Статьи

Канцер-регистр России: вне закона и вне финансирования

28.12.2022

В четвертом выпуске нашей газеты за этот год мы уже обращались к проблемам федерального канцер-регистра (ФКР) и считаем необходимым продолжить эту тему, рассмотрев ее с финансовой и правовой точек зрения.

НОРМАТИВНОЕ НЕРЕГУЛИРОВАНИЕ

Учет больных со злокачественными новообразованиями (ЗНО) в разных областях СССР начали вести с конца 1940-х гг. Но единый федеральный канцер-регистр появился только в 1990-х и до сих пор не работает должным образом из-за отсутствия нормативной базы и достаточного финансирования. Около двух лет назад министр здравоохранения России Михаил Мурашко заявил, что регистр заработает в 2020 году. Но этого не произошло. Чтобы запустить механизм сбора данных на полную мощность, необходимо ввести структуру в рамки правового поля.

Законодательную базу для ФКР начали формировать еще в 1990-е. Деятельность этой статистической структуры должны были регулировать 4 приказа Минздрава РФ. Однако все они до сих пор так и не зарегистрированы в Минюсте и не имеют нормативной силы.

Упоминания о канцер-регистре также содержатся в действующем и новом (от 2012 и 2021 гг.) Порядках оказания онкологической помощи. Эти документы обязывают медицинские организации вести канцер-регистр. Так, в действующем Порядке № 915н ведение регионального сегмента ФКР относится к функциям онкологических кабинетов и диспансеров. А Порядок № 116н к числу задач организационно-методического отдела онкологического диспансера относит сбор и предоставление данных как для вертикально-интегрированной медицинской информационной системы (ВИМИС), так и для ФКР.

В то же время в указанных Порядках не говорится о том, как должен работать ФКР, положение о котором было формально закреплено в приказах Минздрава России 1990-х годов. Нормативное регулирование региональных регистров также отсутствует. Это делает обязательства, возложенные Порядками оказания медицинской помощи на соответствующие учреждения здравоохранения, неисполнимыми.

ЦЕЛИ КАНЦЕР-РЕГИСТРОВ

Ценность таких регистров состоит в том, что информацию в них не только собирают, но и могут и должны анализировать. Регистры позволяют провести статистическую оценку той или иной онкологической патологии, увидеть различия в заболеваемости в зависимости от региона. Также канцер-регистры снабжают исследователей уникальной информацией — например, о влиянии прививки от вируса папилломы человека (ВПЧ) на заболеваемость раком шейки матки. Данные регистров ложатся в основу справочников о состоянии онкологической помощи россиянам. Подобные справочники формируются, как правило, дважды в год МНИОИ им. П.А. Герцена под редакцией главного внештатного специалиста-онколога Минздрава России академика Андрея Дмитриевича Каприна.

Существуют также приказы Минздрава №№ 135 и 420, в которых сформулированы цели создания регистра больных ЗНО:

  • получать достоверную информацию о заболеваемости и смертности, состоянии специализированной онкологической помощи населению;

  • повысить эффективность работы онкологической службы;

  • оптимизировать лечебный процесс и диспансерное наблюдение;

  • вести последующее наблюдение больных;

  • формировать информационную базу для эпидемиологических исследований, касающихся новообразований, и изучения отдаленных результатов лечения.

Как заявлено в приказе № 135, содержащаяся в регистре информация необходима для изучения потребностей онкологической службы в материально-техническом обеспечении, кадрах и прочих ресурсах специализированных учреждений. Знания о потребностях онкологической службы и их изменениях должны использоваться для создания оптимальной модели планирования. Правильность подобных формулировок не вызывает сомнения. Канцер-регистры, безусловно, необходимы современной онкологической службе, однако многие из них все еще страдают бедностью своей информационной базы.

По словам главного онколога Северо-Западного федерального округа профессора А.М. Беляева, директора НИИ онкологии им. Н.Н. Петрова, территориальные онкологические регистры этой части страны созданы и работают в основном для ведения отчетности о заболеваемости и смертности от ЗНО, а показателей оценки ряда важных особенностей борьбы с онкологической патологией в регистрах не хватает, поэтому планировать что-либо на основе таких систем трудно.

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ

Пока в России нет полноценного общегосударственного регистра, его функции частично выполняет информационная база, курируемая МНИОИ им. П.А. Герцена. Она ведется в информационно-аналитической системе «Канцер-регистр», созданной тем же институтом. Сотрудники учреждения разработали программу «Канцер-регистр 6FB», которая позволяет производить обновление базы ФКР, пополняя ее сведениями из территориальных регистров.

Обратимся теперь к региональному канцер-регистру. Согласно приказу № 420, он создается и функционирует на базе организационно-методического кабинета (отделения) республиканского, краевого, областного, городского, районного (в больших городах) онкологического диспансера или медицинского информационно-вычислительного центра. В приложении № 2 к приказу №420 все субъекты РФ распределены между четырьмя институтами-кураторами:

  • МНИОИ им. П.А. Герцена, Москва;

  • НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова, Санкт-Петербург;

  • НМИЦ онкологии, Ростов-на-Дону;

  • НИИ онкологии Томского НИМЦ РАН, Томск.

Таким образом, отечественная система регистрации ЗНО состоит из территориальных регистров и федерального, в котором аккумулируется информация регионального уровня. Многие регионы добросовестно передают сведения в ФКР, который ведет МНИОИ им. П.А. Герцена. Однако ситуация осложняется отсутствием как нормативного статуса ФКР, так и закрепленной законодательно обязанности передавать данные местных регистров в общероссийский.

Сегодня территориальные регистры имеют уже все регионы страны, но далеко не все передают информацию в столицу. Причиной тому в числе прочего является отсутствие со стороны МНИОИ им. П.А. Герцена необходимой аналитической помощи и поддержки региональным коллегам. Это можно понять, учитывая, что из-за скудного финансирования команде А.Д. Каприна просто не хватает сил и средств на такую работу. Регионов-то в нашей стране целых 86!

СТОЛИЧНЫЙ РЕГИСТР

В столице действует Московский городской канцер-регистр (МГКР). Его работа регулируется постановлением Правительства Москвы от 04.10.2011 № 461-ПП и приказом Департамента здравоохранения Москвы от 02.07.2020 № 677 «О порядке ведения Московского городского канцер-регистра».

Участниками МГКР в обязательном порядке являются все медицинские организации столицы, имеющие городское или федеральное подчинение, включая частные клиники. Однако обязанность взаимодействовать с ФКР в московском законодательстве, касающемся городского канцер-регистра, не закреплена. В приказе № 677 МГКР определен в качестве самостоятельной организации, а указание на то, что он является сегментом федерального канцер-регистра, отсутствует. Московский нормативный документ также не обязывает столичные организации онкологического профиля передавать информацию в ФКР или как-то иначе с ним взаимодействовать.

ИНТЕГРАЦИЯ С ВИМИС

В перспективе планируется объединить ФКР с ВИМИС — вертикально-интегрированной медицинской информационной системой «Онкология». Проект ВИМИС разрабатывается по профилям, то есть он касается не только онкологии, что специально оговаривается в федеральном проекте «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ)». Здесь перечислено несколько аналогичных структур: ВИМИС «Онкология», «Кардиология», «Акушерство и неонатология», «Профилактика».

Для объединения ВИМИС с ФКР предстоит решить множество непростых задач. Например, чтобы информация корректно передавалась из одной системы в другую, в обеих должны использоваться единые справочники и кодировки, единые критерии фиксации информации. Запуск ВИМИС «Онкология» отложен. Мало того, как и ФКР, ВИМИС «Онкология» не имеет правового статуса. Порядок работы с ВИМИС, права и обязанности участников системы еще ждут законодательного урегулирования.

ПРОГРЕСС ПОКА НЕВОЗМОЖЕН

Согласно постановлению Правительства России от 05.05.2018 № 555 «О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения» ЕГИСЗ включает в себя, в частности, подсистему ведения специализированных регистров пациентов по отдельным нозологиям. Больные ЗНО лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей включены в систему ЕГИСЗ. Однако ведение регистров пациентов с другими ЗНО не предусмотрено. Ни общегосударственный, ни региональные регистры не являются частями ЕГИСЗ. Между тем о несомненной пользе такого объединения говорят многие специалисты.

Если не вменить в обязанность всем медицинским организациям подавать информацию в регистр, общая картина, в том числе статистическая, будет искажена. Как уже говорилось выше, в России пока еще нет законодательных рычагов, обязывающих все ЛПУ подавать данные в канцер-регистр. Разработать такие рычаги необходимо как можно скорее. Однако в первую очередь следует наделить канцер-регистры любого уровня правовым статусом и установить порядок их ведения. Статус канцер-регистра должен быть закреплен, например, правительством России, как это сделано в отношении регистров ВИЧ-инфицированных и больных туберкулезом. Нормативный акт призван зафиксировать обязанности участников регистра и объем передаваемой информации, а также определить оператора регистра (тут дело за Минздравом). Без решения этих проблем реальный прогресс в развитии канцер-регистров нашей страны невозможен.

По материалам сайта информационно-аналитического агентства «Вместе против рака» https://protiv-raka.ru/analytics/kanczer-registr-v-rossii-strannyjpredmet-to-li-on-est-a-to-li-net

НАШИ ПАРТНЕРЫ