Статьи

Жизнь в ”новой реальности”: пандемия COVID-19

01.08.2020
Пушкарь Дмитрий Юрьевич
Д.м.н., профессор, академик РАН, главный уролог Минздрава России и Департамента здравоохранения Москвы, руководитель Московского урологического центра, заведующий кафедрой урологии ФГБОУ ВО «Российский университет медицины» Минздрава России, Москва, главный редактор газеты "Урология сегодня"

Новая коронавирусная инфекция сказалась на деятельности врачей всех специальностей. О том, какие изменения пандемия COVID-19 внесла в урологическую практику, рассказывает главный внештатный специалист-уролог МЗ РФ, академик РАН, профессор Дмитрий Юрьевич Пушкарь

Пушкарь.PNG

— Прежде всего хочу сказать: уверен, что мы все и, конечно же, я лично гордимся специалистами-урологами, которые в самые трудные дни оказывали высококвалифицированную помощь пациентам с COVID-19. Огромное вам спасибо!

— Дмитрий Юрьевич, как повлияло распространение коронавируса на работу урологов и непосредственно на Вашу деятельность?

— Пандемия нового коронавируса изменила в России, как и в других странах, приоритеты в работе системы здравоохранения, и медицинские мощности федеральных, городских, а также частных медицинских организаций сейчас направлены главным образом на противостояние распространению инфекции. В кратчайшие сроки были проведены мероприятия по перераспределению соответствующих ресурсов, оборудования, врачей разных специальностей для лечения пациентов с COVID-19. Большинство врачей-урологов прошли обучение по оказанию неотложной помощи таким пациентам, начав работать в специализированных отделениях совместно с представителями других профилей. Значительные изменения претерпела практика оказания плановой (включая онкологическую) и экстренной хирургической помощи, в связи с чем подверглись пересмотру показания для госпитализации — то, что мы называем селекцией пациентов. Несмотря на сложившуюся обстановку, урологическая помощь была оказана всем больным своевременно, качественно и полноценно. Эпидемия не обошла стороной вузовское обучение и научную работу — прошедший учебный год мы закончили в дистанционном формате.


— Известно, что при COVID-19 в первую очередь развивается поражение легких. Есть ли какие-либо сведения относительно того, какое влияние новая инфекция оказывает на течение урологических заболеваний?

— Поражение органов мочевыделительной системы при коронавирусной инфекции обусловлено проникновением SARS-CoV-2 в клеточные мишени, имеющие рецепторы ангиотензинпревращающего фермента 2 типа (АПФ2). Эти структуры широко представлены, помимо альвеолярных клеток легких (что, в свою очередь, определяет развитие пневмонии), в тканях почек, мочевого пузыря, сердца и ЦНС. Другой немаловажный патогномоничный фактор, ответственный за повреждение органов мочеполового аппарата, — формирование микротромбов в сосудистом русле. Мы провели ряд аутопсийных исследований, выявив признаки вирусного поражения не только почек, надпочечников, но и мочевого пузыря, а также пещеристых тел полового члена.

Безусловно, наличие COVID-19 отрицательно сказывается на течении многих урологических заболеваний, к которым в первую очередь следует отнести хроническую патологию почек. Наличие отягощенного соматического статуса, коморбидности сделали наших пациентов одной из самых уязвимых групп населения, причем в данной когорте больных выше как риск заражения SARS-CoV-2, так и показатели летальности при инфицировании.

Пукарь 1.PNG

— В ряде сообщений указывалось, что коронавирус обнаруживают в моче, семенной жидкости. Может ли это, на Ваш взгляд, вызвать изменения репродуктивной и сексуальной функций у мужчин?

— Действительно, в литературе все чаще стали появляться работы, описывающие обнаружение вируса в различных биологических средах организма. Тем не менее, до настоящего момента не установлено ни одного факта передачи заболевания через мочу и эякулят, хотя, к сожалению, такая возможность не исключена.

Надо учитывать и то, что урология — во многом особая врачебная специальность. Мужчины в большей степени испытывают психологическое беспокойство относительно сексуальной активности и репродукции, тем более, когда определенная ясность отсутствует и не может быть получена в ближайшее время.

Пандемия подняла и проблему междисциплинарного взаимодействия. Впереди — самое тесное сотрудничество с вирусологами, генетиками, молекулярными биологами, инфекционистами и эпидемиологами 

— По Вашему мнению — хотя, конечно, говорить об этом пока рано, — какими могут быть урологические последствия COVID-19, включая отдаленные?

— Мы должны выразить благодарность Российской академии наук, так как наш коллектив был включен в академический консорциум, представленный ведущими отечественными академическими группами совместно с лучшими клиническими базами г. Москвы, — все вместе они как раз и отвечают на этот вопрос. Крайне важно представлять возможные последствия новой инфекции; именно поэтому осуществляются глубокое и системное изучение эпигенетики вируса, прогнозирование его дальнейшего поведения и, конечно же, выделение групп высокого риска развития осложнений.

Так получилось, что пандемия дала начало целому ряду принципиально новых научных исследований. Предстоит, в частности, установить, способен ли вирус оказывать деструктивное воздействие на паренхиму яичек и придатков, главным образом у детей — подобно тому, как это имеет место при эпидемическом паротите. Особое внимание необходимо направить на выявление потенциальной онкогенности SARS-CoV-2 как сравнительно нового внешнего агента. Должны быть определены возможные взаимодействия урологических препаратов и лекарственных средств, используемых при лечении COVID-19.

— Чему, на Ваш взгляд, пандемия научила и продолжает учить медицинских работников, общество в целом? К каким дальнейшим изменениям в работе системы здравоохранения она может привести?

— Эпидемия COVID-19 в очередной раз заставила посмотреть на себя и свою работу под другим углом. Обострилось осознание собственной профессии как миссии, как служения. Уверен что те, для кого мы трудимся, со временем все меньше будут воспринимать врачебную деятельность исключительно в потребительски-рыночном аспекте.

Пандемия сильно повлияла и на специфику междисциплинарного взаимодействия. Клиницисты, ученые стали чаще общаться между собой напрямую, без лишних барьеров и бюрократических препон. Впереди — самое тесное сотрудничество с вирусологами, генетиками, молекулярными биологами, инфекционистами и эпидемиологами. Все это подразумевает широту медицинского кругозора, необходимость постоянного пополнения объема и улучшения качества знаний. Сюда же относится и проблема коллегиальности, с которой до сих пор не все благополучно. Конечно, эти вопросы были актуальны всегда, просто сейчас они предельно обострились. Не радует лишь то, что их решение во многом будет теперь обязано (если так можно сказать) влиянию столь негативного воздействия, как распространение нового коронавируса.

— Пандемия COVID-19 дала определенный толчок широкому внедрению телемедицины в повседневную практику. Насколько это будет полезно урологам и каким образом они смогут воспользоваться новыми возможностями?

— Нужно понимать, что это направление подразумевает не просто общение и передачу данных на расстоянии. Сейчас интенсивно развивается, например, такая его разновидность, как телеассистирование в диагностике и лечении. Конечно, понадобятся аппаратура, технологическое обеспечение, а главное — готовность людей к принятию нового и все то же стремление непрерывно учиться. Кстати сказать, очень возросла потребность в форматах вебинаров и дистанционных консилиумов. И еще телемедицина во многом означает вовлечение пациента, которому принадлежит его же здоровье, непосредственно в лечебный процесс. Нельзя только допускать, чтобы дистанционные технологии вытесняли живое общение, что справедливо и по отношению к дистанционному обучению.

В заключение хотелось бы заметить: большой ошибкой было бы полагать, что наши знания о новом коронавирусе уже достаточны. Пока налицо относительная стабилизация, но отнюдь не полная нормализация эпидемиологической ситуации. С другой стороны, рано или поздно профессиональная жизнь будет возвращаться в прежнее русло. И здесь всем нам предстоит вести себя предельно достойно, максимально заботясь о безопасности пациентов, коллег и, конечно, собственной.

Российское здравоохранение, опираясь на традиции и внедряя инновационные лечебно-диагностические методы, показало свою готовность к пандемии COVID-19. При этом мы ни в коем случае не сравниваем себя с другими странами. Мы познакомились с тем, как они справляются с пандемией; теперь там знают наш опыт. Приятно, что многие зарубежные государства перенимают его и понимают, почему российские специалисты сумели эффективно бороться с коронавирусной инфекцией.

Преждевременно обсуждать вторую и последующие волны эпидемического процесса. Тем не менее, как главный специалист хочу заверить читателей, что отечественные урологи и все медицинское сообщество, равно как и руководители организаций здравоохранения, полностью к ним готовы. 

Подготовил Юрий Никулин


НАШИ ПАРТНЕРЫ