Статьи

Дефицит андрогенов у мужчин с инсультами: известное и неизвестное

22.03.2024
Моргунов Леонид Юльевич
Д.м.н., профессор ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов», заведующий эндокринологическим отделением ГБУЗ «ГКБ имени А.К. Ерамишанцева Департамента здравоохранения Москвы»

Реализация приоритетного национального проекта «Здравоохранение» требует мероприятий организационного и медицинского характера для снижения высокого уровня смертности в стране. Весомый вклад в структуру летальности вносят цереброваскулярные заболевания (ЦВЗ), ставшие актуальной медицинской и социально-экономической проблемой.

ЦИФРЫ И ФАКТЫ 

В структуре общей смертности России острые нарушения мозгового кровообращения (ОНМК) составляют 21,4 %, а инвалидизация после них достигает 3,2 случая на 10 тыс. человек, занимая первое место среди всех причин первичной инвалидности. Частота ОНМК может доходить у нас до 525 случаев на 100 тыс. человек, а летальность составляет 39 %. При этом лишь 20–22 % выживших больных способны вернуться к работе. 

Повторные ишемические инсульты (ИИ), возникающие у 13–28 % пациентов в течение 5 лет после перенесенной сосудистой катастрофы, также служат распространенной причиной инвалидизации. Вероятность инсульта у мужчин на 30 % выше, чем у женщин. Эта разница наблюдается в возрастной группе от 45 до 64 лет, хотя отсутствует у более пожилых пациентов. Как правило, мужчины переносят сосудистые катастрофы раньше, чем женщины, у которых до наступления менопаузы реализуется антисклеротическое действие эстрогенов. Мужскую уязвимость объясняют возрастным дефицитом андрогенов, частота которого в 40–49 лет составляет около 8 %, в 50–59 — 29 %, в 60–69 — 44 %, а у тех, кто старше 70 лет,— более 70 %. 

ИИ имеет возрастно-половую зависимость: наиболее уязвимы в этом смысле мужчины до 65 лет, уступающие лишь женщинам в постменопаузе и старших возрастных группах. Не вызывает сомнений половой диморфизм в отношении факторов риска (ФР), проявлений и лечения ИИ. Последнее может напрямую зависеть от уровня половых гормонов. 

Соматическая (прежде всего сосудистая) патология пациента приводит к развитию синдрома возрастного гипогонадизма гораздо раньше, чем у здорового мужчины. Снижение уровня общего тестостерона с клиническими симптомами дефицита андрогенов отмечается у 45 % больных изолированной артериальной гипертонией (АГ), у 66,6 % — при сочетании ишемической болезни сердца (ИБС) с АГ, у 70 % — ИБС с сахарного диабета (СД) 2-го типа, у 100 % — СД, ожирения и ИБС. Возрастной дефицит андрогенов у мужчин оказывает несомненное негативное влияние на ФР развития цереброваскулярной патологии — уровень артериального давления (АД), липидный спектр, ожирение, факторы свертывания крови и др. 

ДАННЫЕ ЛИТЕРАТУРЫ 

Один из интригующих аспектов инсульта— более высокая заболеваемость мужчин. За эту особенность могут отвечать эндогенные половые гормоны — тестостерон и эстрадиол. В индийском исследовании изучались уровни данных гормонов в сыворотке крови мужчин с острым ишемическим инсультом (ОИИ). Полученные показатели сопоставляли с оценкой по шкале инсульта Национального института здоровья (NIHSS) и площадью инфаркта при компьютерной томографии (КТ). В исследование «случай — контроль» были включены 100 мужчин с ИИ и еще 100 участников вошли в контрольную группу. Тяжесть ИИ оценивалась по шкале NIHSS. 

КТ головного мозга проводили в течение 72 часов после госпитализации. Размер инфаркта измерялся в сантиметрах как наибольший видимый диаметр на КТ. Средний уровень общего тестостерона (223,30 ± 143,44 нг/дл) у пациентов с ОИИ был значительно ниже, чем в контрольной группе (515,34 ± 172,11 нг/дл; р < 0,001), тогда как уровни эстрадиола не имели значимой статистической разницы. Была выявлена значимая обратная корреляция между уровнем общего тестостерона и тяжестью инсульта, а также размером инфаркта, при этом уровни эстрадиола не имели такой корреляции. 

Риск развития инсульта резко возрастает при наличии у пациента СД. По результатам статистических исследований последних лет, более 10 % больных СД 2-го типа погибают из-за нарушения церебрального кровообращения. При этом дефицит половых гормонов приводит к развитию инсулинорезистентности (ИР) и СД, а также может рассматриваться как компонент метаболического синдрома (МС) у мужчин. При этом лишь единичные работы посвящены влиянию на развитие инсульта дефицита андрогенов у сильной половины человечества и его коррекции. Ранее проведенные исследования показали высокую распространенность возрастного гипогонадизма у перенесших инсульт. 

Низкий уровень как общего, так и свободного тестостерона у перенесших инсульт подтвержден в исследовании Tromso, в котором участвовали 1563 пациента. При этом показано, что причиной развития ИИ могут служить морфологические изменения стенок артерий, возникающие при андрогенном дефиците. 

В более ранних работах роль тестостерона в развитии НМК оценивалась как нейтральная, что могло быть следствием как оценки лишь уровня общего тестостерона, так и неадекватной лабораторной методики его определения. В то же время ряд авторов исследований констатировали андрогенный дефицит у мужчин с острой церебральной патологией. Так, в работе R.J.Dash с соавт. у 8 из 9 мужчин в остром периоде инсульта отмечался низкий уровень сывороточного тестостерона. В исследовании 144 пациентов с инсультом отмечена обратная зависимость его тяжести, размера и 6-месячной летальности от уровня свободного и общего тестостерона. Эта зависимость не могла объясняться десятью факторами риска инсульта, включая возраст, уровень АД, наличие СД и ИБС, курение и мерцательную аритмию. 

НЕОДНОЗНАЧНАЯ РОЛЬ 

Снимок экрана 2024-03-22 140040.jpgВлияние тестостерона на клетки головного мозга неоднозначно. Не отрицая протективного действия данного гормона на мозговую ткань, исследователи предполагают возможность расширения очага инсульта под его воздействием. В ряде случаев это ставит под сомнение целесообразность заместительной терапии андрогенами. Авторы других работ, проведенных на лабораторных крысах, продемонстрировали, что заместительная терапия тестостероном ускоряет восстановление функций головного мозга. А значит, терапевтическое применение андрогенов при лечении инсульта способно принести пользу. 

В то же время клинические исследования показали возможность коррекции ФР сосудистых заболеваний препаратами андрогенов, а также значимость заместительной терапии в восстановительном периоде после инсульта, приводящей к увеличению мышечной силы, работоспособности и улучшению качества жизни пациентов. 

Американские ученые попробовали выяснить, является ли низкий уровень тестостерона у мужчин после ОИИ предиктором его рецидива и клинических исходов. У 110 таких больных со средним возрастом 62 года уровень тестостерона при поступлении составлял 438 (44–816) нг/дл. У 55 (50 %) пациентов уровень тестостерона был низким (<440 нг/дл). Средний срок наблюдения составил 23 месяца, в течение которых произошло 12 рецидивов ОИИ и 10 смертей. Совокупная частота рецидивов через 1 и 3 года составила 8,3 и 11,9 %; общая выживаемость через 1 и 3 года—96,3 и 84,6 % соответственно. 

Низкий уровень тестостерона ассоциировался с худшей выживаемостью пациентов, среди них чаще встречались повторные инсульты (29,1 % против 12,7 %; р = 0,035). Средняя продолжительность пребывания в больнице оказалась одинаковой в обеих группах. Хотя уровень общего тестостерона при госпитализации не позволяет предсказать рецидив инсульта, однако у таких больных, как уже было сказано выше, чаще обнаруживались инсульт в анамнезе и более высокий уровень смертности от всех причин после ОИИ. 

Результаты исследования FINRISK говорят о том, что низкий уровень тестостерона служит прогностическим фактором развития фибрилляции предсердий (ФП) и ИИ у мужчин, но защитным механизмом — у женщин. ФП — частая причина ИИ. Экспериментальные исследования подтверждают взаимосвязь между половыми гормонами и электрофизиологией и электроанатомией предсердий. На вопрос, являются ли низкие уровни тестостерона прогностическим фактором ФП и (или) ИИ у мужчин и женщин, ответило исследование 7892 участников (3876 мужчин и 4016 женщин) в возрасте 25–74 лет. В течение среднего периода наблюдения 13,8 года у 629 (8,0 %) пациентов развились ФП (n = 426) и (или) ИИ (n = 276). Регрессионный анализ Кокса с поправкой на возраст, географический регион, уровни общего холестерина (ХС), ХС липопротеинов высокой плотности, прием гипотензивных препаратов, статус курения, соотношение объема талии и бедер подтвердил прогностическую ценность низких уровней тестостерона в зависимости от пола для ФП и (или) ИИ. Повышение его уровня было связано с более низким риском у мужчин и более высоким риском ИИ у женщин. 

Китайские ученые на примере 6175 человек изучили связь с инсультом уровня тестостерона и повышенного АД. Низкие уровни гормона ассоциировались с развитием инсульта, а нормальные уменьшали его риск, при этом АД играло посредническую роль в этой взаимосвязи. Суммарный эффект систолического, диастолического и среднего АД составил 7,37, 9,54 и 9,22 % соответственно. Примечательно, что связь между тестостероном и инсультом, а также роль АД у женщин не имели подобного влияния. Таким образом, у мужчин тестостерон может снизить риск инсульта, воздействуя в том числе на АД. 

Роль половых гормонов в проявлениях постинсультного настроения и эмоциональных расстройствах недостаточно изучена. Предпринималась попытка прояснить этот вопрос, в частности оценить склонность таких пациентов к агрессии, гневу и эмоциональной неустойчивости, а также получить представление о влиянии статинов, широко применяемых для профилактики инсульта, на уровень половых гормонов и постинсультный эмоциональный дисбаланс исходя из того, что лечение статинами ингибирует синтез ХС, исходного субстрата тестостерона. Его низкие уровни оказались значимым независимым предиктором эмоциональных постинсультных расстройств, при этом уровни половых гормонов и распространенность эмоционального дисбаланса не различались между принимавшими статины и не делавшими этого. 

ВОЗРАСТНОЙ ГИПОГОНАДИЗМ 

Это состояние характеризуется низкими концентрациями тестостерона, связанными с клиническими симптомами при отсутствии органической патологии у пожилых мужчин. Возрастной гипогонадизм (ВГ) ассоциируется с МС, снижением минеральной плотности костей и повышенным риском сердечнососудистой заболеваемости и смертности. Хотя заместительная терапия тестостероном (ЗТТ) обращает вспять большинство этих состояний у молодых мужчин с гипогонадизмом, соотношение риска и пользы от ЗТТ у пожилых пациентов остается спорным. 

Коллеги уделяют мало внимания влиянию на мужское здоровье дефицита тестостерона, а также значению ЗТТ для повышения качества жизни, несмотря на опубликованные данные клинических исследований высокой степени доказательности. Они говорят о том, что ЗТТ у мужчин с дефицитом тестостерона снижает смертность от всех причин и сердечнососудистую смертность. Ранее считалось, что ЗТТ ассоциирована с повышенным риском рака простаты (РПЖ), однако это мнение противоречит данным многочисленных исследований. Они продемонстрировали, что ЗТТ снижает риск РПЖ. 

Также неверно, что ЗТТ связана с повышенным сердечно-сосудистым риском. Нормализация физиологического уровня тестостерона снижает риск инсульта, инфаркта миокарда и смертности по сравнению с теми мужчинами, у которых уровень тестостерона остался низким. У пациентов с диабетом ЗТТ улучшает ИР, а крупное двухлетнее контролируемое исследование с участием мужчин с аномальной толерантностью к глюкозе показало существенное снижение риска развития СД у получавших ЗТТ по сравнению с контрольной группой без такого лечения. Длительная ЗТТ у мужчин с СД привела к постепенному снижению степени ожирения и потребности в инсулине. У значительного числа пациентов наблюдалась полная ремиссия СД, что снизило риск сосудистых катастроф. 

Коррекция ВГ тестостерона ундеканоатом у мужчин в остром периоде ОИ способствует увеличению мышечной силы, работоспособности и улучшению качества жизни. А включение препарата в терапию пациентов с приобретенным дефицитом андрогенов приводит к статистически значимому снижению АД, уровней ХС, триглицеридов, липопротеинов низкой плотности, массы тела, улучшает углеводный обмен. Длительная терапия оказывает несомненный позитивный эффект на ФР повторного ИИ и при отсутствии противопоказаний может эффективно использоваться в их лечении. 

Тестостерон улучшает функциональное восстановление после инсульта за счет повышения антиоксидантной защиты, уровня нейротрофического фактора головного мозга (BDNF) и нейрогенеза. Уровень циркулирующего тестостерона снижается после ишемии головного мозга. Целью экспериментального исследования было оценить влияние тестостерона на окислительный стресс, уровень BDNF, нейрогенез, гистологические повреждения и сенсомоторное восстановление на модели фокальной церебральной ишемии. Лечение тестостероном значительно ослабило окислительный стресс, увеличив уровень BDNF и сенсомоторное восстановление в течение 10-дневного периода. У моделей, получавших тестостерон, на 10-е сутки после очаговой ишемии головного мозга наблюдалось достоверное уменьшение объема инфаркта и значительное усиление нейрогенеза. Эти результаты показали потенциально благоприятный эффект тестостерона на восстановление после церебральной ишемии, который, вероятно, был опосредован повышением антиоксидантной защиты, показателя BDNF и нейрогенеза. 

Тестостерон обладает терапевтическими перспективами при лечении ИИ у пожилых людей. Хотя точная роль андрогенов в ишемии головного мозга остается неясной, согласно современной концепции нейропротекторная активность тестостерона может оказывать позитивное действие при старении за счет ингибирования выработки оксидантов, повышения ферментативной антиоксидантной способности мозга и модуляции апоптоза клеток. Внятное понимание нейропротекторной роли тестостерона может обусловить эффективную терапевтическую стратегию для улучшения качества жизни и уменьшения андрогенных цереброваскулярных проблем стареющих мужчин. 

Современные рекомендации подчеркивают, что ЗТТ следует использовать лишь пожилым мужчинам с симптомами и подтвержденной низкой концентрацией тестостерона после объяснения неопределенностей долгосрочной безопасности этого лечения. Учитывая полиморбидность андрогенного дефицита у перенесших ИИ, ЗТТ может быть предложена пациентам с тяжелым гипогонадизмом и эректильной дисфункцией (ЭД) для улучшения сексуального влечения и купирования ЭД. Ее назначение может быть рассмотрено у мужчин с гипогонадизмом, тяжелой ИР или предиабетом, а также в комбинации с проверенными стратегиями лечения остеопороза либо для отдельных пациентов со стойкими симптомами легкой депрессии и (или) низкой самооценкой качества жизни в сочетании со стандартной медицинской помощью для каждого состояния. 

Из-за отсутствия объемных данных ЗТТ не следует регулярно использовать у пожилых мужчин для улучшения физической работоспособности, физических и когнитивных функций. ЗТТ нужно избегать у пожилых, слабых мужчин с диагностированным раком грудной железы или нелеченым раком простаты, у всех перенесших инфаркт миокарда или инсульт в течение последних 4 месяцев, а также при тяжелой или декомпенсированной сердечной недостаточности. Любые ограничения продолжительности применения являются произвольными: лечение следует продолжать до тех пор, пока мужчина чувствует, что польза для него превышает риск, а решения должны приниматься в индивидуальном порядке. При старте ЗТТ у пожилых мужчин следует отдавать предпочтение трансдермальным препаратам короткого действия, но впоследствии можно рассмотреть возможность инъекционных форм. Пациенты должны проходить контрольное обследование через 3, 6 и 12 месяцев после начала терапии. 

Таким образом, лечение андрогенами может быть полезной физиологической мерой в реабилитации выживших после инсульта мужчин и является действенным методом повышения социальной адаптации.

НАШИ ПАРТНЕРЫ