Статьи
Глобальное потепление — новый игрок на поле канцерогенов?
Хотя Всемирный день борьбы с раком легкого (РЛ) ежегодно проводится 1 августа, а Международный месяц осведомленности об этом заболевании — в ноябре, сражение онкологов за жизнь пациентов идет круглый год. Долгое время РЛ считался в первую очередь заболеванием курильщиков, однако сегодня данная патология все больше угрожает некурящим.
НЕ КУРИЛ, НО ЗАБОЛЕЛ
Сегодня рак легких никогда не куривших (РЛНН) занимает пятое место в структуре смертности от онкологических заболеваний во всем мире, а частота его развития увеличивается не только в процентном, но и в абсолютном числе заболевших. При этом причина подобной тенденции все еще не понятна до конца. К известным причинам развития РЛНН относят:
-
профессиональную деятельность, связанную с воздействием канцерогенов (асбеста, полициклических ароматических углеводородов);
-
проживание в экологически неблагоприятных условиях (с повышенным содержанием в воздухе радона, свободных радикалов кислорода);
-
наличие в пище и воде повышенной концентрации тяжелых металлов или мышьяка;
-
курение электронных сигарет и пр.
Следует заметить, что частота и выраженность воздействия вышеперечисленных факторов не претерпела видимой динамики за прошедшие годы. Однако, наряду с этими хорошо изученными факторами, в профессиональном сообществе активно обсуждается влияние изменений климата на развитие РЛНН. Причинно-следственная связь тут выглядит не совсем очевидной, но это лишь на первый взгляд…
ГЕТЕРОГЕННАЯ ГРУППА
РЛ — это гетерогенная группа заболеваний, причем анамнез курения и его стаж играют ключевую роль не только в формировании гистологического подтипа опухоли, но и при планировании противоопухолевого лекарственного лечения.
Так, никогда не курившими считаются пациенты со стажем менее ста сигарет в течение жизни, курящими — те, чей стаж курения составляет более ста сигарет. По другим данным, этот показатель должен оцениваться не дискретно, поскольку вероятность найти драйверную мутацию, в частности, в гене EGFR, снижается с каждым годом курения.
С приверженностью к курению меняются не только гистологические и молекулярногенетические характеристики заболевания, но и портреты самих пациентов. Так, у больных с длительным стажем курения чаще диагностируется плоскоклеточный или мелкоклеточный РЛ, в то время как у никогда не куривших пациентов — аденокарцинома. Причем среди никогда не куривших больных РЛ чаще встречаются женщины азиатской расы (55 %) и латиноамериканки (30 %): об этом свидетельствуют результаты популяционного исследования, опубликованного в январе 2024 года в журнале Nature.
ПАССИВНЫЙ ВАРИАНТ
Как уже было сказано ранее, известными причинами развития РЛНН являются воздействие радона, асбеста, солей тяжелых металлов, выхлопных газов дизельных двигателей и «неканоническое» курение (электронных сигарет и пассивное). В англоязычной литературе термин «пассивное курение» — это secondhand smoke (дословно — «курение из вторых рук»).
Интересно, что сейчас изучается и влияние thirdhand smoke («курения из третьих рук») на развитие РЛНН. Имеется в виду формирование заболевания в результате воздействия на организм невидимой пленки химических веществ, которая оседает на одежде, мебели и других предметах вокруг некурящего человека. Все эти потенциальные провокаторы развития РЛ взаимосвязаны, и их вклад должен рассматриваться как по отдельности, так и в комбинации, причем с учетом того, что перечень экзогенных канцерогенов постоянно пополняется. Так, в 2024 году на пленарной сессии одной из наиболее авторитетных ежегодных конференций, посвященных изучению и лечению РЛ, — World Conference on Lung Cancer (Всемирная конференция по борьбе с раком легких) — обсуждался вклад климатических изменений в рост заболеваемости РЛНН.
ВИНОВАТЫ ПОЖАРЫ
Глобальное изменение климата оказывает влияние на качество и продолжительность жизни населения в целом. В первую очередь это связано с учащением чрезвычайных ситуаций (ЧС), обусловленных периодами сильной жары, лесными пожарами, наводнениями, штормами и ураганами. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), более 3,6 млрд человек живут в районах, в значительной степени подверженных изменению климата. Помимо очевидного влияния на качество жизни людей, связанного с разрушением их домов и близлежащих медицинских учреждений, изучается и опосредованное влияние ЧС на здоровье населения.
В канадском популяционном наблюдательном исследовании, куда были включены более 2 млн человек, оценивалось влияние канцерогенов, выделяющихся в ходе лесных пожаров, на развитие РЛНН, опухолей головного мозга (ГМ), лейкозов и множественной миеломы. За время наблюдения (20 лет) было зафиксировано 43 000 новых случаев РЛ, 3700 — опухолей ГМ, 12 000 — неходжкинской лимфомы, 3900 — множественной миеломы и 7700 — лейкоза.
Отмечалось увеличение числа случаев РЛ на 4,9 % и опухолей ГМ — на 10 % при возникновении лесных пожаров в радиусе 50 км от места жительства. Стоит отметить, что риск развития РЛ зависит не только и не столько от площади пожара и радиуса его возникновения, сколько от его характеристик, а также метеоусловий, таких как, например, скорость и направление ветра.
К развитию РЛ приводит увеличение концентрации канцерогенов в воздухе, воде, продуктах питания и на различных поверхностях:
-
в образцах древесного угля были обнаружены высокие концентрации экологически устойчивых свободных радикалов, которые оставались стабильными в течение еще как минимум 5 лет;
-
в близлежащих водоемах и рыбе — тяжелых металлов, нитратов и мышьяка;
-
в воздухе — полициклических ароматических углеводородов (ПАУ).
При этом риск подвергнуться воздействию канцерогенов, находясь в зоне лесного пожара, сохраняется даже дома. Так, соглас- но нескольким исследованиям, даже спустя месяцы на поверхности предметов и мебели в жилых домах продолжают определяться следы угля, а в воздухе — ПАУ. Необходима дальнейшая работа по измерению концентрации стойких химических веществ после лесных пожаров. Эта информация позволит понять, почему некоторые виды онкологических заболеваний связаны с близостью к месту пожара (например, РЛ и опухоли ГМ), а некоторые — нет (гематологические опухоли). Очевидно, что, как и большинство подобных наблюдательных эпидемиологических исследований, эта публикация не свидетельствует о прямой причинно-следственной связи между лесными пожарами и риском развития опухолей, как и не привязывает возникновение лесных пожаров к изменению климата. Однако в качестве гипотезы, объясняющей (хотя бы отчасти) наблюдаемое увеличение заболеваемости РЛНН, она выглядит весьма многообещающей.
ДЕСЯТАЯ ДОЛЯ
По данным ВОЗ, во избежание катастрофических последствий для здоровья, связанных с изменением климата, необходимо ограничить повышение температуры в мире до 1,5°C в год. Дополнительное потепление на каждую десятую долю градуса будет оказывать серьезное воздействие на жизнь и здоровье людей. Изменение климата уже привело к увеличению площади лесных пожаров по всему миру.
Эта проблема крайне актуальна для нашей страны, ведь лесом покрыто почти две трети территории России. Одна из наиболее знаковых экологических катастроф, произошедших на территории Москвы, — смог, охвативший город вследствие торфяных пожаров в 2010 году. В течение нескольких месяцев в воздухе определялось многократное повышение концентраций различных канцерогенов. К сожалению, данные о количестве новых случаев РЛНН отсутствуют, однако результаты канадского популяционного исследования могут быть экстраполированы и на российскую популяцию, а значит, рост площади и числа лесных пожаров — наша общая проблема.