Статьи

О расширении доступа к контрацепции и безопасному аборту

12.03.2020

Несмотря на современные возможности планирования семьи, тема абортов продолжает быть актуальной. С чем это связано и как решается проблема нежелательных беременностей в разных странах? Об этом говорилось на XIII конференции Международной федерации профессионалов в области абортов и контрацепции (14–15 сентября 2018 г., Нант, Франция).

Целевая группа по абортам RCOG
ПАТРИЦИЯ ЛОР (Великобритания):
«До принятия закона об абортах 1967 года небезопасный аборт являлся основной причиной материнской смертности в Великобритании (14 %). В настоящее время услуги по легальному прерыванию беременности доступны, однако в последние годы они предоставляются преимущественно в частных клиниках, что привело  к сокращению обладающих необходимыми навыками врачей в государственных медицинских учреждениях по всей стране. На медиков также оказывает влияние негативное отношение к абортам в обществе. Чтобы помочь преодолеть эти проблемы, RCOG создала целевую группу по абортам, которая взаимодействует с политиками для разработки общесистемных решений, обеспечивающих женщинам доступ к безопасной и высококачественной помощи».

Комментарий главного редактора. В России в учреждениях Минздрава РФ выполняется порядка 90 % зарегистрированных абортов. На негосударственный сектор приходится в среднем по стране 8–9 %, однако
этот показатель колеблется по регионам от нуля до 1/3 (Б. Денисов с соавт: http://www.demoscope.ru/).

Законодательство в отношении абортов в Северной Ирландии
ФИОНА БЛУМЕР (Ирландия):
«Из-за действующего в Северной Ирландии жесткого ограничительного законодательства в отношении абортов всего 16 таких операций в 2017 году были проведены в медицинских центрах страны (по медицинским показаниям — Прим. ред.). При этом 919 абортов были сделаны жительницами Северной Ирландии в клиниках соседней Англии, остальные выполнялись на дому, будучи по сути криминальными. В результате расследования CEDAW было установлено, что существующая государственная политика ведет к нарушениям прав человека (22 октября 2019 г. после проведенного референдума на территории Северной Ирландии вступил в силу закон о легализации абортов — Прим. ред.)».

Комментарий главного редактора. В нашей стране самыми существенными мерами, непосредственно  затрагивающими доступность искусственного аборта, стали сокращение социальных и медицинских показаний для прерывания беременности и введение «недели тишины». Самая серьезная мера, способная ограничить доступность аборта, пока не получила поддержки ни в правительстве, ни среди большинства депутатов — речь идет о выводе абортов из системы ОМС (В.И. Сакевич с соавт., 2016).

Парадокс контрацепции
КРИСТИАН ФИАЛА (Австрия):
«Во многих странах с хорошим доступом к противозачаточным средствам уровень абортов в последние годы снизился. В то же время в некоторых из них (Великобритания, Франция, Швеция и др.) показатели остаются стабильными или даже увеличиваются, что связано с сокращением числа пользователей гормональной  контрацепции (например, в Австрии оно сократилось за период 2012–2018 гг. с 60 до 43 %). Это особенно удивительно, поскольку достигнуто существенное улучшение в гормональной контрацепции, а именно — доступность обратимых методов длительного действия (LARC). Данный парадокс необходимо проанализировать, если мы хотим сократить количество нежелательных беременностей».

Комментарий главного редактора. В России, по данным МЗ РФ (2018), число пользующихся гормональной контрацепцией за период 2005–2017 гг. увеличилось с 94,0 до 129,0 на 1000 женщин фертильного возраста (на 37,2 %), ВМС — снизилось с 136,8 до 99,6 (на 27,2 %).

Контрацептивный континуум
КРИСТИНА ГЕМЗЕЛЬ-ДАНИЕЛСОН (Швеция):
«Модуляторы рецепторов прогестерона (MРП) могут применяться для плановой (один раз в неделю или один раз в месяц), экстренной, «поздней» экстренной контрацепции (менструальной индукции), для медикаментозного аборта в I и II триместрах. Среди неконтрацептивных преимуществ этих препаратов — воз-
можная защита от рака молочной железы, профилактика лейомиом матки и эндометриоза. Таким образом, МРП, такие как мифепристон, могут обеспечивать «контрацептивный континуум» с дополнительной пользой для здоровья».

Комментарий главного редактора. В России зарегистрировано несколько брендов мифепристона, в том числе для экстренной контрацепции (10 мг), лечения гормонально-зависимых заболеваний (50 мг) и прерывания беременности (200 мг на сроках до 42 дней аменореи) (Госреестр лекарственных средств,
2019: https://grls.rosminzdrav.ru/grls.aspx). Клиническими рекомендациями Минздрава РФ определена возможность прерывания беременности в ранние сроки — до 63 дней аменореи (2015) и в поздние сроки по медицинским показаниям (2018).

Updates для медикаментозного прерывания беременности — новые режимы использования мифепристона/мизопростола
НАТАЛИ КАПП (Швейцария):

Снимок15.PNG

Комментарий главного редактора. Новые схемы применения мифепристона и мизопростола опубликованы в изданиях «Всемирная организация здравоохранения. Ведение медикаментозного аборта»  (2018) и «NAF. Клинические рекомендации по уходу при аборте» (2018). Пришло время для обновления национального документа «Медикаментозное прерывание беременности в первом триместре: клинические рекомендации (протокол лечения)» (2015).


НАШИ ПАРТНЕРЫ