Статьи
Время удалять камни
В медицинской науке иногда случается так: тысячи людей пользуются плодами какого-либо изобретения, потому что от этого зависит их здоровье, а кому принадлежит авторство — понятно далеко не сразу. Возьмем, например, борьбу с уролитиазом.
Ужасная процедура
По данным медицинской статистики, уролитиаз занимает 3-е место среди урологических проблем, уступая по частоте только инфекциям мочевых путей и патологиям предстательной железы. Есть мнение, что в далеком прошлом урология как специальность занималась в первую очередь мочекаменной болезнью, а все остальное — андрология, урогинекология, онкоурология и так далее — присоединилось позже. В средние века урологов называли камнесеками — специалистами, удаляющими камни.
До XIX века литотомия (удаление конкрементов из мочевыводящих путей хирургическим способом) была по-настоящему ужасной процедурой. Проводилась она без анестезии и была опасна для здоровья, а порой и для самой жизни пациента. Расставшись с конкрементами, многие приобретали взамен эректильную дисфункцию или недержание мочи; по крайней мере один из 5 пациентов умирал от кровотечения или сепсиса.
Предприимчивые страдальцы
Идею разрушения камней прямо в мочевой системе человека нельзя назвать новой. Возможно, византийские врачи проводили литотрипсию (греч. lithos — камень и thrypsis — дробление) еще в IX веке. Беда в том, что эскулапы прошлого держали свои методы в секрете. Информация, полученная из исторических, а не из медицинских источников, не дает представления о том, как они это делали.
В 1626 году итальянский врач Санторио (1561–1636) предложил инструмент, состоявший из трубки, стержня, заканчивающегося тремя зубцами, и чашкой. Конструкция служила для захвата и извлечения камня, чему способствовал прилив мочи из полного мочевого пузыря.
Документальных свидетельств того, что подобная процедура когда-либо применялась на практике, нет. Однако примерно через столетие анатом и естествоиспытатель из Швейцарии Альбрехт фон Галлер (1708– 1777) предположил, что, если конкремент слишком велик для извлечения, его можно сверлить. Хотя сам Галлер не пробовал этого делать (равно как и нет доказательств того, что он передал свою идею коллегам), но похоже, что он, сам того не осознавая, придумал литотриптор — хирургический инструмент для уничтожения камней в теле пациента с уролитиазом, а также сверление конкрементов — принцип, лежащий в основе литотрипсии.
Каменное сверло
В начале XIX века врач из Баварии Франц фон Груйтуйзен (1774–1852) разработал первую модель литотриптора, оснащенную сверлом и проволочной петлей для удержания конкремента. Он представил ученой публике свой «Штейнборер» (нем. Steinbohrer — каменное сверло) в 1813 году. Это и был первый в мире литотриптор.
По мысли автора, просверленные в камне отверстия увеличат площадь его поверхности, и он будет быстрее растворяться под действием лекарств. Также для разрушения конкрементов врач предложил использовать электрический ток. К счастью, эта работа не продвинулась дальше экспериментов на собаке. Как бы то ни было, доктор Груйтуйзен заслуживает уважения прежде всего за идею удержания конкремента в конце трубы со сверлом.
Лишь после многих лет экспериментов на животных, трупах и частично на себе ученый решил представить набор своих инструментов и опубликовал результаты опытов. Это стало первым научным трудом по трансуретральному разрушению и удалению камней измочевой системы без проведения надреза. Но Груйтуйзен никогда не пробовал применять свой метод на живых пациентах, а его немецкие коллеги в своей практике применяли только прямой катетер. Однако когда мир восстановился, идея баварского врача была принята — и прежде всего во Франции.
Процедура удаления мочевых камней. Рисунок из книги XVIII в.
Сивиаль и д’Этиоль
В истории развития литотрипсии выделяются имена этих французских хирургов. Жан Сивиаль (1792–1867), еще будучи студентом, заинтересовался методами удаления камней из мочевой системы, не подвергая пациента открытой литотомии. Сначала он пытался растворять камни, но, как и его предшественники, потерпел неудачу, затем придумал их сверлить. Для этого им был разработан инструмент под названием литотриптор, состоящий из двух трубок — одна внутри другой. Наружная трубка захватывала камень с помощью шарнирных рычагов, а во внутренней находилось сверло. Эта работа свидетельствовала о влиянии на изобретателя идей Груйтуйзена. Однако Сивиаль категорически отрицал, что знал о своем коллеге-предшественнике.
Жан-Жак-Жозеф Леруа д’Этиоль (1798–1860) начал разрабатывать литотрипторы в 20-х годах позапрошлого столетия. По признанию современников, как механик он превосходил Сивиаля, но меньше интересовался медицинской практикой. д’Этиоль разработал инструмент для захвата камня при помощи когтистой «руки», идею которой нашел в работах Альфонсо Ферри, неаполитанского хирурга XVI века. Изобретатель создал мост, жестко удерживавший дрель и катетер на одной линии, сверло же вращал тетивой, натянутой, как на луке. Кроме того, он усовершенствовал сверла, разработал инструменты для поворота и перехвата выскользнувших камней.
В феврале 1824 года в присутствии представителей Парижской медицинской академии Сивиаль продемонстрировал свой прибор — литотриптор с захватными рукоятками и дрелью, сверло которой вращалось тетивой. Сивиаль просверлил камень в мочевом пузыре живого пациента. Операция длилась несколько минут и потребовала 2-х последующих сеансов, чтобы удалить остатки камня. Используемое устройство сильно напоминало разработку д’Этиоля, но автор утверждал, что это его собственное изобретение. Так или иначе, Сивиаль провел первую минимально инвазивную хирургическую операцию.
Через 6 лет европейское новшество добралось и до России. В Москве в 1830 году по методу Сивиаля оперировал отечественный хирург, профессор Андрей Иванович Поль (1794–1864). Правда, попытка оказалась неудачной — разбить камень не удалось даже после 15 операций, а через 2 дня после последней из них больной скончался. Раздробить камень не удалось и у второго пациента, третий же, испугавшись, сбежал. Впрочем, спустя 5 лет, уже с усовершенствованным инструментом, А.И. Поль вернулся к камнедроблению и за 24 года провел 162 операции.
Слово барона Хеертелупа
Вскоре свое слово в мировой борьбе с мочекаменной болезнью сказал барон Чарльз Луи Станислас Хеертелуп (1793–1864). Его прибор, манипулируя двумя когтистыми стержнями, пружинами и небольшими зубчатыми колесами, захватывал и разрушал камни. Этот инструмент считается первой хорошо работающей «камнедробилкой» для мелких конкрементов.
В 1832 году изобретатель представил перкутер — изогнутую дробилку с молотком, прототип современного литотриптора. Камень захватывался инструментом и дробился молотком. Позднее его заменили гайкой и винтом, который давил камень, — это меньше пугало пациентов. Таким образом, к 1833 году был разработан основной принцип действия литотриптора. Он не менялся вплоть до первой четверти XX столетия.
Спор ученых
Между тем д»Этиоль и Сивиаль затеяли спор о том, кто из них придумал литотриптор. Дискуссия достигла таких масштабов, что Французская академия наук назначила комиссию по расследованию. В 1831 году право первенства было присуждено д’Этиолю, но 2 года спустя это решение отменили.
Судя по всему, идея разрушения камней в мочевой системе пациента путем их бурения принадлежит Груйтуйзену, д’Этиоль создал первый инструмент для выполнения такой операции на живом человеке, Сивиаль блестяще ее провел и усовершенствовал метод, а Хеертелуп предложил дробить конкременты.
Врачи прошлого были рады просто раздавить камень. Вскоре стало очевидно, что его оставшиеся в теле части — тоже проблема. Ее решение в 1870-х годах предложил американец Генри Яков Бигелоу (1818–1890). Он стал дробить камни и немедленно эвакуировать осколки через отдельный катетер при помощи резиновой колбы со стеклянной ловушкой для них. Бигелоу назвал свою операцию «литолапаксия» (греч. lapaxis — опорожнение).
Что увидели урологи
В 1877 году немецкий уролог Макс Нитце (1848–1906) изобрел цистоскоп. Врачи впервые увидели, что делается внутри мочевого пузыря. Наконец, через 30 с небольшим лет — в 1908 году, используя литотриптор Бигелоу в качестве модели, американский хирург из Балтимора Хью Янг представил публике литотриптоскоп, который позволял видеть камень так, как его захватили.
Интеграция этих двух приборов в современную урологическую практику завершила создание нового инструмента, однако история развития литотрипсии на этом не закончилась. Сегодняшние урологи вооружены литотрипторами, совершенно не похожими на устройства своих предшественников. Неизменно одно: мочекаменная болезнь по-прежнему распространена, и симптомы ее так же болезненны. А значит, задача будущих поколений врачей — искать новые способы защиты от этого недуга.