Статьи
Им подвластны все мишени
О БАДах часто говорят, что они не обладают доказанной эффективностью и их назначение может рассматриваться лишь как уступка моде. А между тем клинические фармакологи утверждают, что именно природные биологические соединения, оказывая плейотропное действие, позволяют даже при незначительных дозах регулировать метаболические процессы. Почему современные биодобавки должны рассматриваться не как альтернатива, а как союзники лекарственных препаратов, рассказал клинический фармаколог РНИМУ им. Н.И. Пирогова, д. м. н., профессор Александр Сергеевич ДУХАНИН.
— Александр Сергеевич, сегодня молекулярная медицина все чаще используется для диагностики и лечения самых различных заболеваний, при этом применяются как синтезированные соединения, так и природные. В чем между ними разница, если говорить о механизмах действия?
— Синтетические лекарственные средства (ЛС) могут воздействовать толькона одну мишень, тогда как природные соединения способны реагировать с самыми различными рецепторами тканей, что обеспечивает их плейотропный эффект и индивидуальную фармакокинетику. У каждого из этих двух классов соединений своя задача, поэтому их не надо противопоставлять, наша цель — обеспечить синергизм искусственно синтезированных веществ и природных.
— А от чего в данном случае следует отталкиваться?
— Все активные вещества подчиняются законам фармакологии, и первый из них — это фармакодинамика. Она изучает, насколько эффективно молекула может взаимодействовать со своей мишенью. Как я уже сказал, у большинства ЛС она одна. Например, антигистаминные препараты связываются с рецепторами гистамина H1‑типа, ингибиторы протонной помпы блокируют H+-K+-АТФазу на апикальной мембране париетальных клеток, а статины — фермент печени ГМГ-КоА- редуктазу. То есть один препарат — одна мишень.
Напротив, природные соединения могут работать с различными рецепторами за счет своей сложной структуры и наличия стереоизомеров. У них есть и другое преимущество. Они — «свои» для организма: если от «чужеродных» химических веществ он старается как можно быстрее избавиться, то природные соединения могут длительно циркулировать в крови, оказывая протективное действие на органы.
— Почему же тогда фармакология не сосредоточится на скрининге и синтезе молекул, аналогичных природным? Ведь если исходить из принципа «свой/чужой», то естественные биологические соединения эффективнее и безопаснее?
— Для разных задач требуются разные средства. ЛС оказывают выраженное мощное точечное действие, благодаря чему могут быстро купировать острый процесс. Природные соединения обладают более мягким эффектом, но они воздействуют на всю цепочку патологических реакций. Однако противопоставлять эти препараты нельзя, поскольку их синергическое действие позволяет добиться наилучших результатов лечения.
— Объединив два класса препаратов, можно получить идеальное лекарство. Какими свойствами оно должно обладать?
— У идеального ЛС, если говорить с позиции фармакологии, на каждую мишень должна приходиться лишь одна активная молекула. Между тем в искусственно созданных препаратах их число несоизмеримо больше — в десятки тысяч раз. Необходимость в таких дозах вызвана тем, что возможность быстрого нахождения своей мишени, причем вслепую, обеспечивается лишь при больших концентрациях действующего вещества. Ведь организм быстро элиминирует чужеродные вещества. Поэтому приходится постоянно поддерживать «терапевтический коридор», чтобы избежать «эффекта ускользания».
Биологические соединения ищут свои мишени также вслепую, но организм не пытается от них избавиться. Более того, активные молекулы природного вещества сопровождаются «эскортом помощников», которые помогают им преодолеть все барьеры на пути к мишени. И это одно из самых важных условий.
Искусственно созданной молекуле пройти тканевой барьер очень сложно: организм предусмотрел массу препон, чтобы не допустить чужеродные агенты на свою территорию. Если говорить о пероральных формах, то для проникновения через эпителий желудочно-кишечного тракта величина молекулы не должна превышать 500 Да. К тому же она должна быть липофильной, не иметь заряда и не растворяться в воде. Если же речь идет о природной молекуле — ей об этом можно не заботиться, поскольку ее транспорт обеспечивается специфическими белками-переносчиками.
— Это значит, что такая характеристика, как доза/эффект, будет различаться у природных молекул и искусственно синтезированных?
— Конечно. Возьмем для примера витамин С, аскорбиновую кислоту. С одной стороны, эта молекула знакома организму и будет доставлена к мишени, но это не означает, что эффект препарата будет пропорционален его концентрации. Предельная эффективная доза будет определяться наличием свободных транспортеров, а их число ограничено. Второй аспект, который следует учитывать, это стабильность соединения. Аскорбиновая кислота легко окисляется, превращаясь в малополезную дегидроаскорбиновую кислоту.
Напротив, аскорбат кальция, натуральная форма витамина С, обладая всеми его свойствами, сохраняет устойчивость в кислой среде и не растворяется в воде благодаря устойчивой кристаллической структуре. Способность этого соединения противостоять агрессивным факторам гораздо выше, чем у аскорбиновой кислоты.
Аскорбат кальция входит в состав различных комплексных препаратов, состав которых усиливает действие этого витамина. Например, флавоноиды, действуя в синергизме с витамином С, оказывают антиоксидантное, противоотечное, венотонизирующее и эндотелиопротективное действие.
Не менее интересен по своим свойствам препарат, который содержит аналог незаменимой аминокислоты лизина. Это соединение снижает уровень кортизола, что необходимо для адекватного ответа на стресс. Кроме того, лизин помогает поддерживать уровень кальция в организме, увеличивая его всасывание в кишечнике и способствуя почечной реабсорбции. Женщинам требуется всего 400 мг лизина в сутки, чтобы снизить потерю кальция с мочой.
— Вы в данном случае говорите о сложных соединениях, которые трудно доставить в организм. Но почему ЛС проигрывают в тех случаях, когда речь идет о простых молекулах (цинке, железе и других микроэлементах), в которых нуждается наш организм?
— Объясню на примере цинка, который является мощным антиоксидантом и необходим для повышения иммунитета, снижения воспаления, улучшения когнитивных функций. Металлический цинк моментально окисляется с образованием нерастворимого гидроксида цинка — абсолютно бесполезного для организма соединения. А вот в соединении с глюконовой аминокислотой цинк беспрепятственно всасывается в кишечнике и достигает своей мишени — в тимусе. Только цинк способен превратить тимулин в биологически активную форму, которая обеспечивает дифференцировку Т-лимфоцитов и нормализацию соотношения Т-хелперов и клеток-супрессоров, а также активирует клетки-киллеры. Поддерживать иммунный статус организма без цинка невозможно. Суточная потребность в нем составляет 11 мг, а если говорить о хелатированной форме (а лишь она обеспечивает биодоступность элемента), то 25 мг.
— А давайте поговорим о нашем любимом витамине D3, или холекальцифероле. В последние годы как-то вдруг выяснилось, что практически у всех наблюдается его дефицит. Раньше детям давали рыбий жир, а теперь нам предлагают и масляный раствор витамина D, и водный, и таблетки. Что выбрать и когда?
— Холекальциферол не относится к числу классических витаминов, скорее он должен быть назван гормоном, который активирует сотни генов, связываясь с рецепторами витамина D в самых различных тканях. Это позволяет ему влиять на такие процессы, как рост и развитие мышечных клеток, усвоение кальция и фосфора, а также поддержание обмена веществ.
Известно множество метаболитов витамина D, однако наиболее значимое влияние на организм оказывает холекальциферол. В норме его поступление в организм обеспечивается пищевыми продуктами (мясо жирной рыбы — форели, лосося, тунца; яичные желтки, сыр), однако современный человек потребляет их в недостаточном количестве. Кроме того, этот метаболит биологически инертен, и лишь после двух этапов гидроксилирования — в печени и почках — он превращается в кальцитриол 1,25-(OH)2 D3, который и поддерживает все жизненно важные процессы.
Холекальциферол — это жирорастворимый витамин, поэтому его необходимо употреблять вместе с пищей. Суточная доза определяется уровнем 25(ОН)D в крови. Если он находится в пределах 20–30 нг/мл, это говорит о недостаточности витамина D, если ниже 20 нг/мл, то о дефиците. В профилактических целях холекальциферол принимают в дозе от 400–500 МЕ. Если говорить о форме препарата, то таблетки, конечно, удобнее, поскольку их легче и комфортнее принимать во время еды.
— В числе продуктов, которые поставляют нам витамин D, вы упомянули мясо рыбы и рыбий жир. Известно, что они являются и источником комплекса омега‑3. Почему этот препарат сегодня так популярен? В чем его преимущество?
— Омега‑3 — это действительно самый богатый источник полиненасыщенных жирных кислот, прежде всего эйкозапентаеновой и докозагексаеновой. А они чрезвычайно важны для нашего организма, поскольку участвуют в купировании воспалительных и аллергических реакций. У детей комплекс омега‑3 обеспечивает развитие головного мозга и нервной системы, повышение иммунитета. У взрослых — это одно из самых мощных средств профилактики сердечно-сосудистых заболеваний, которое принимает участие в регуляции липидного обмена (снижает уровень триглицеридов и ЛПНП), купировании воспалительных процессов и снижении агрегационной способности тромбоцитов. Прием комплекса омега‑3 в совокупности с витамином D многократно повышает эффективность этих препаратов.
— А как правильно определить дозу омега‑3, ведь бесконтрольный прием этого препарата может неблагоприятно сказываться на организме?
— Правильно рассчитать дозу можно с помощью маркера баланса жирных кислот — индекса омега‑3, который определяется лабораторно. Он представляет собой суммарное содержание эйкозапентаеновой и докозагексаеновой кислот в мембране эритроцитов и выражается в процентах. Индекс может использоваться для прогнозирования риска ишемической болезни сердца. Если он больше 8 %, значит, у сердца максимальная защита, если меньше 4 % — необходима компенсация этих соединений, которая обеспечивается за счет приема активных биодобавок. Не стоит относиться к ним пренебрежительно, поскольку это такой же фармацевтический продукт, как и ЛС, который подвергается строгомуконтролю качества. Кроме того, у природных соединений есть неоценимое преимущество: они созданы тысячи и миллионы лет назад и для организма человека всегда будут «своими».
Беседовала Татьяна Шемшур