой кишки, ведущие к развитию и последующему прогрессированию КРР. 

«Как известно, тип питания влияет на состав кишечной микрофлоры. У приверженцев западной диеты в отличие от тех, кто предпочитает восточную кухню, в кишечнике содержится избыток колибактин-продуцирующей кишечной палочки. Она является ключевым фактором, опосредующим влияние нездоровой западной диеты на колоректальный канцерогенез. Стиль питания западного человека характеризуется повышенным потреблением красного и/или жареного мяса, животного жира, сахара, зерновых, круп, очищенных от оболочек, и недостатком овощей, бобовых, клетчатки в рационе. Доказано, что подобная диета вызывает системное и кишечное воспаление, повышая вероятность развития КРР. Мы считаем, что люди, которые так питаются, входят в группу риска по заболеванию колоректальным раком и должны наблюдаться у онколога. Им необходимо скорректировать диету и проходить скрининг на КРР в индивидуальном порядке», — говорит главный автор исследования, доктор медицинских наук Шуджи Огино (Массачусетс, США).

КОЭФФИЦИЕНТЫ РИСКА 

Шуджи Огино с коллегами изучали связь КРР и западной диеты, используя данные о том, что и сколько раз в сутки на протяжении четырех лет ели 134 775 взрослых участников исследования (медицинские работники). У 1175 из них был диагностирован КРР, при этом ПКС-продуцирующая кишечная палочка обнаружилась у 111 больных, тогда как у остальных 1064 человек ассоциация опухоли с ней отсутствовала. Было показано, что чем выше содержание ПКС-продуцирующей E. coli в кишечной микробиоте (и, соответственно, уровень ПКС), тем выше заболеваемость КРР. 

Чтобы наглядно продемонстрировать эту связь, авторы исследования рассчитали многомерные коэффициенты риска развития и прогрессирования КРР. Самый высокий коэффициент — 3,45 (а значит, и наивысшая степень онкологического риска) оказался у опухолей с максимальным уровнем ПКС и содержанием E. сoli в составе кишечной микробиоты. Для опухолей с низким уровнем ПКС и содержанием E. coli показатель составил 1,22, а для новообразований, где ПКС не обнаруживалась, — 1,10. 

Авторы исследования пришли к выводу, что полученные результаты подтверждают роль кишечной микробиоты в поддержании патогенной связи между западной диетой и КРР. Вот почему для профилактики онкологических заболеваний колоректальной локализации так важна коррекция пищевых привычек.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПИТАНИЮ 

Доктор медицинских наук Аасма Шаукат (Нью-Йорк, США) считает, что данное исследование расширяет понимание механизмов влияния особенностей питания на риск развития КРР: «Рекомендуя пройти скрининг на КРР, мы должны продолжать убеждать пациентов в том, что для профилактики этого тяжелого заболевания нужно ограничить потребление красного мяса и сахара-рафинада, а также внести ряд других изменений в рацион и образ жизни». Западный тип питания способствует развитию колоректального рака Колоректальный рак (КРР) считается болезнью цивилизации. Неслучайно по распространенности этой патологии лидируют страны «цивилизованного» мира: США, государства Западной Европы, Австралия. На Западе едят много мяса — в отличие от Востока, где распространенность КРР ниже. Этой теме посвящено немало исследований. Познакомимся с последними из них. 

Аманда Боде, доктор медицинских наук, диетолог Кливлендского клинического центра питания человека (США), отметила, что отрицательные факторы западной диеты, которые, как было доказано в приведенном выше исследовании, способствуют возникновению кишечного дисбактериоза и воспаления, а в конечном итоге приводят к повреждению ДНК и развитию КРР, неудивительны: «Существенные доказательства того, что диета, включающая красное мясо, рафинированные злаки и сахар, увеличивает риск развития КРР, были получены и в других работах. Как диетолог, специализирующийся на питании онкологических больных, могу сказать, что это исследование подводит доказательную базу под рекомендации, которые я обычно даю пациентам для профилактики КРР или замедления его развития при уже установленном диагнозе. Помимо общих советов по питанию диетологу необходимо выявлять проблемы с кишечным микробиомом, чтобы индивидуализировать диетическую коррекцию с учетом уникальных проблем конкретного пациента. Например, стоило бы выявить часто употребляемые больным продукты, связанные с высоким риском развития КРР, и заменить их теми, которые нормализуют кишечную микрофлору. Работа над улучшением системы питания пациента в целом влияет на снижение риска развития КРР в большей степени, чем простое исключение отдельных продуктов из рациона больного». 

В российских клинических рекомендациях по лечению КРР от 2022 года содержится совет исключить жирное, острое, копченое, сладкое, молочное и клетчатку (хотя она и полезна для профилактики КРР, но на кишечник, в том числе и на угнездившуюся в нем опухоль, действует, как ершик на унитаз, то есть слишком грубо). Больному КРР, согласно клиническим рекомендациям, разрешаются нежирное мясо, мучное, кисломолочное, рисовый отвар. Также необходимо обильное питье. 

О ЧЕМ ГОВОРИТ МЕТААНАЛИЗ 

Хотя результаты исследований связи между пищевым рационом и риском развития КРР публикуются регулярно, работ, обобщающих эти данные, не так много. Недавно такой метаанализ был предпринят авторами из Кореи. В нем оценивали влияние продуктов, напитков, макро- и микронутриентов на вероятность развития КРР. 

В анализ включались проспективные наблюдательные исследования, обнаруженные в базах данных MEDLINE, Embase, и Cochrane Library (до сентября 2019 года). Из 9954 публикаций лишь 222 (2,2 %) соответствовали требованиям включения в анализ, в том числе в него вошли 45 метаанализов (20,3 %), в которых было описано 109 ассоциаций между диетическими факторами и КРР. 

По данным первичного анализа было выявлено 5 (4,6 %) убедительных ассоциаций, 2 (1,8 %) высокого уровня доказательности, 10 (9,2 %) умеренных и 18 (16,5 %) слабых ассоциаций между особенностями питания пациентов и риском развития КРР, тогда как для 74 (67,9 %) ассоциаций подобной связи не обнаружилось. В частности, прослеживалась убедительная зависимость между употреблением красного мяса (высокое количество против низкого) и алкоголя (≥4 дринков в день против 0 дринков или редкого употребления) и заболеваемостью колоректальным раком. Дринк в англоязычных странах — это стандартная порция алкоголя, содержащаяся 14 мл спирта (360 мл пива крепостью 5 градусов, 150 мл 12-градусного вина или же 45 мл водки). Выявлена обратная связь между употреблением высокого количества пищевых волокон, кальция, йогурта и риском развития КРР. 

Таким образом, результаты метаанализа свидетельствуют о том, что обилие в рационе пищевых волокон, кальция и йогурта ведет к снижению, а избыток красного мяса и алкоголя — к повышению риска КРР. Морализатор Толстой, который был убежденным вегетарианцем и называл это «питаться как честный человек», сказал бы, что КРР — своего рода расплата за поедание братьев наших меньших. Или, вернее, за неправильное пищевое поведение, о котором и говорят авторы исследований. 

НАШИ ПАРТНЕРЫ