Статьи

Сказка о потерянном времени

19.06.2025

Лечение онкологических заболеваний может отнимать часы, дни, недели и месяцы драгоценного времени. Тратится оно на дорогу до онкологического центра, на ожидание приема у кабинета онколога, решение непредвиденных проблем. А времени этого у больного, в зависимости от вида и стадии злокачественного новообразования (ЗНО), может быть совсем немного.

СВЕРИМ ЧАСЫ

«Оценка временных затрат на противораковые препараты, одобренные на основе сравнения с лучшим поддерживающим лечением: поперечный анализ» — так называется исследование временной токсичности, выполненное командой доктора медицинских наук Виная Прасада из Калифорнийского университета (Сан-Франциско, США), итоги которого были опубликованы в Medscape. Результаты данной работы позволяют рассматривать временные затраты на все, что связано с лечением онкологического пациента, как неблагоприятный фактор. По данным исследования была названа конкретная цифра потери времени: оказалось, что больные со ЗНО тратят около 16 часов в месяц на мероприятия, связанные с терапией основного заболевания.

«Почему знание этой информации так важно? — задается вопросом Винай Прасад. — Время — ценный ресурс для онкологических пациентов, особенно когда у них заканчиваются варианты лечения. Оно тратится на поездки к врачу, ожидание приема, инъекции и капельницы, анализы, прохождение рентгенографии, томографии, УЗИ, устранение побочных эффектов терапии и другие дела. Финансовое бремя, связанное с лечением ЗНО, активно изучается специалистами на протяжении многих лет, важность этой темы очевидна всем. Однако затраты времени больного на терапию исторически недооценивались. А ведь они могут свести на нет тот выигрыш в выживаемости, который пациент получает в итоге лечения. Предпринимая данное исследование, мы хотели привлечь внимание коллег к этим проблемам, дать количественную оценку подобным потерям, обосновать необходимость рассмотрения так называемой временной токсичности в качестве побочного эффекта при лечении ЗНО».

ДИЗАЙН ИССЛЕДОВАНИЯ

В период с 2009 по 2022 год Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США (FDA) одобрило 13 препаратов для лечения метастатического рака различных локализаций, которые сравнивались с препаратами для поддерживающей терапии.

Основываясь на протоколах исследований, наблюдениях в онкологических клиниках и опросах пациентов, выполнявшая анализ команда специалистов подсчитала время, которое больные, участвовавшие в активных группах лечения в этих работах, тратили на мероприятия, связанные с исследованием, включая физические и клинические обследования, поездки в онкоцентры, оценку состояния опухоли, инфузии препаратов (если таковые были) и прохождение анкетирования о своем состоянии.

КЛЮЧЕВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Авторы исследования пришли к выводу, что в целом при метастатическом ЗНО наилучший поддерживающий уход — это наблюдение, паллиативная помощь на дому или в хосписе с минимальным временем, затрачиваемым на получение лечения. В девяти исследованиях было отмечено среднее увеличение общей выживаемости (ОВ) на 2,1 месяца, а в 12 работах выживаемость без прогрессирования (ВБП) в среднем возросла на 1,6 месяца. При этом пациенты, проходившие активное противоопухолевое лечение, в среднем тратили 15,8 часа в месяц на мероприятия, связанные с исследованием.

Больше всего времени занимали поездки к онкологу (5,3 часа в месяц), за ними следовали сопутствующие мероприятия, связанные со здоровьем (консультации смежных специалистов, реабилитация и т.д.) и осуществляемые вне рабочего времени (4,7 часа в месяц), а также всевозможные обследования (4 часа в месяц). Выяснилось, что большинство лекарств принимались больными перорально, поэтому время, затрачиваемое на их введение, было минимальным.

Эти без малого 16 часов пациент тратил не одномоментно в течение суток — они распределялись как минимум на 4–5 дней в месяц, что приводило к уменьшению числа дней без лечения в домашних условиях. Авторы исследования подчеркивают, что 16 часов в месяц — это, скорее всего, сильно заниженная цифра, поскольку она не учитывает время, затраченное на устранение нежелательных явлений терапии. Кроме того, данные реальной клинической практики свидетельствуют о том, что частота посещений клиники пациентом в обычной жизни выше, чем при проведении клинических испытаний. Вот почему так важно учитывать временную токсичность, принимая решение о дальнейшем лечении пациента с метастатическим ЗНО.

                                                                                                                                                                                                                        Ирина Ковалева


НАШИ ПАРТНЕРЫ