Статьи
Рассосется ли новообразование само по себе?
Комментарий эксперта к статье «Рак в эпоху СОVID-19: когда снижение заболеваемости совсем не в радость» https://medvedomosti.media/articles/rak-v-epokhu-sovid-19-kogda-snizhenie-zabolevaemosti-sovsem-ne-v-radost/
Тенденцию к снижению онкологической заболеваемости мы наблюдали в 2020 г. Если обычно в Ярославской области выявляется около 6800 новых случаев ЗНО в год, то в 2020 году врачами поставлено почти на тысячу меньше новых диагнозов. Поскольку объективных причин для столь значительного снижения заболеваемости нет, совершенно справедливо говорить о меньшей выявляемости.
Среди женщин до нас дошло меньше больных с базальноклеточным и плоскоклеточным раком кожи, а вот пациенток с меланомой, ранними стадиями рака молочной железы и рака легких не убавилось. Что же касается мужчин, к нам поступило меньше больных раком легкого, предстательной железы и кожи. Причем в 2020 г. заметно сократились первичные обращения пациентов с ранними стадиями этих заболеваний.
Думаю, что не меньший негативный вклад, чем приостановка диспансеризации в нашем регионе, внесла нерациональная боязнь пациентов посещать лечебные учреждения из-за пандемии. К сожалению, больные ранними стадиями ЗНО сидели дома, а обращались к нам уже пациенты с симптомами опухолевого роста. В 2021 г. ситуация несколько выправилась, вероятно, потому что население в достаточной степени привыкло к пандемии, но доковидного уровня заболеваемости мы еще не достигли.
По предварительным статистическим данным за 2021 г., мы пока еще не наблюдаем увеличения доли запущенных стадий ЗНО. Мне, правда, запомнилось несколько пациентов, обратившихся с запущенными опухолями наружных локализаций. Свой запоздалый визит к онкологу все они объясняли боязнью коронавируса. Но на общую статистическую картину подобная ситуация не повлияла. Возможно, в 2022 г. мы получим увеличение случаев распространенных ЗНО.
Говоря о предполагаемом снижении ранее имевшейся гипердиагностики ЗНО (если таковая действительно была), не думаю, что это проблема для нашей страны. Плохо, что у нас нет программ популяционного онкологического скрининга в масштабе всего государства. Сейчас проблемами скорее являются гиподиагностика и недиагностика. Оснащение диагностической аппаратурой городских и районных больниц оставляет желать лучшего. Жизненно необходимая нам программа модернизации первичного звена топчется на месте. А результат плачевный! До сих пор мне иногда встречаются рекомендации для онкологов первичного звена нашего региона, сообщающие, что узловое образование в молочной железе должно рассосаться само по себе… Также не способствует исправлению ситуации объективная перегруженность медицинского персонала в большинстве региональных лечебно-профилактических учреждений по причине пандемии.
Что же касается опухолей кожи, а большинство из них представлены базальноклеточным раком, который в некоторых странах даже не включают в онкологическую статистику, снижение их диагностики (кроме меланомы) практически не повлияет на статистические показатели.
Пандемия, по-видимому, затронула и экономические аспекты онкологической службы страны — на ней решили сэкономить, чтобы больше средств пустить на борьбу с коронавирусом. Вот почему в 2021 г. мы столкнулись со значительным снижением тарифов на оказание специализированной помощи. Особенно это касается противоопухолевой лекарственной терапии. А ведь именно она имеет основное значение в лечении распространенных опухолей. Программа государственных гарантий на 2022 г. не предусматривает увеличения средней стоимости законченного случая лечения по профилю «онкология». Причем онкологические лечебные учреждения закупают препараты в соответствии с финансовым обеспечением уже утвержденных ранее объемов по ОМС. Никакого увеличения закупок нет, и ничего не слышно о том, что такое запланировано. Это не позволяет нам подготовиться к всплеску поздних выявлений злокачественных новообразований.
В конце хочу подчеркнуть, что региональные онкологические службы уже работают с большим напряжением. Значительно увеличилось не только количество работы, но и ее интенсивность. Это связано с многократно возросшими требованиями практически на всех направлениях деятельности медицинских организаций.
По материалам XII Всероссийского форума межрегионального общественного движения «Движение против рака»
Читайте также
- В России курящих в 2 раза больше, а рака легкого в 4 раза меньше, чем в США
- Новое в лечении колоректального рака
- Главный онколог Минздрава РФ предупредил об ожидаемом росте случаев запущенных опухолей из-за COVID-19
- Несмотря на пандемию, программа воплощается в жизнь
- Улица с разносторонним движением
- Будут потеряны жизни, которые мы могли бы спасти
- Рак предстательной железы: медицина, финансы, право
- От пандемии COVID-19 к эпидемии онкозаболеваний: прогнозы ВОЗ и Минздрава
- Рак в эпоху СОVID-19: когда снижение заболеваемости совсем не в радость