Статьи

Спорная премия

10.06.2019

В 1949 г. Нобелевским комитетом премия по медицине и физиологии была присуждена двум ученым. И если достижения Вальтера Гесса в изучении физиологии продолговатого мозга до сих пор не подвергаются сомнению, то награду Эгаша Мониша спустя годы неоднократно пытались оспорить как ученые, так и люди, пережившие лоботомию.

ДО ОТКРЫТИЯ

Психиатрические клиники до XX в. служили для изоляции больных от общества. Каких-либо способов врачевания от помешательства не существовало. В начале 30-х гг. с небольшим временным интервалом были предложены два метода: электросудорожная терапия (ЭСТ) и искусственное введение в гипогликемическую кому (инсулинокоматозная терапия). Эти методы были основаны на предположении, что резкое стрессовое событие позволяет произвести перезагрузку головного мозга и вернуть его в условную точку, предшествовавшую развитию заболевания. От разрядов тока ломались позвонки, трещали зубы, а после инсулина сначала наступало чувство голода, затем паническое состояние и страх смерти, потеря сознания и судороги. Примерно у 5 % больных страх смерти оказывался обоснованным: до спасительного введения глюкозы головной мозг не доживал. Особую роль психиатры отводили нарушению функционирования лобных долей: при их повреждении независимо от причины (травмы, нарушение кровообращения, опухоли) у человека развивается «синдром лобной доли», проявляющийся личностными изменениями: утрачивается воля, упрощаются программы и стереотипы поведения. Безусловно, эти особенности поведения не были секретом для неврологов в начале XX в.

НА КРАЮ ЕВРОПЫ

1935 год. Португалия по европейским меркам — этакая большая деревня, лежащая на берегу Атлантического океана. Времена покорений океанов ушли в историю, а ныне страна живет на обочине мировой истории. В операционной клиники Лиссабона радиоприемник играет далекими джазовыми мелодиями, между которыми Гитлер рвет Версальский договор, а с Альбиона огрызается лорд Чемберлен. Идет операция. Идея рассекания белого вещества лобной доли принадлежит именно Монишу, но из-за подагры воплощает задуманное его коллега, профессор Лима. Операция простая: надрез кожи, привычный скрип сверла об кость, жужжание лобзика, и вот уже под рукой мозг. Надрезы. Швы. И перерождение: был человек, убитый горем или, наоборот, буйный, а после наркоза как ни в чем не бывало — ест, пьет и делает, что ему скажут.

…Проведя 20 подобных операций, профессор Мониш публикует их результаты: у 14 пациентов наступило выздоровление или улучшение. Конечно, выборка была небольшая, и сроки наблюдения были короткими, да и принципы доказательной медицины в 1935 г. еще отсутствовали. Но публикация всколыхнула неврологическое сознание мира.

НЕВИННАЯ ОПЕРАЦИЯ?

Лейкотомия (лоботомия) — хирургическая операция, разрушающая нейрональные связи лобной части головного мозга с другими его отделами. После разрушения связей различные области головного мозга остаются работоспособными: человек способен передвигаться, говорить, слышать и даже думать. Но интеграция всех действий воедино на долгие годы нарушается, вследствие чего пациент становится более податливым для внешних воздействий и управляемым извне. При более глубокой деструкции человек может буквально впасть в детство, теряя самые простые навыки. Операция на лобной доле выбрана неслучайно: именно она выполняет большое количество самостоятельных и связующих функций, в том числе суждение, принятие решений, концентрация внимания, возбуждение и торможение. По сравнению с инсулинотерапией и ЭСТ лоботомия выглядела как невинное занятие и поэтому в краткие сроки заняла умы психиатров и их пациентов. Осторожный Эгаш Мониш заявляет, что операцию можно делать только в крайних случаях, когда другие методы исчерпаны. Американский невролог Уолтер Фримен легко подхватывает начинание, поставив его на коммерческие американские рельсы. А после внедрения доктором Фрименом методики лоботомии через глаз, без трепанации черепа, операция стала массовой.

ЛЮБИМИЦЫ НЬЮ-ЙОРКА

Розмари Кеннеди была третьей из девяти детей в одной из самых богатых семей США. Но и в мире капитала не все решают деньги. Задержка психического развития обозначилась с первого года, но внимание этому было уделено только ближе к школе. Последующие годы прошли в попытках воспитать ребенка на домашнем обучении, затем в пансионе. Но потом наступило взросление, и перепады настроения стали похожи на американские горки. В 1941 г. с согласия семьи Фримен провел 23-летней девушке трансорбитальную лоботомию, после которой Розмари вернулась в состояние 2-летнего ребенка. Остаток жизни она провела в психиатрических домах терпимости, но оказалась первым ребенком из семьи, умершим от естественных причин.

Звезда Бродвея Фрэнсис Фармер сыграла более 10 ролей в американском кино, заставляя мужчин забывать о Великой депрессии. Ее мечтой было знакомство с русской актерской школой. Из СССР она приехала пропитанной идеями коммунизма. Бунтарский дух в сочетании с алкогольной зависимостью сильно усложнил жизнь Фрэнсис в Америке. С 1945 г. она принудительно лечилась в психиатрической клинике, и спустя пять лет безуспешного лечения ей была проведена лоботомия… Из больницы Фрэнсис вскоре выписалась и тихо работала сначала в прачечной, затем секретарем на фотостудии. Лишь в конце 50-х гг. она вновь оказалась на экранах, но на себя прежнюю никогда уже не была похожа.

ПСИХОФАРМАКОЛОГИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

Шестидесятые годы оказались не только «золотым веком» музыки. Под песни Битлз в лабораториях фармацевтических фирм в это время было создано новое поколение препаратов, влияющих на психическое состояние человека. Применение аминазина не зря названо фармакологической лоботомией, так как оно обладало сходным эффектом, но в отличие от хирургической операции было более управляемым и обратимым. В этой связи оперативное вмешательство на головном мозге практически утратило популярность. Уолтера Фримена после нескольких смертей пациентов на операционном столе лишили лицензии, а больше столь горячих идеологов операции в мире не нашлось. В современной психиатрии какое-либо оперативное вмешательство на головном мозге осуществляется только после заключения консилиума врачей, что иные методы лечения неэффективны. В СССР лоботомия запрещена с 1950 г.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

Эгаш Мониш остался в истории не только как основатель психохирургии. Став профессором в 1902 г., уже спустя год он оставил медицинскую практику ради политической карьеры, верхом которой стал пост министра иностранных дел в 1918 г. Но уже в 1920 г. политик вновь становится ученым. Его книги по ангиографии головного мозга пережили много изданий, а номинировался он на Нобелевскую премию пять раз, при этом дважды — до описания лоботомии. В 1939 г. в его кабинет ворвался больной шизофренией и выпустил восемь пуль, пять из которых достигли цели, повредив правую руку и позвоночник. Злые языки зашептали, что нападающий был больным, пережившим лейкотомию. Но нет. Обычным шизофреником. А Антониу Мониш пережил эту неприятность, чтобы спустя 10 лет получить награду в Стокгольме, а в 50-х застать закат эры лоботомии. Третья ипостась Эгаша Мониша — литература. В Португалии он был известным писателем, но во всем остальном мире остался в тени Жозе Сарамаго, ставшего вторым и пока последним португальским Нобелевским лауреатом.

Мухаммад Сайфуллин

НАШИ ПАРТНЕРЫ