Статьи

Сосудистый фактор

17.04.2023
Рачин Андрей Петрович
Главный редактор газеты «Неврология сегодня»,  д.м.н., профессор, Президент Национальной ассоциации экспертов по коморбидной неврологии
Камчатнов Павел Рудольфович
Д. м. н., профессор кафедры неврологии, нейрохирургии и медицинской генетики лечебного факультета ФГАОУ ВО «РНИМУ им. Н.И. Пирогова» Минздрава России, г. Москва

Функциональная активность нейронов головного мозга неразрывно связана с его кровоснабжением. Стареет население, растет частота сердечно-сосудистых катастроф, и центральная нервная система нуждается в дополнительном внимании и комплексной поддержке. Как быть и какова ответственность врачей? На эту тему рассуждают два хорошо известных нашим читателям эксперта: профессор А.П. Рачин и профессор П.Р. Камчатнов.

Проф. А.П. Рачин: Сегодня как никогда обостряется социальная потребность в ресурсном когнитивно-эмоциональном состоянии. Действительность предъявляет нам и нашим пациентам множество вызовов. Растет доля возрастных и коморбидных пациентов. Достижения науки и оптимизация терапии в острый период сосудистых событий увеличивают выживаемость этой категории пациентов. После стационарного этапа ответственность за них переходит к амбулаторному врачу: приняв эстафету, требуется сделать последующий отрезок жизни качественным и социально активным.

Проф. П.Р. Камчатнов: Действительно, на амбулаторном приеме невролога растет количество коморбидных пациентов, выбор нейропротективной терапии для которых не всегда очевиден. Такого пациента нужно рассматривать комплексно, с учетом как коморбидных состояний, так и возможного лекарственного взаимодействия. Да, коморбидность в наше время тесно связана с различными формами сосудистой патологии. Пациенты уже принимают ту или иную базисную терапию, которая должна быть совместима с назначениями невролога.

— В условиях ограниченного времени врачу часто бывает сложно сделать индивидуальный выбор препарата для конкретного больного. Он часто действует, руководствуясь своим опытом и сложившимися стереотипами.

Проф. А.П. Рачин: Часто врач, рассматривая ноотропы или нейропротекторы, руководствуется мнением об их клинической эффективности и иногда упускает из виду новые возможности, выходящие за рамки чисто клинического эффекта. Например, появляются препараты, клиническое действие которых, доводящее качество жизни до нужного нам уровня, дополнено преимуществами в виде органопротективного воздействия и мультимодальности, позволяющей избежать полипрагмазии. В качестве примера я бы хотел представить препарат нафтидрофурил (Дузофарм). Он оказывает М-холиноблокирующее действие, уменьшает анаэробный метаболизм, увеличивает синтез АТФ, обладает сосудорасширяющим действием, улучшает реологию крови, в результате чего улучшает периферическое и мозговое кровообращение.

Проф. П.Р. Камчатнов: Дузофарм присутствует в поле зрения неврологов и врачей других специальностей России уже более 12 лет, а за рубежом — более 40 лет. То есть накоплена внушительная доказательная база, препарат показал в эксперименте и в условиях реальной клинической практики эффективность в отношении целого ряда сосудистых патологий: перемежающейся хромоты и артериальных окклюзий других локализаций, стойких последствий острого нарушения мозгового кровообращения в виде тугоухости, речевых нарушений, когнитивного снижения при хронической ишемии головного мозга. Формально относясь к классу вазодилататоров, препарат оказывает избирательное воздействие на определенные участки сосудистого русла, влияя при этом на тонус интактных сосудов. Он действует фокусно, в зонах экспрессии сосудистых и тромбоцитарных рецепторов 5НТ2, то есть в очагах ангиопатии. Дузофарм блокирует участие серотонина не только в патологической вазоконстрикции, но и в серотонин-индуцированной транссудации плазмы в периваскулярное пространство. Это чрезвычайно ценно для профилактики нарушения целостности гематоэнцефалического барьера — ключевого механизма развития повреждения нейронов при микрососудистой патологии.

— Мы возвращаемся к сосудистому фактору как главной причине повреждения нейронов, хотя эта концепция уступала место первично-нейродегенеративному процессу.

Проф. А.П. Рачин: Полярные концепции, как правило, не выдерживают проверки временем. Не стала исключением и изолированная нейродегенеративная теория когнитивного старения. Ишемия и нейродегенерация — два взаимодополняющих процесса с динамическим перемещением центра тяжести каждого в различные периоды когнитивного континуума. При аутопсии и прижизненных обследованиях все чаще обнаруживается, что главными причинами большинства болезней цивилизации являются микроангиопатии. И когнитивное снижение не исключение. Поэтому роль коррекции параметров кровотока, состояния и функции микрососудов остается чрезвычайно актуальной.

Проф. П.Р. Камчатнов: Следует отметить существенное усиление роли сосудистого фактора в связи с приходом к нам COVID-19, который является тяжелым органодеструктивным процессом, в значительной степени нарушает морфофункциональное состояние микрососудов.

Проф. А.П. Рачин: Кстати, и здесь препарат Дузофарм показал высокую эффективность благодаря многогранному эндотелиопротективному действию. В недавнем исследовании, где анализировались результаты лечения 60 пациентов, перенесших ишемический инсульт в левом полушарии головного мозга, Дузофарм показал снижение значимых эндотелиальных маркеров, таких как Е-селектин, что говорит о снижении активности эндотелия в выработке лейкоаттрактантов и косвенно свидетельствует о влиянии на сосудистое воспаление. Среди других маркеров эндотелиальной дисфункции внимания заслуживает фактор Виллебранда — как интегральный показатель не только воспалительно-тромбогенной активности эндотелия, но и в целом прогноза при многих коморбидных состояниях, включая COVID-19. В исследовании с включением 95 коморбидных пациентов, перенесших инсульт, Дузофарм снижал содержание фактора Виллебранда в крови на 40 % по сравнению с контрольной группой. Это демонстрирует неоценимый вклад данного препарата в эффективность лечения не только с точки зрения клинического восстановления, но и — что самое главное — с позиций улучшения прогноза.

— Сейчас все чаще ссылаются на концепцию «сосудистого долголетия»…

Проф. П.Р. Камчатнов: Это весьма привлекательная концепция, которая de facto уже давно применяется в рамках мультидисциплинарного подхода. Это касается подбора и коррекции антигипертензивной терапии, назначения холестерин-снижающих и антиагрегантных препаратов, обеспечения повышения качества жизни пациента. Среди ЛС с яркими клиническими эффектами сейчас есть возможность отдавать предпочтение тем, которые помогают улучшить качество жизни и действуют также в «подводной части айсберга», проявляя органопротективное действие. В контексте сосудистого долголетия Дузофарм логично встраивается в заданные требования. Обладая яркими клиническими эффектами — ноотропным, противотревожным и антиастеническим, препарат существенно повышает качество жизни, а его эндотелиопротективное действие может способствовать пролонгированию качественного периода жизни.

Проф. А.П. Рачин: Дузофарм — действительно интересный препарат с мощным фокусом воздействия именно на причины сосудистого старения, которое начинается с эндотелиальной дисфункции. Воздействуя на этот процесс, мы влияем на общее состояние органов и систем. Это серотонинергический препарат, улучшающий не только когнитивные функции, но и психоэмоциональную сферу, и сон пациента. Его прием может увеличить приверженность к лечению, ведь пациент, почувствовав улучшение своего состояния, будет заинтересован в терапии. Кстати, Дузофарм вышел в новой дозировке 100 мг, что поможет еще больше увеличить приверженность. Режим приема препарата — 100 мг 3 раза в день. Курсы применения, зарекомендовавшие себя как эффективные, — от 1 до 3 месяцев.


НАШИ ПАРТНЕРЫ