Статьи

Альтернативные средства для восстановления эубиоза влагалища

23.06.2025
Бебнева Тамара Николаевна
К.м.н., доцент кафедры акушерства, гинекологии и репродуктивной медицины факультета повышения квалификации медицинских работников Медицинского института ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов» Минобрнауки, врач ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр эндокринологии» МЗ РФ, Москва

Известный американский исследователь Джек Собел (2019) обращает внимание на то, что причиной рецидивов вульвовагинальных инфекций (ВВИ) является неполное восстановление эубиоза после терапии. Подход с использованием лактобактерий не лишен недостатков, и его эффективность в долгосрочной перспективе остается неубедительной, что требует поиска новых стратегий.

ВАГИНАЛЬНЫЙ ДИСБАКТЕРИОЗ И ПОТЕНЦИАЛ ТЕРАПИИ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ВАГИНАЛЬНЫЙ МИКРОБИОМ

В настоящее время антибиотики и противогрибковые препараты рекомендуются в качестве первой линии терапии с высокими показателями излечения ВВИ, но они также могут приводить к высокому уровню рецидивов. Широкое применение и изучение пробиотиков привело к пониманию их недостатков, к которым относятся: неспособность экзогенных лактобактерий колонизировать влагалище и их весьма ограниченное по времени присутствие; длительность приема при оральном введении в связи с низкой выживаемостью лактобактерий в желудочно-кишечном тракте; низкая доза Lactobacillus при вагинальном введении — 104–108 КОЕ/сут (оптимальная доза не менее 108–109 КОЕ/сут); остается открытым вопрос выбора «идеального» штамма в связи с низкой сорбционной способностью лиофилизированных лактобактерий (Amabebe E., 2018; Sabour S., 2018; Gustin A.T., 2022). Текущая ситуация привела к необходимости поиска иных подходов к противомикробной терапии и восстановлению эубиоза. Стратегии, изучаемые в настоящее время, включают использование подкисляющих агентов, продуктов растительного происхождения, трансплантации вагинального микробиома и фаговых эндолизинов (Sousa L.G.V., 2023).

РОЛЬ МОЛОЧНОЙ КИСЛОТЫ В ВОССТАНОВЛЕНИИ ЭУБИОЗА ВЛАГАЛИЩА

Известно, что в физиологических условиях лактобактерии продуцируют молочную кислоту (МК), которая является биоактивным веществом, подкисляющим влагалище до уровня pH 3,2–4,2. При этом значении pH in vitro рост лактобактерий и кислотность стабилизируются. Физиологический уровень МК (в среднем ~1 %) обладает бактерицидной и вирулицидной активностью в отношении инфекций, передаваемых половым путем, включая Ch.trachomatis, N. gonorrhoeae и 17 видов бактерий, связанных с бактериальным вагинозом (БВ), вирусом иммунодефицита человека, вирусом простого герпеса (Tyssen D, 2018; Edwards V.L., 2019).

Протеомный анализ цервиковагинального секрета выявил связь между микробиотой с преобладанием лактобактерий и целостностью эпителиального барьера. МК повышает экспрессию генов, связанных с эпителиальным барьером шейки матки, и усиливает его защитную функцию (Tyssen D., 2022; Sousa L.G.V., 2023).

МК способствует росту лактобактерий и создает неблагоприятные условия для увеличения численности других бактерий, присутствующих во влагалище. Кроме того, МК участвует в продукции H2O2, способствует действию бактериоцинов — пептидов, обладающих антимикробной активностью, благодаря специфическим микробицидным эффектам нарушает проницаемость клеточных мембран грамотрицательных бактерий. Поэтому МК является ключевым фактором в поддержании нормальной среды влагалища.

G. Tachedjian и соавт. (2018) привели доказательства того, что МК, вырабатываемая лактобактериями, является основным антимикробным фактором (а не H2O2). Объясняется это тем, что для продукции H2O2 необходимо большое количество кислорода (O2), содержание которого во влагалище при нормобиоценозе очень низкое, а МК вырабатывается в анаэробных условиях (Mauck C., 2022). Показано, что в отличие от МК физиологические концентрации H2O2 не вызывали заметной инактивации бактерий, ассоциированных с БВ (Muzny C.A., 2023).

Кроме того, присутствующие в большой концентрации L. iners не оказывают защитного действия подобно другим лактобактериям, а, наоборот, предрасполагают к колонизации влагалища условно-патогенной микрофлорой. L. iners являются Н2О2‑непродуцирующим видом и синтезируют холестерин-зависимый цитолизин (инеролизин) — токсин, родственный вагинолизину G. vaginalis и интермедилизину Streptococcus intermedius (Кира Е.Ф., 2017).

Согласно систематическому обзору 57 рандомизированных контролируемых исследований, появляется все больше доказательств в поддержку идеи, что введение МК in vivo может уменьшить воспаление, улучшить целостность эпителиального барьера и будет способствовать переходу к оптимальной микробиоте с преобладанием Lactobacillus (Plummer E.L., 2021).

КЛИНИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРЕПАРАТОВ, СОДЕРЖАЩИХ МОЛОЧНУЮ КИСЛОТУ

Одним из лекарственных препаратов на основе МК является Лактодепантол (содержит МК в дозе 100 мг). Лактодепантол способствует восстановлению и поддержанию нормальных показателей рН и флоры влагалища, повышению его естественной защиты от генитальных инфекций, подавлению роста кислоточувствительной патогенной и условно-патогенной флоры. МК создает кислотный резерв для коррекции рН, сдвиг которого в щелочную сторону наблюдается при ВВИ.

В исследовании, целью которого явилось изучение in vitro морфологических и функциональных изменений в клетках микроорганизмов в присутствии МК и их способности формировать биопленки, показано, что МК проявляла активность в среднем в 2 раза большую по сравнению с пробиотиками в отношении условно-патогенных бактерий и грибов, а определенный тип биопленки, образованной лактобактериями, может быть использован в качестве защиты против патогенов и их биопленок. Биопленки лактобактерий подавляют рост других бактерий и грибов посредством одного из двух механизмов: конкурентного исключения или действия антимикробных веществ в биопленках (Mgomi F.C., 2023).

В сравнительном исследовании, выполненном Е.Ф. Кира с соавт. (2016), были изучены эффективность и безопасность двух схем применения МК в сочетании с метронидазолом (параллельное или последовательное) по сравнению с двухэтапным методом метронидазол + пробиотик у 140 пациенток с БВ. Получены достоверно значимые различия по основным критериям: уменьшение количества белей, аминового запаха, снижение количества ключевых клеток и восстановление рН влагалища у пациенток, получавших МК, по сравнению с теми, кто применял пробиотик. Причем улучшение наступало быстрее при совместном применении метронидазола и МК. Также достоверно лучшие результаты снижения титра БВ-ассоциированных микроорганизмов и роста лактобактерий были достигнуты в группах, применявших МК (рис. 1, 2).

АГС 2-25-22.JPG

По результатам многоцентрового наблюдательного исследования терапии острого вагинита неспецифической и смешанной этиологии у пациенток репродуктивного возраста (n = 200), последовательное применение препаратов Депантол (декспантенол 100 мг + хлоргексидина биглюконат 16 мг) по 2 суппозитория вагинально в день в течение 7 дней и Фемилекс (молочная кислота 100 мг, суппозитории вагинальные) в течение 10 дней способствовало восстановлению эубиоза влагалища у 91 % пациенток, а частота рецидивов вагинита через 2 месяца наблюдения определялась сопутствующими факторами риска и не превышала 3 % (Радзинский В.Е., 2019).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, результаты как международных, так и национальных исследований подтверждают роль МК в восстановлении биоценоза влагалища.


НАШИ ПАРТНЕРЫ