Статьи

Нам есть чем гордиться!

01.07.2022
Мартов Алексей Георгиевич
Д.м.н., профессор, заведующий кафедрой урологии и андрологии ФГБУ «ГНЦ РФ — ФМБЦ имени А. И. Бурназяна» ФМБА РФ, ведущий научный сотрудник медицинского исследовательского центра МГУ имени М.В. Ломоносова, заведующий отделением урологии ГБУЗ «ГКБ имени Д.Д. Плетнева Департамента здравоохранения Москвы», президент Российского общества по эндоурологии и новым технологиям, член Европейской, Американской и Всемирной ассоциаций урологов, Всемирной ассоциации по эндоурологии

Мартов Алексей ГеоргиевичУрология — область клинической медицины, в которой наша страна демонстрирует значительные достижения. Мы попросили рассказать о сегодняшнем уровне развития отечественной урологии, ее возможностях, а также о современных подходах к лечению одного из самых распространенных урологических заболеваний — доброкачественной гиперплазии предстательной железы — профессора Алексея Георгиевича МАРТОВА, внесшего и продолжающего вносить весомый вклад в развитие этой отрасли медицины.

— Уважаемый Алексей Георгиевич, на последнем, 41‑м конгрессе Международного общества урологов (SIU) в Дубае вам вручили награду за выдающуюся карьеру (Distinguished Career Award). Что для вас значит эта оценка со стороны профессионального сообщества? 

— Безусловно, я благодарен международному обществу за столь высокую оценку. Я впервые получил такую награду и рассматриваю ее как большое достижение. Это серьезная оценка не только моей деятельности, но и в целом всей российской урологии, ее выдающихся результатов. 

— Вас неоднократно приглашали для выполнения показательных операций на ведущих урологических форумах за рубежом. Что это были за операции и как вы оцениваете уровень российской хирургической урологии? 

— Я действительно много оперировал: на урологическом конгрессе EAU в Стокгольме, на большой международной конференции Challenges in Endourology в Париже, на Всемирном конгрессе по эндоурологии, а также проводил операции в Турции и Австрии — в Венском университете и др. В основном это были эндоурологические инновационные операции, меня приглашали на них как эксперта. Я выполнял перкутанные операции по поводу мочекаменной болезни, трансуретральную органосохраняющую операцию по поводу папиллярной опухоли лоханки подковообразной почки, эн-блок резекцию мочевого пузыря при раке мочевого пузыря, ТУР и энуклеацию при ДГПЖ и др. 

Если сравнивать уровень наших и зарубежных специалистов, то, с моей точки зрения, в России талантливых хирургов намного больше. Более того, мы не только не уступаем иностранным коллегам в квалификации и практических навыках, но и нередко превосходим их в этом, несмотря на то что российские клиники в меньшей степени оснащены современным оборудованием. 

— Как вы считаете, в каких областях урологии в России достигнуты наиболее значимые результаты?

— Наша страна не отстает от ведущих стран мира по уровню развития урологии, причем практически всех ее областей. На весьма высоком уровне находится отечественная роботическая хирургия, что не раз доказывали наши профессионалы в данной сфере. В эндоурологии, онкологии и лапароскопической урологии мы тоже на переднем крае. Так что нам есть чем гордиться! Остаются вопросы, связанные с химиотерапией, но они скорее социальные, связанные с очень высокой стоимостью современных препаратов и зачастую их нехваткой. 

— А какие направления развития урологии наиболее перспективны, с вашей точки зрения? 

— Сегодня все стремятся к минимальной инвазивности при проведении урологических операций. Несомненно, перспективна и онкоурология, связанная с разработкой и внедрением в клиническую практику сверхэффективных инновационных противоопухолевых препаратов, которые сейчас все чаще выходят на рынок. Определенные перспективы имеются и у фундаментальных исследований, что очень важно, поскольку именно на них зиждется прогресс в клинической практике. 

— Какие урологические заболевания сегодня наиболее распространены? 

— Самыми распространенными урологическими заболеваниями являются мочекаменная болезнь и доброкачественная гиперплазия предстательной железы (ДГПЖ), или аденома простаты. Пациенты с этими заболеваниями — основной контингент любого урологического стационара, за исключением онкоурологического. 

— Насколько высока доля мужчин в России, страдающих ДГПЖ? 

— ДГПЖ является одним из основных маркеров старения мужского организма. Это болезнь мужчин пожилого и старческого возраста. По имеющейся статистике, у мужчин в возрасте 60 лет заболевание диагностируют примерно в 60 % случаев, у 70‑летних — в 70 %. Это естественный процесс. 

— Что приводит к развитию ДГПЖ? 

— Данное заболевание связано с разрастанием периуретральной железистой зоны предстательной железы. Развитие этого доброкачественного опухолевого процесса приводит к обструкции нижних мочевыводящих путей, препятствует нормальному мочеиспусканию. 

Причины развития ДГПЖ до конца не ясны. Точно установлено, что в основе данного заболевания лежат гормональный дисбаланс и старение. Как правило, ДГПЖ — это признак возрастной инволюции у мужчин, но в клинической практике мы встречаемся со случаями, когда с крупной аденомой, требующей оперативного вмешательства, обращаются пациенты моложе 50 лет. 

— Насколько сложна диагностика клинической формы ДГПЖ? 

— Для грамотных специалистов она несложная. При проведении полной диагностики аденомы простаты назначается комплекс исследований, который включает пальцевое ректальное обследование, трансректальное УЗИ и урофлоуметрию. Это основные диагностические способы выявления аденомы. Существуют шкалы, опросники, на основании которых субъективную клиническую картину болезни можно объективизировать, показать ее в цифрах. Следует отметить, что при обследовании пациента важно исключить злокачественное поражение предстательной железы, распространенность которой в мужской популяции, к сожалению, увеличивается. Для этого используется ряд маркеров, в частности простатический специфический антиген, который секретируется эпителиальными клетками канальцев предстательной железы. 

— Каковы современные подходы к лечению аденомы простаты? Доступны ли они российским врачам? 

— Из радикальных способов лечения можно отметить очень модную сегодня энуклеацию. Большинство других инновационных методов в настоящее время проходят клинические испытания. Один из них — игольчатое термальное воздействие на простату с помощью аппарата Rezum. Другой пример — акваабляция, которую можно рассматривать как роботическую малоинвазивную хирургию. Ее внедрение в клиническую практику согласуется с наметившейся в нашей стране тенденцией к роботизированию во всех областях медицины. Однако у меня нет уверенности в том, что акваабляция сможет заменить основные оперативные пособия — трансуретральную резекцию и энуклеацию при аденоме простаты. 

Если говорить о доступности современных методов лечения ДГПЖ для российских врачей, то наши урологи обладают всеми техническими возможностями для проведения такой терапии. Это и лазерная технология, и электрохирургия, и лапароскопия. 

— Что включает медикаментозное лечение ДГПЖ? 

— В нашем случае фармакотерапия — палка о двух концах. С одной стороны, существует группа препаратов, которые, во‑первых, могут препятствовать росту аденомы и, во‑вторых — облегчить мочеиспускание на ее фоне. В то же время увлечение этими препаратами зачастую приводит к тому, что нам приходится оперировать пациентов с аденомой предстательной железы в уже запущенной стадии, лечить очень пожилых людей с большим количеством сопутствующих заболеваний. Но если появится лекарственный метод, позволяющий избавить пациента от аденомы, то я, хирург-эндоуролог, буду только счастлив. 

На сегодняшний день фармакотерапия ДГПЖ — быстро развивающееся направление клинической медицины. В арсенале врачей появляются комбинированные препараты. Помимо использования известных ингибиторов 5‑альфа-редуктазы и альфа-аденоблокаторов, изучается возможность применения М-холинолитиков в терапии симптомов нижних мочевых путей, в том числе обусловленных аденомой. Также существуют ряд других препаратов, которые в комбинации дают хороший эффект. Консервативная лекарственная терапия сегодня серьезно изучается, и это — современный тренд. 

Беседовала Ирина Широкова


НАШИ ПАРТНЕРЫ