Новости
Сопроводительная терапия в рамках программы госгарантий может стать доступной уже в 2023 г.
Состоялся круглый стол на тему «Возможности профилактики жизнеугрожающих осложнений противоопухолевой терапии, их влияние на клинические исходы онкологических пациентов, а также перспективы с точки зрения системы возмещения».
Событие прошло в мультимедийном пресс-центре МИА «Россия сегодня». Организатором мероприятия выступило Межрегиональное общественное движение «Движение против рака».
В 2022 году возникла проблема ограниченного доступа к лекарственным препаратам, включенным в отдельные клинические рекомендации и нацеленным на профилактику жизнеугрожающих осложнений противоопухолевого лечения.
По мнению участников круглого стола, важно привлечь внимание широкой и профессиональной общественности к низкому уровню обеспеченности препаратами, без которых нельзя проводить противоопухолевую терапию по причинам как безопасности пациента, так и эффективности проводимого лекарственного лечения.
Центр экспертизы и контроля качества медицинской помощи (ЦЭККМП) опубликовал проекты изменений в отдельные клинико-статистические группы (КСГ) на 2023 год, в него вошли семь уровней сопроводительной терапии при онкологических заболеваниях.
Замглавы Федерального фонда ОМС Ольга Царева сообщила, что в настоящее время проходит завершающая стадия подготовки программ государственных гарантий и окончательного согласования со всеми заинтересованными сторонами. На заседании рабочей группы Минздрава России были приняты решения, связанные с новыми подходами к лечению онкологических пациентов в следующем году. Важным аспектом станет возможность возмещения стоимости препаратов сопроводительной терапии, что и будет реализовано в рамках программы государственных гарантий.
Исполнительный директор Российского общества клинической онкологии (RUSSCO) Вера Карасева подчеркнула важность профилактики осложнений как неотъемлемого компонента лекарственной терапии: «Исторически в России существует два термина – лекарственная терапия и поддерживающая. И, кажется, что вторая не так важна. Мы хотим, чтобы такое представление для организаторов здравоохранения было изменено. Эти две части равноценны и не могут существовать друг без друга».
Представитель МОД «Движение против рака» Галина Крючкова напомнила: «Схемы лечения, которые были включены в КСГ в 2020-2021 годах на базе клинических рекомендация Минздрава России, были исключены в 2022-м по непонятной причине, несмотря на то, что профессиональное медицинское сообщество в своих клинических рекомендациях обозначало нозологии и ситуации, требующие обязательного назначения профилактики».
МОД «Движение против рака» озвучили результаты опроса пациентов, которые показали, что более половины не осведомлены об осложнениях. А исполнительный директор Ассоциации онкологов России Олег Левковский отметил, что пациенты имею право быть информированы о лучших методах лечения, которые включены в клинические рекомендации.
По мнению д.м.н., профессора кафедры онкологии МГМСУ им. А. И. Евдокимова, заведующего отделом лекарственного противоопухолевого лечения НИИ урологии и интервенционной радиологии им. Н.А. Лопаткина - филиала ФГБУ «НМИЦ радиологии» Минздрава России Антона Снегового, если бы в следующей программе были заменены критерии оценки работы бюджета, а вместо «смертности» появился такой показатель как «выживаемость» пациентов, то многие процессы администрирования работали бы лучше. «Сейчас у нас годичный период отчетности, но в области онкологии этот период не рационален. Реальные цифры по выживаемости показали бы насколько поддерживающая терапия эффективна, насколько мы адекватно пролечили пациента, нет ли у него рецидивов – вот это экономия системы, этого пациента не нужно лечить повторно».
В России пациенты терапию основного заболевания получают в рамках ОМС, но при этом их не могут обеспечить профилактикой осложнений, потому что с 2022 году их количество ограничено в КСГ. В систему возмещения должны быть включены препараты, которые необходимы для профилактики осложнений и/или являются неотъемлемым компонентом противоопухолевого лечения.