Статьи

Н.А. Вельяминов — один из основателей отечественной хирургической эндокринологии

01.06.2021

Выдающийся хирург-клиницист, ученый и общественный деятель, Николай Александрович Вельяминов вошел в историю медицины как основатель хирургической эндокринологии. Он первым выделил три формы функциональных расстройств щитовидной железы — гипофункцию, гиперфункцию и дисфункцию. А затем впервые в России 135 лет назад произвел успешную операцию по поводу диффузного токсического зоба.

СЫН ОФИЦЕРА

15 февраля 1855 года в Санкт-Петербурге в семье офицера Преображенского полка Александра Николаевича Вельяминова (1825–1868) и его супруги Екатерины Алексеевны (1827–1897) произошло радостное событие — родился сын Николай. По матери мальчик приходился внуком прославленному генералу Отечественной войны 1812 года Алексею Федоровичу Арбузову. Походная судьба помотала по свету родителей маленького Николая. В гимназию он пошел в немецком Висбадене, а окончил ее уже в Варшаве и в 1872 году поступил на физико-математический факультет Московского университета. Однако вскоре осознал, что профессия врача привлекает его больше, и перевелся на медицинский факультет. В студенческие годы летом работал на Урале, где организовал временную больницу на 20 коек, уже тогда самостоятельно оперировал и писал работы по специальности.

ВОЕННЫЙ АКАДЕМИК

При объявлении Русско-турецкой войны в 1877 году Вельяминов досрочно сдал выпускные экзамены и пошел работать младшим ординатором Тифлисского военного госпиталя, а затем год служил в действующей армии. Храбрости молодому врачу было не занимать! Четыре месяца он разделял опасности военного похода с солдатами 155‑го пехотного Кубанского полка, позже лечил тифозных больных в Александропольском госпитале, где перенес тяжелую форму тифа. В 1880 г. участвовал в Ахал-Текинской экспедиции генерала М.Д. Скобелева, о чем оставил «Воспоминания хирурга из Ахалтекинской экспедиции». В 1883 г. Вельяминов защитил докторскую диссертацию на тему «О вылущении прямой кишки с предварительной и одновременной колотомией по Schin zinger Madelung'y» и возглавил Максимилиановскую клинику в Санкт-Петербурге. Работал ассистентом в Николаевском военном госпитале и на Женских медицинских курсах. На летних маневрах в Красном Селе служил консультантом-хирургом при императорском госпитале, где познакомился с Александром III, который сделал Вельяминова своим лейб-медиком, сверхштатным врачом императорской Главной квартиры. С 1898 года в качестве инспектора Придворной медицинской части Николай Александрович реорганизует придворную медицинскую службу, а с императором, высоко ценившим его знания и опыт, останется рядом до самой его смерти, препятствуя коллегам совершать бесполезные и даже вредоносные манипуляции, которые лишь ускорили бы конец венценосного пациента (предлагалось вставлять в отекшие ноги императора серебряные трубочки для отведения жидкости).

Много лет Н.А. Вельяминов состоял в Главном управлении Красного Креста, исполняя роль его главноуполномоченного во время Китайской войны (восстания 1899–1901 гг.) на Дальнем Востоке — в Китае, Маньчжурии, Приамурье и Восточной Сибири. Учредил Красный Крест на море: снарядил и отправил первый в России плавучий лазарет «Царица», предназначенный для эвакуации пострадавших морским путем.

В 1910 г. Вельяминова избрали на должность начальника Военно-медицинской академии. Он играл видную роль в ее жизни, стремясь подготовить будущих военных врачей к условиям реальной службы. Но в 1912 г. Николаю Александровичу пришлось оставить свой пост, а в 1913 г. — покинуть и клинику ВМА. Уходу из академии способствовало враждебное отношение военного министра Владимира Александровича Сухомлинова и главного военно-санитарного инспектора Александра Яковлевича Евдокимова. В годы Первой мировой войны Вельяминов занимался организацией санитарной службы, а после Октябрьской революции занял критическую позицию по отношению к Советской власти. Его жизнь в этот период была полна серьезных испытаний. За изгнанием со службы последовало выселение из квартиры в доме на Кирочной, где он занимал первый этаж. Николай Александрович скитался по знакомым, радуясь только одному: что любимая жена Елизавета Марквардовна Корф, умершая в 1890 году в возрасте 37 лет, не дожила до этих времен. Найдя пристанище в подсобном помещении больницы Петра Великого, даже в столь стесненных бытовых условиях Вельяминов продолжал работать: в 1919–1920 он создает обширные мемуары большой исторической ценности. 26‑летнего наследника престола Николая за несколько месяцев до коронации, например, автор описывает как не по годам инфантильного субъекта, который психологически остался подростком 14 лет.

ТРУД ВСЕЙ ЖИЗНИ

Как ученый Н.А. Вельяминов обладал огромной эрудицией, необыкновенной трудоспособностью и разносторонними интересами. Он сыграл большую роль в развитии русской хирургии и создал собственную хирургическую школу, став одним из основателей хирургической эндокринологии. Николай Александрович также был одним из основоположников отечественной артрологии, в которой обозначил и эндокринологическую составляющую. Ученый исследовал, в частности, как воздействует удаление щитовидной железы на течение артритов. Он описал влияние гиперфункции щитовидной железы на некоторые формы заболеваний суставов и выделил особую форму хронического прогрессивного тиреотоксического полиартрита (polyarthritis progressiva chronica thyreotoxica). Ряд работ Н.А. Вельяминова посвящен вопросам хирургии костно-суставного туберкулеза. Он также был пионером светолечения в России. Его труды о лечебных свойствах света, в том числе в комплексной терапии системной красной волчанки, о влиянии ультрафиолетовых лучей на бактерии, их действии при некоторых заболеваниях считаются классическими.

А ведь помимо научной деятельности, Николай Александрович занимался еще и врачебно-организаторской работой, в частности вопросами помощи инвалидам. Организовал приют для калек при Максимилиановской лечебнице, а также первый в Петербурге «Комитет скорой помощи», который приобрел огромное значение во время войны, основал Санкт-Петербургское медико-хирургическое общество. Устроил в Вентспилсе приморский санаторий для больных костным туберкулезом, первым начал изучать профессиональный травматизм, интересовался страхованием трудящихся и создал Бюро экспертизы для рабочих, первую станцию скорой помощи в Петербурге.

Вельяминова считают одним из основоположников периодической хирургической печати в России. Он начал выпускать журнал «Хирургический вестник» (1885–1894), который в 1896 г. слился с «Летописью русской хирургии», позднее (1902–1909) стал называться «Русским хирургическим архивом», а в 1910 г. — «Хирургическим архивом Вельяминова» (существовал до 1917 г.).

Почетный член Королевской коллегии хирургов в Лондоне и Общества венских врачей, почетный мировой судья Санкт-Петербурга и действительный тайный советник умер 9 апреля 1920 года от приступа стенокардии. Человек, которого Александр III благодарил за то, что тот не покинул его в отличие от других профессоров, которые сбежали, когда конец императора стал близок, и просил прощения за то, что вынуждает своего доктора проводить ночи без сна, скончался в нужде и холоде практически в подворотне. Ни единой живой души не присутствовало при его кончине, кроме верной собаки. На следующий день ее нашли мертвой: собачье сердце не вынесло смерти хозяина. Похоронен ученый на Волковском православном кладбище в Санкт-Петербурге.

Главный труд Вельяминова энциклопедического характера (объемом 433 страницы) вышел в свет лишь через 4 года после его смерти. Назывался он «Учение о болезнях суставов с клинической точки зрения». Перу ученого принадлежат также монографии «Клиника болезней суставов. Сифилис суставов», «Сифилис в хирургии», «Истерия в хирургии», «Максимилиановская лечебница.1850–1900», «Пирогов и частная помощь на войне », — всего более сотни работ, некоторые из них не утратили научной ценности до сих пор.

Иван Белокрылов

 


НАШИ ПАРТНЕРЫ