Статьи
История одного дома
Улица Пречистенка — музей под открытым небом. Тут и усадьба Дениса Давыдова, и дом Айседоры Дункан, и мастерская Веры Мухиной — создательницы знаменитой скульптуры «Рабочий и колхозница»… У каждого здания — своя история, подробно изложенная в путеводителях. И только о строении под номером 37, где расположен городской эндокринологический диспансер, справочной информации хватило на несколько строк, да и та не слишком достоверная. Автору статьи пришлось провести историко-архивное расследование, чтобы узнать больше об этом особняке.
ДОМ С МЕЗОНИНОМ
Пишут, например, в «Википедии» и на многих других справочных ресурсах, что это творение архитектора А. О. Гунста, построенное в 1901 году. Анатолий Оттович Гунст — один из признанных мастеров московского модерна — действительно возводил здания на Пречистенке. Вот только 37-й номер он не строил, а всего лишь перестраивал. Одноэтажный дом с мезонином (прямо как в одноименном рассказе Чехова) возник в глубине участка еще в XIX веке как типичный пример ансамбля городской усадьбы той поры. Последующие надстройки довели его высоту до четырех этажей. А от той первоначальной застройки до наших дней дошли лишь пышно отделанные ворота и крохотный флигель.
ВОЕННЫЙ КОМИССАРИАТ
Особняк был телефонизирован, поэтому в 1918–1919 годах здесь разместился оперативный отдел Народного комиссариата по военным делам. Именно отсюда в самый драматический момент для молодой советской республики В. И. Ленин вел переговоры по прямой линии с М. В. Фрунзе и другими командармами гражданской войны. В этом же здании вождь мирового пролетариата напутствовал политработников, направлявшихся на Восточный фронт.
Но вот вопрос: у кого была экспроприирована послужившая делу революции собственность? Кто в достопамятные царские времена растил здесь детей, принимал гостей, чаевничал в кругу семьи, говорил по телефону? Кто считал этот культурный объект федерального значения родным домом и долгими десятилетиями тосковал по его теплу в бесприютной эмиграции?
ГЕНЕРАЛЬСКАЯ ДИНАСТИЯ
Во многих справочных источниках, включая «Википедию», строение № 37 по Пречистенке именуется особняком М. Н. Макшеева-Машонова. Это не так. Последней хозяйкой дома была генеральская вдова Ольга Ивановна Макшеева-Машонова, урожденная Сокологорская (1841–1932). Ее муж, Николай Александрович Макшеев-Машонов (1835–1895), герой русско-турецкой войны и крупный военачальник, дослужился до звания генерал-лейтенанта, перещеголяв своего отца: тот ушел в отставку всего лишь генерал-майором. Разница — как между дивизионным генералом и бригадным. Неудивительно, что в резиденции потомственного генерала установили один из первых телефонов в Москве!
Дом у Макшеевых-Машоновых был полная чаша. Здесь родились их дети. Первенец Александр — под утро 16 августа 1867 года. Дочь Ольга (в замужестве Гончарова) — дождливой ночью 22 мая 1869 года. Они были очень дружны, ведь между ними всего два года разницы. А еще через 5 лет, 6 июля 1874 года, на свет появилась младшая, Анна (в замужестве Черникова), проказница и всеобщая любимица. Сюда заглядывали братья хозяина — Егор и Петр, приезжала на Рождество сестра Надежда. Захаживал в гости знаменитый родственник — артист императорских театров Владимир Александрович Макшеев-Машонов (1843–1901). Похоронили артиста на Ваганьковском кладбище, как раз когда Гунст затеял перестройку особняка под руководством неутомимой Ольги Ивановны. Боль от потери мужа и через 6 лет никуда не делась. Притупить ее помогала бурная деятельность, в которую Макшеева-Машонова ушла с головой. К тому же дети выросли, обзавелись семьями, и для разросшейся семьи потребовалось больше места.
ПОСЛУЖНОЙ СПИСОК
Вот что писали о смерти ее супруга «Московские ведомости» 29 января 1895 года: «В ночь на 27 января скончался в Москве один из видных героев последней русско-турецкой кампании — генерал-лейтенант Николай Александрович Макшеев-Машонов. Покойный родился в 1835 г., получил образование в Академии Генерального штаба, где в окончил курс в 1862 г. Молодым офицером ему пришлось участвовать в кампании 1854 г., в которой он отличился и получил орден Св. Анны 4-й степени за храбрость.
Покойный проходил следующие должности. Он был старшим адъютантом штаба 2-й кавалерийской дивизии, потом состоял для поручений при штабе Харьковского военного округа, заведовал передвижением войск по Курско-Харьковской железной дороге, а впоследствии был старшим адъютантом штаба Харьковского военного округа. В дальнейшей служебной деятельности Н. А. Макшеев-Машонов был начальником штаба 2-й и 3-й кавалерийской дивизии, одно время состоял в распоряжении командующего войсками Харьковского военного округа, после того был начальником штаба 9-й кавалерийской дивизии и командиром 1-й бригады 14-й кавалерийской дивизии. Вскоре его назначили помощником начальника штаба Харьковского военного округа, а в 1888 г. — начальником штаба 17-го армейского корпуса. Эту последнюю должность он занимал до 1891 г., когда вышел в запас с производством в генерал-лейтенанты. Н. А. Макшеев-Машонов был на театре военных действий во время последней русскоурецкой кампании, где получил за храбрость золотое оружие и орден Св. Владимира 3-й степени с мечами. Между сослуживцами покойный пользовался большим уважением и любовью».
ФРАНЦУЗСКАЯ ЭМИГРАЦИЯ
Отец Николая Александровича, генерал-майор Александр Иванович Макшеев-Машонов, потрясенный неожиданной смертью 60-летнего сына, ушел вслед за ним сразу после сороковин. Было ему 85 лет — долгожитель по тем временам! А мать семейства, Екатерина Львовна, пережила сына и мужа на 4 года, скончавшись на 81-м году в родных стенах особняка на Пречистенке на руках у внучек и невестки. Им самим счастья окончить свои дни на родной земле не выпало: они тоже жили долго, но умерли на чужбине — во Франции, в городе Коломб департамента О‑де-Сен (Сена). О смерти Ольги Ивановны Макшеевой-Машоновой рассказала эмигрантская газета «Возрождение» (№ 2775 от 6 января 1933 года): «Дочь действительного статского советника и вдова генерал-лейтенанта Ольга Ивановна Макшеева-Машонова, рожденная Сокологорская, скончалась 18/31 декабря на 92-м году жизни, о чем с глубоким прискорбием извещают: дочь Ольга Николаевна Гончарова, зять Михаил Федорович Гончаров и внук с женою (21, r/ Ambr. Pare, Colombes, Seine). Погребена 2-го сего января на кладбище в Colombes».
ТРИДЦАТИЛЕТНИЙ ЮБИЛЕЙ
Адрес «Пречистенка, 37» хорошо знаком московским врачам и их пациентам. В 1990 году здесь был организован эндокринологический диспансер, отмечающий ныне тридцатилетие своего основания. Это единственное высокоспециализированное учреждение в системе Департамента здравоохранения Москвы, оказывающее в амбулаторных условиях консультативно-диагностическую и лечебно-профилактическую помощь больным с сахарным диабетом и его осложнениями, заболеваниями щитовидной железы, паращитовидных желез и надпочечников, аденомой гипофиза, нарушением менструального цикла и с другими эндокринными заболеваниями.
В эндокринологическом диспансере применяются стационарозамещающие технологии с научно доказанной эффективностью и использованием уникального современного оборудования. Высокопрофессиональный коллектив и хорошая лабораторно-диагностическая база позволяют на амбулаторном уровне оказывать специализированную помощь в соответствии с современными стандартами и клиническими рекомендациями.
В диспансере широко используются информационные технологии для записи пациентов на прием из амбулаторно-поликлинических центров, ведения московского сегмента федерального регистра больных сахарным диабетом и акромегалией; проводятся обучающие семинары для врачей-эндокринологов. Сотрудники диспансера участвуют в клинических исследованиях, выступают в СМИ по актуальным вопросам лечения эндокринных заболеваний и организации здорового образа жизни, а также активно взаимодействуют с представителями общественных организаций больных сахарным диабетом, акромегалией и другими пациентскими сообществами.
Удобное расположение диспансера — в центре Москвы, в 10 минутах ходьбы от станций метро «Парк культуры», «Кропоткинская» и «Смоленская» — значительно облегчает возможность получать квалифицированную помощь жителям различных административных округов. Приходя сюда, они даже не подозревают о драматических страницах мировой и семейной истории, связанных с этим уникальным зданием.
Иван Белокрылов
Читайте также
- Пандемия на эпидемию: сочетание инфекционной и неинфекционной
- Мистер Х эндокринного мира: досье на мелатонин
- Роль сахароснижающих препаратов в предупреждении сосудистых осложнений при сахарном диабете 2 типа
- «Куда, куда вы удалились, весны моей златые дни...»
- Репродуктивное здоровье и старение больных сахарным диабетом
- Диабетическая полинейропатия: мифы и реальность