Статьи

Основоположник экологической педиатрии

03.11.20 2:09
Балева Лариса Степановна
Д.м.н., профессор, заслуженный врач России, заведующая отделом радиационной экопатологии детского возраста НИКИ педиатрии им. Ю.Е. Вельтищева ФГАОУВО «РНИМУ им. Н.И. Пирогова» МЗ России

Изучением экологически неблагоприятных воздействий на здоровье попу­ляции занимается раздел медицины, названный environmental epidemiology, то есть "эпидемиология заболеваний, развивающихся вследствие негатив­ного воздействия окружающей среды".

МАРКЕРНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ

Определенная связь структуры за­болеваемости детей с экологичес­кими особенностями региона не вызывает сомнений, но ее установление по отношению к действию ксенобиотиков или их сочетаний нередко представляет трудную задачу. Для ее решения принципиально важен отбор легко доступных для учета болезней и состояний. Это так называемые маркерные заболевания, которые могут рассматриваться как индикаторы качества окружающей среды (ОС) по определенным видам химических или физических факторов.

Экопатогенные воздействия обусловили появление новых, неизвест­ных ранее болезней, среди которых Ю.Е. Вельтищев выделял следующие:

  • химическая астма (сульфитная, изотиоцианатная);

  • киришский синдром (астма у детей, сенсибилизированных выбросами заводов по производству полусинтетических кормов для животных);

  • синдром напряжения-утомления, или экзогенной дезадаптации;

  • диоксиновый синдром (хлоракне, пигментация кожи, иммуно­дефицит);

  • странная болезнь Минамата (апатические параличи, умствен­ная отсталость вследствие поражения ЦНС метилртутью, на­копившейся в морепродуктах);

  • болезнь Юшо (поражение кожи полихлорированными бифенилами, поступавшими с загрязненным пищевым растительным маслом);

  • синдром токсического испанского масла (поражение соединитель­ной ткани и мышц гидантоинами суррогатного растительного масла);

  • синдром Рея (острая токсическая энцефалогепатопатия, вызыва­емая афлотоксинами, вирусами и, возможно, полихлорированными бифенилами)

  • общая иммунная депрессия — химический СПИД (его вызывают диоксины, тяжелые металлы, токсические радикалы, гидразины и др.);

  • болезнь итаи-итаи (миопатии, вызванные кадмием);

  • синдром черных ног (дистрофические изменения кожи ног под влиянием мышьяка);

  • акродиния, или болезнь Феера (нейроаллергические реакции на ртуть);

  • респираторный дистресс-синдром "взрослого" типа (действие на легкие токсических радикалов кислорода, сульфит-аниона);

  • желтые дети (пролонгированная конъюгационная желтуха новоро­жденных под влиянием ксенобиотиков);

  • синдром "нездоровых зданий" (состояние хронического утомления под влиянием радона, формальдегида) и многие другие.

Этот неполный перечень следует принимать во внимание при диагнос­тике экопатологии.

ЗОНА БЕДСТВИЯ

В зонах экологического напряжения и кризиса наблюдается отставание детей в физическом и нервно-психическом развитии, отмечается высокая хроническая заболеваемость, достоверно превышающая показатели в экологически чистых регионах.

Многие ксенобиотики служат причинами серьезных реакций и поражения ЦНС: снижения коэффициента интеллектуального развития (IQ), минимальной мозговой дисфункции, аномалий поведения, невротических реакций, снижения школьной успеваемости.

Почти все тяжелые металлы, диоксины, полихлорированные и поли­циклические углеводороды оказывают угнетающее влияние на мест­ный и системный иммунитет ребенка. Поэтому в зонах экологи­ческого неблагополучия довольно распространены подавление иммунобиологической реактивности и признаки умеренного вторичного иммунодефицита.

Это в большинстве случаев объясняет появление контингента часто болеющих детей. Однако выраженность иммунологической недостаточности не достигает таких крайне тяжелых степеней, которые характерны для первичных наследственных иммунодефицитов.

Угрозой для здоровья детей, проживающих на селе, является контакт с пестицидами и минеральными азотистыми удобрениями, что выражается в большей частоте нейровегетативных дистоний и дисфункции щитовидной железы.

РАБОЧАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ

Клинический спектр экологически детерминированных синдромов и болезней чрезвычайно широк, поэтому их распознавание и дифференциальный диагноз связаны с большими трудностями. Ю.Е. Вельтищев впервые предложил проект рабочей классификации экологически детерминированных заболеваний и описал их клинические характеристики.

I. Синдром экологической дезадаптации, или общей экогенной (химической) сенсибилизации. При длительном воздействии ксенобиотиков в малых дозах ранние проявления экопатологии характеризуются отсутствием специфических признаков и симп­томами, не свойственными определенной болезни. Чаще всего на ранних этапах экологически детерминированные состояния и болезни проявляются в виде функциональных отклонений, общих симптомов и признаков нездоровья, которые трудно уложить в четкий диагноз и которые нередко трактуются врачами как интоксикация. Ребенок вял, заторможен или — реже — гиперактивен. Дети постарше жалуются на частые головные боли, неопределенные боли в животе.

Такие явления трудно связать с воздействием конкретных экопато­генов. Данный симптомокомплекс, как правило, развивается при комбинированном воздействии нескольких ксенобиотиков, когда концентрация каждого из них низка для того, чтобы вызвать какие-либо специфические сдвиги в организме или специфические симптомы. Патогенез синдрома общей экологической сенсибилизации связан с блокирующим воздействием ксенобиотиков на медиаторные и рецепторные системы межклеточного взаимодействия (нейро­медиаторы, интерлейкины, цитокины, клеточные рецепторы, включая гормональные). Некоторые ксенобиотики связываются с клеточными рецепторами и становятся псевдомедиаторами.

Вмешиваясь в регуляторные процессы нервной, эндокринной, иммун­ной систем, ксенобиотики вызывают широкий спектр функциональных нарушений, чаще всего обратимых.

Синдром дезадаптации-сенсибилизации должен рассматриваться как функциональная экопатология. Его важная особенность состоит в том, что у детей обнаруживается повышенная чувствительность к нескольким химическим агентам, что приближает данный синдром к состоянию парааллергии (специфическая сенсибилизация).

II.    Синдром гиперчувствительности к низким дозам химических агентов. В отличие от синдрома экологической дезадаптации или общей экогенной (химической) сенсибилизации при данном синдроме возможно объективное подтверждение существования причинно­-следственных связей между присутствием в окружающей среде конкретных антропогенов (особенно высоких классов токсичности) и патологическими реакциями организма.

Синдром химической гиперчувствительности также характеризуется изменениями общей и иммуннологической реактивности детского организма, но его проявления более отчетливы, в комплексе полиорганных отклонений можно вычленить ведущий или главный компонент (реакции ЦНС, кожи, легких, желудочно-ки­шечного тракта, желчных и мочевыводящих путей). Наряду с этим удается выявить признаки воздействия определенного химического агента. Это может быть, например, диоксиновый дерматит, хлоракне, контактный дерматит или аллергия на пищевые добавки, сульфитная астма. Химическая гиперчувствительность может проявиться как в угнетении, так и в активации реакций организма.

Как и при синдроме общей экогенной сенсибилизации, при гиперчувствительности к низким дозам ксенобиотиков ведущее патогенетическое значение имеют нарушения регуляторных механизмов межклеточного взаимодействия, которые не могут рассматриваться как интоксикация или токсикоз.

III.     Хроническая ксеногенная интоксикация. Поражение различных систем и органов (нервной, сердечно-сосудистой, печени, почек и др.) может проявляться синдромами хронической ксеногенной интоксикации в результате хронического действия на организм ксенобиотиков (тяжелые металлы, диоксины, полихлорированные бифенилы). Обычно речь идет о химических агентах, которые медленно выводятся из организма. Они накапливаются в костной, жировой ткани и мозге с его значительным содержанием липидов.

При хронической ксеногенной интоксикации повреждающее действие химических агентов проявляется уже на уровне клеток и тканей вплоть до некроза, и тогда патологический процесс может стать необратимым даже после элиминации этих агентов (например, гибель нейронов при свинцовой интоксикации).

IV. Хронические болезни. Большинство хронических болезней человека имеют мультифакториальную природу: они развиваются при наличии наследственной предрасположенности (диатезов) и при соответствующем воздействии неблагоприятных факторов окружающей среды, в том числе химических экопатогенов.

СКРЫТАЯ ПРИЧИНА

Причиной хронических болезней нередко служат аутоаллергические процессы, когда ксенобиотики выступают как гаптены, индуцирующие реакции иммунной системы против собственных тканей (гидразины, соли золота и др.). Ксенобиотики могут индуцировать мутации генов соматических клеток соответствующих органов и систем на фоне полигенного предрасположения. Другими словами, они могут служить эпигенетическими факторами развития хронических болезней и становиться причиной асинхронии развития тканей (тканевая гипопластическая дисплазия, дизэмбриогенез), что также нередко служит основой формирования хронических воспалительных процессов у детей.

Для хронической экогенной патологии характерны атипичность клинических проявлений, полиорганный характер поражений, резистентность к проводимой терапии и наличие у ребенка маркеров предрасположения.

Ю.Е. Вельтищев активно разрабатывал формы медицинского обеспечения и методы лечения экологически обусловленных заболеваний.

В данной статье использованы материалы Ю.Е. Вельтищева, с которыми он выступал (совместно с автором) на заседании Ученого медицинского совета Минздрава России.



НАШИ ПАРТНЕРЫ