Статьи
Запущенный рак яичников: излечивается каждая пятая пациентка
В конце прошлого года в журнале «Гинекологическая онкология» (Gynecological Oncology), который издается в Нидерландах местным Обществом онкогинекологов, была опубликована статья под названием «Сколько пациенток с раком яичников III стадии потенциально излечиваются после внутрибрюшинной химиотерапии?»
ШАНСЫ НА ИСЦЕЛЕНИЕ
Авторы проанализировали отдаленные (в горизонте 10 лет и более) результаты лечения больных раком яичников (РЯ) III стадии, которым проводилась внутрибрюшинная и внутривенная химиотерапия в рамках рандомизированных клинических исследований NRG/GOG.
Целью работы было ответить на часто задаваемый и самими онкологами, и их пациентками вопрос: с какой вероятностью при подобном диагнозе можно рассчитывать на излечение, под которым понимается полный ответ на терапию и отсутствие рецидивов в будущем?
«В исследование были включены в общей сложности 1174 женщины, таким образом, была рандомизирована очень большая популяция пациенток, — рассказывает рецензент данной статьи, доктор медицинских наук Мори Маркман, возглавляющий департамент медицины и науки Американского центра лечения рака в Филадельфии (США). — Исследование показало, что спустя 10 лет после завершения терапии были живы 26 % пациенток с запущенным раком яичников. Но важнейший вопрос, интересовавший исследователей, заключался в следующем: сколько таких женщин через 10 лет после окончания лечения оставались не только живы, но и здоровы в онкологическом плане, то есть не имели признаков рецидивирования РЯ? Таких счастливиц оказалось 18 %.
На основании этих данных, полученных в результате анализа достаточно обширной выборки, превысившей тысячу пациенток, можно сделать вывод о том, что примерно каждая пятая больная запущенным раком яичников, пройдя через оптимальную операцию и химиотерапию на основе платины, проживает по меньшей мере 10 лет без признаков злокачественного новообразования, то есть фактически излечивается от него. Заметьте, что эти результаты были получены при анализе историй болезни пациенток, лечившихся от РЯ до появления в распоряжении онкологов современных эффективных таргетных и иммуноонкологических препаратов (таких как ингибиторы PARP или тот же бевацизумаб), которые сейчас широко используются в клинической практике. Будем надеяться, что на фоне применения данных препаратов шансы на безрецидивную выживаемость в течение 10 лет у пациенток с запущенным раком яичников возрастут в гораздо большей степени».
С высоты своего более чем двадцатилетнего стажа работы в онкологической гинекологии Мори Маркман оценивает наблюдение о двадцатипроцентной безрецидивной выживаемости больных запущенным РЯ в течение 10 лет как крайне важное и советует приводить эти данные при обсуждении с соответствующими пациентками вероятности того, что болезнь надлежащим образом ответит на лечение и больше не вернется. А они наверняка об этом спросят.
Иван Белокрылов, н. с.