Статьи
ФЕМИБИОН: 15 лет на службе здоровья матери и ребенка
Во время беременности потребность в микронутриентах — витаминах и минералах — возрастает примерно в 1,5–2 раза, а их дефицит может оказать негативное влияние на здоровье как женщины, так и будущего ребенка. Витаминно-минеральные добавки являются рекомендуемой частью рутинной дородовой помощи для преодоления осложнений, связанных с таким дефицитом.
ПОТРЕБНОСТЬ В МАКРО- И МИКРОНУТРИЕНТАХ ВО ВРЕМЯ БЕРЕМЕННОСТИ
Сегодня наблюдается широкое распространение дефицита витаминов и микроэлементов среди всей женской популяции, в том числе и беременных женщин, во всех регионах Российской Федерации. Так, недостаточность витаминов группы В выявляется у 20–100 % женщин, аскорбиновой кислоты — у 13–50 %, железа — у 89–100 %, селена — у 81–100 %. Сочетанный дефицит трех и более витаминов наблюдается у 70–80 %. Таким образом, в России практически ни одна женщина не входит в беременность с полным запасом всех необходимых витаминов и минералов в организме. В то же время по сравнению с женщинами детородного возраста беременным требуется витаминов примерно на 25 % больше (Балан В.Е., 2019).
РИСКИ В I ТРИМЕСТРЕ ПРИ НЕДОСТАТОЧНОСТИ МИКРОНУТРИЕНТОВ
Во время I триместра беременности идут эмбрио- и органогенез, нарушения которых могут приводить к аномалиям развития плода вплоть до его гибели. Микроэлементы и витамины являются кофакторами ферментов, катализирующих репликацию, метилирование и восстановление ДНК. В экспериментах in vivo было показано, что кальций, фолиевая кислота (ФК), витамин В12, железо и цинк оказываютсущественное влияние на эти процессы и уровень повреждений (Wójcik E., 2023).
Первая волна инвазии трофобласта — это его активное проникновение в стенку матки. Этот процесс происходит примерно на 8–10‑й неделе беременности и является частью механизма имплантации и последующего формирования плаценты. Любые нарушения данного процесса могут привести к патологическим состояниям, таким как преэклампсия (ПЭ) и задержка роста плода.
Низкий уровень витамина D способствует дисфункции эндотелия сосудов плаценты и возникновению ПЭ: при дефиците <25 нмоль/л риск увеличивается в 4 раза, при недостаточности <50 нмоль/л — на 70 % (AlSubai A., 2023: Fogacci S., 2020).
Дефицит ФК на ранних сроках беременности увеличивает риск низкой массы тела плода при рождении (НМТ) в 2 раза (Chen Y., 2021). Периферические и центральные холинергические пути имеют принципиально важное значение для возникновения и прогрессирования ПЭ, при этом холин влияет на функциональные процессы плаценты и модулирует плацентарные маркеры воспаления, ангиогенеза и апоптоза (Nguyen H.T., 2025). Холин — незаменимое питательное вещество для адекватного развития мозга плода. Его роль в формировании клеточной мембраны и синтезе нейротрансмиттеров является ключевой, а его дефицит во время беременности может привести к большему риску возникновения проблем с обучением,
памятью и общим поведением ребенка (Jaiswal A., 2023).
Селен, антиоксидант и поглотитель пероксинитрита, при включении в селенопротеины и ферменты снижает окислительный стресс, который участвует в этиопатогенезе преэклампсии. В исследовании «случай — контроль» было показано, что уровень селена <58 мкг/л в крови увеличивает риск ПЭ в 4 раза, а <47 мкг/л — в 5 раз (Maleki A., 2011).
РИСКИ ВО II–III ТРИМЕСТРАХ БЕРЕМЕННОСТИ ПРИ НЕДОСТАТОЧНОСТИ МИКРОНУТРИЕНТОВ
Во II триместре продолжается процесс плацентации, наступает вторая волна инвазии трофобласта и происходит окончательное формирование плаценты (к 20‑й неделе), а также начинается созревание органов и систем плода, продолжающееся в III триместре, для чего требуется создание новых клеток и обеспечение биохимических процессов. Их недостаточность может привести у матери к развитию плацента-ассоциированных осложнений: ПЭ, НМТ при рождении, спонтанным преждевременным родам (ПР) и гестационному сахарному диабету (ГСД), а у плода — к нарушению формирования органов, функционирования сердечно-сосудистой, нервной и эндокринной систем.
У женщин с гипергомоцистеинемией на более поздних сроках риск НМТ в 10 раз выше по сравнению с нормальным уровнем (Nwogu C.M., 2020). Риск НМТ при дефиците витамина D увеличивается в 2,5 раза, селена (менее 70 мкг/мл) — в 2 раза (Fang K., 2021; Okonkwo R.I., 2023).
В ряде систематических обзоров и метаанализов было показано, что низкий уровень витамина D в крови повышает риск ГСД в 2 раза, холина (ниже 100 нмоль/мл в плазме) — в 3,5 раза (Zhang Y, 2018; Nguyen H.T., 2025).
ЗНАЧЕНИЕ ВИТАМИНОВ И МИНЕРАЛОВ ВО ВРЕМЯ ГЕСТАЦИИ
Уникальная роль ФК в физиологии беременности продемонстрирована во многих исследованиях, доказано ее значение не только для профилактики дефектов нервной трубки и других аномалий плода (снижение риска на 71 %), но и в отношении профилактики ряда осложнений беременности: добавка 400 мкг фолатов во время беременности снижает на 31 % частоту ПР при высоком уровне ФК в крови в III триместре, на 15 % частоту рождений детей с НМТ, на 30 % риск ПЭ и на 20 % риск самопроизвольного выкидыша (Li B., Liu C., 2019; Liu C., 2018).
Прием добавок витамина D до 20‑й недели приводит к снижению риска ПЭ на 65 % (Fogacci S., 2020), а более высокое потребление холина матерью (465,7 против 209 мг/день) связано с уменьшением риска ПЭ в 2 раза (Nguyen H.T., 2025). На 70 % снижают риск ПЭ добавки селена (Xu M., 2016).
Доказательства самого высокого уровня (систематические обзоры и метаанализы) демонстрируют снижение риска НМТ плода при добавлении к обычному рациону питания ФК (относительный риск (ОР) = 0,51) (Hodgetts V., 2015), лютеина (ОР = 0,20) (Cohen J.M., 2015), витамина D (ОР = 0,40) (Maugeri A., 2019), селена (ОР = 0,91) (Solé-Navais P., 2020), цинка (ОР = 0,94) (Carducci B., 2021), ДГК (средняя разница 87,5 г) (Ren X., 2021).
Уровень сывороточного фолата >32,5 нмоль/л до 18 недель может снизить риск НМТ (Chen Y., 2021). Воздействие холина на эмбрионы in vitro увеличивало продолжительность беременности и вес плода при рождении на 20 % (Estrada-Cortés E., 2021).
Метаанализ 74 исследований показал, что прием омега‑3 ПНЖК является эффективной стратегией снижения частоты ПР до 34 недель на 42 % (Middleton P., 2018). Исследования также показали, что холин играет важную роль в структуре и функционировании клеточной мембраны, миелинизации нервных волокон и нейротрансмиссии, уменьшает стресс, снижая уровень кортизола в пуповинной крови, и устраняет последствия негативного воздействия алкоголя на плод, улучшает ангиогенез в плаценте, т.е. противодействует общей патоморфологической причине развития ПЭ. Эффект от приема холина остается и через много лет после рождения ребенка: даже небольшое увеличение потребления холина матерью во время беременности может благотворно сказаться на развитии когнитивных функций ребенка (Caudill M.A., 2010). В 2017 г. Американская медицинская ассоциация объявила, что пренатальные витаминные добавки должны содержать холин (Schwarzenberg S.J., 2018).
В обзоре 2024 г. указано, что стратегии по защите беременных женщин с высоким риском ПР среди прочего включают прием добавок омега‑3, ФК, витаминов группы В (Al Hussaini H.A., 2024). Так, более высокие уровни фолата в крови матери (после 28 недель) способствуют снижению риска ПР на 42 %, добавление витамина D у беременных с дефицитом — на 45 %, потребление холина (более 289 по сравнению с ниже 219 мг/день) — в 2 раза (Li B., 2019: Zhou S.S., 2017; Nguyen H.T., 2025).
Дополнительное потребление витамина D и холина снижает риск ГСД (ОР = 0,5) (Zhang Y, 2018; Nguyen H.T., 2025). Имеется потенциальное положительное влияние ДГК на глюкозо-инсулиновый гомеостаз и снижение риска ГСД (ОР = 0,36) (Zhu Y., 2019).
ВИТАМИННО-МИНЕРАЛЬНЫЕ КОМПЛЕКСЫ И ИХ СОСТАВ
Комбинирование нескольких микронутриентов в одной пищевой добавке было предложено как рентабельный способ достижения множества преимуществ для женщин во времябеременности.
Рабочая группа Международной федерации гинекологов и акушеров (FIGO, 2019) по надлежащей клинической практике в области медицины матери и плода в 2019 г. опубликовала рекомендации по применению микронутриентов, определив среди них необходимые в преконцепционный период и во время беременности. К ним отнесены: железо с витамином С, ФК, кальций. ВОЗ помимо ФК и железа включает в список обязательных также йод, витамин В12 и ДГК.
Ряд микронутриентов отнесены к дополнительным, применение которых показано с учетом индивидуальных потребностей при их доказанном недостатке в организме (Oh C., 2020). Их назначают путем дотации отдельными БАД в дополнение к ВМК (препараты, содержащие железо в лечебных дозах с витамином С, — при анемии или латентном дефиците железа, установленном с помощью определения ферритина сыворотки крови; средства, содержащие магний с пиридоксином, — при гипомагниемии; кальций в дозе 1,5–2 г со второй половины беременности — при высоком риске преэклампсии; витамин D в дозах выше 400 МЕ — при дефиците, установленном лабораторно).
Большинство ВМК для беременных содержат избыточное количество минералов (медь, марганец, хром, молибден и др.), положительное действие которых во время беременности не доказано и применение которых не рекомендуется (Wilson R.L., 2018; РОАГ, 2023). Следует избегать БАД, в составе которых содержится витамин А в дозах, превышающих рекомендуемый уровень (700 мг, или 2 000 МЕ) вследствие возможного тератогенного действия (потребности взрослого человека в витамине А обеспечиваются обычным пищевым рационом, а рекомендации не поддерживают использование добавок витамина А для улучшения исходов беременности) (Mousa A., 2018). Действие эйкозапентаеновой кислоты (ЭПК) омега‑3 в акушерстве для профилактики ПЭ или снижения иных осложнений гестации, а также в улучшении развития сердечно-сосудистой системы плода не доказано (Bakouei F., 2020).
ОРИГИНАЛЬНОСТЬ КОМПОЗИЦИИ ФЕМИБИОН® I, II
Фемибион® появился в РФ 15 лет назад. Это был первый комплекс для беременных, в состав которого наряду с ФК (200 мкг) входил метафолин (208 мкг, что соответствует 200 мкг ФК), т. е. в оптимальном соотношении 1:1. Эксперты ВОЗ рекомендуют принимать ФК в составе поливитаминов, включая 2,6 мкг/сут витамина B12, который участвует в фолатном цикле и профилактике перницитозной анемии. Защитный эффект ФК в присутствии других витаминов (B1, B2, B5, C и никотинамид) повышается на 20 %. Так, витамин В5 синергичен с другими витаминами, вовлеченными в синтез АТФ (В1, В2, В3), никотинамид участвует в реакциях метилирования ДНК наряду с витаминами В2, В6 и В12, В7 (биотин) участвует в процессах катаболизма жиров и углеводов, синтеза АТФ (Громова О.А., 2018). Некоторые исследования показали взаимосвязь между ФК и цинком, при этом низкое потребление последнего снижает абсорбцию/статус ФК. Доказана необходимость приема фолатов на протяжении всей беременности, а не только в I триместре, а также дополнительной дотации ДГК со II триместра беременности.
Фемибион® — также первый ВМК, содержащий ДГК (200 мг) в отдельной капсуле. Такое диетическое потребление соответствует текущим рекомендациям Управления по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США (FDA) и Агентства по охране окружающей среды (EPA). ДГК статистически значимо снижает частоту плацента-ассоциированных осложнений за счет протекции эндотелия сосудов плаценты, поэтому добавление в рацион беременной во II и III триместрах комбинации метафолин + ФК + ДГК считается оправданным в аспекте профилактики ПЭ, ПР и благоприятного влияния на развитие нервной системы будущего ребенка (Middleton P., 2018).
Содержание ДГК 200 мг в отдельной капсуле в комбинации с витамином Е (антиоксидант, защита от окисления) в препарате Фемибион® II является оптимальной формой дотации ДГК. Общая доза витамина Е не превышает допустимую (15 мг альфа-токоферола, согласно обновленным рекомендациям FDA).
По данным Европейского агентства по безопасности продуктов питания (EFSA), достаточным считается потребление селена в количестве 70 мкг/сут, притом что среднее потребление селена с пищей составляет 35,8–50,5 мкг/сут. Таким образом, дополнительный прием селена в дозе 26 мкг/сут, который входит в состав Фемибион®, способствует достижению рекомендуемых уровней.
Лютеин — еще один новый компонент в составе Фемибион® II. Лютеин представляет собой каротиноид природного происхождения, который специфическим образом накапливается в тканях глаза (желтое пятно), коже и головном мозге. Наиболее высокие концентрации лютеина обнаруживаются в желтом пятне сетчатки глаза. Лютеин действует как антиоксидант и подавляет образование активных форм кислорода, процессы перекисного окисления липидов. Таким образом, лютеин поддерживает целостность мембран фоторецепторов, что определяет полноценное развитие зрительного анализатора у плода (Gazzolo D., 2021).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Комплекс Фемибион® I, II содержит необходимые витамины и минералы в оптимальных дозах, обоснованных результатами современных исследований. Введение в состав БАД дополнительных микронутриентов обоснованно ввиду высокой распространенности недостаточности их среди беременных женщин. Холин, являющийся уникальным витаминоподобным веществом, отличает БАД Фемибион® I от других комплексов для беременных и оказывает полезное действие на развитие плода.