Статьи

К 90-летию со дня рождения академика Ю.Е. Вельтищева. Герой нашего времени.

01.11.2020

"Ничто не может быть принесено в жертву детскому здоровью — ни "больная" экономика
 с ее главным недругом 
 — инфляцией, ни падение моральных устоев общества.
Здоровье детей, всего нарождающегося
и подрастающего поколения —
основа развития семьи и человеческого общества."

Ю.Е. Вельтищев


Ю.Е. Вельтищев на своем рабочем месте в НИИ педиатрии и детской хирургии

Ю.Е. Вельтищев на своем рабочем месте в НИИ педиатрии и детской хирургии

Прошло всего 10 лет с момента, когда от нас ушел Ю.Е. Вельтищев, выдающийся ученый-педиатр, заслуженный деятель науки России, академик РАМН, член медицинских академий большинства европей­ских стран, бессменный председатель Научного совета по педиа­трии РСФСР и РФ, директор ведущего института России экспертного уровня — НИИ педиатрии и детской хирургии, теперь носящего его имя. Незаурядный ум и трудолюбие, врожденная интеллигентность, бесконечное обаяние в сочетании с удивительной энергетикой, при­тягивавшей учеников и коллег, многогранность таланта — врача, философа, художника, музыканта и, наконец, удивительно правиль­ного и необыкновенного скромного человека — выделяли его среди всех педиатрических кумиров.

28 счастливых лет педиатрического сообщества он возглавлял НИИ педиатрии и детской хирургии, где создал оригинальную вельтищевскую школу, давшую России множество замечательных педиатров. Не было уголка в нашей стране, где бы не побывал и щедро не одарял бы коллег Ю.Е. Вельтищев со своей командой. Волей случая я, представляя на Научном совете по педиатрии своего шефа Н.С. Кисляк, тогда замминистра здравоохранения РСФСР, в 1978 г. попал в святая святых бюро Научного совета, центром притяжения которого был Ю.Е. Вельтищев. Он в кругу близких, друзей и единомышленников: В.А. Таболина, Л.О. Бадаляна и многих других будущих светил многогранной и междисциплинарной педиатрии — был душой, идеологом, стержнем и промотором развития нашей специальности.

Сегодня я могу разделить свои эмоции только с академиком А.А. Барановым, тогда молодым доктором медицинских наук, активным участником многочасовых, часто ночных, обсуждений научных проблем нейрокогнитивного и физического развития ребенка, роли наследственной патологии, эволюции гомеостаза, микробиоты и обмена веществ, нервной, эндокринной и имму­нологической регуляции биологии развития человека. Я был заворожен свободой, полетом мысли и фантазиями Юрия Евгеньевича, мне хотелось быть рядом с ним, чтобы попытаться проник­нуть в таинство мышления гения. Я был счастлив написать главу в его первом "Справочнике по функциональной диагностике в педиатрии", вышедшем в 1979 году в издательстве "Медицина".

Л.О. Бадалян, Ю.Е. Вельтищев, В.А. Таболин, 1960 г.

Л.О. Бадалян, Ю.Е. Вельтищев, В.А. Таболин, 1960 г.

ПРЕДВОСХИЩАЯ БУДУЩЕЕ

Академик Ю. Е. Вельтищев внес большой вклад в разработку и внедре­ние возрастных характеристик водно-солевого обмена, им были определены типы его нарушений при патологии у детей. Данные, изложенные в монографии «Водно-солевой обмен ребенка», легли в основу принципов регидратационной терапии, они актуальны и поныне.

Эдвард Керпель-Фрочус — одно из крупнейших светил европейской педиатрии и автор знаменитого руководства — высоко оценил этот труд. Он подарил Юрию Евгеньевичу мраморную скульптуру головы ребенка, которую тот хранил до конца жизни и завещал мне. Я, в свою очередь, разместил ее в музее Центра им. Дмитрия Рогачева как свидетельство неиссякаемого духа поколений охотников за знаниями.

Именно Ю.Е. Вельтищеву мы обязаны развитием онтогенетической генетики. Выход в свет монографии «Наследственные болезни у детей», написанной совместно с Л.О. Бадаляном и В.А. Таболиным, привел к последующему интенсивному изучению наследственных и врожденных заболеваний в нашей стране. Опыт ранней диагностики и лечения наследственных болезней обмена веществ, накопленный в отделе врожденных и наследственных заболеваний, открытом Ю.Е. Вельтищевым в 1970 г., получил обобщение в монографии "Наследственные болезни обмена веществ у детей". На моем любимом фото они втроем — и такими останутся в нашей памяти.

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД

Юрий Евгеньевич положил начало клинической мембранологии в педиатрии, большое внимание уделял исследованию структуры и функций биомембран, митохондрий. В возглавляемом им институте впервые в отечественной педиатрии были обоснованы методы диагностики и лечения наследственных нефропатий, нарушений почечного канальцевого транспорта, методы прижизненного морфологического исследования почечных биоптатов, включая электронную микроскопию. Итоги этих исследований представлены в монографиях "Врожденные и наследственные болезни почек у детей", "Болезни почек у детей". Фундаментальные исследования в области онтогенетической нефрологии успешно продолжают его ученики.

Юрий Евгеньевич выпестовал выдающуюся школу детских кардио­логов России во главе с Н.А. Белоконь (М.Б. Кубергер, А.М. Макаров, Ю.М. Белозеров, М.А. Школьникова). Заслуженный деятель науки РФ, профессор, научный руководитель НИКИ педиатрии им. Ю. Е. Вельтищева М.А. Школьникова — лидер детской кардиологии в нашей стране, она достойно продолжает междисциплинарную деятельность в области педиатрии.

Ю. Е. Вельтищев первым среди педиатров обратился к достижениям современ­ной иммунологии, представленным в монографии "Иммунология и иммунопатология детского возраста". Мне посчастливилось тоже поучаствовать в этом издании — главой "Клиническая иммуно­гематология". Статьи Юрия Евгеньевича "Онтогенез иммунной системы и факторы, влияющие на иммунобиологическую реактивность детского организма" (опубликована в 1989 г. в 10-м номере журнала "Вопросы охраны материнства и детства") и "Становление иммунной системы" (опубликована в 1991 г. в 12-м номере журнала "Врач" и отнесена к "верстовым столбам" теории иммунитета) положили начало онтогене­тической иммунологии.

Юрий Евгеньевич Вельтищев — основоположник экологической педиатрии в нашей стране. Он активно разрабатывал формы медицинского обеспечения и методы лечения экологически обусловленных заболеваний.

НЕОЦЕНИМЫЙ ВКЛАД

Оглядываясь назад и оценивая масштаб его личности, хочу перечислить то, что внес в нашу педиатрию Ю.Е. Вельтищев. Выпускник первого в мире педиатрического факультета 2-го Московского медицинского института им. Н.И. Пирогова, ученик Г.Н. Сперанского, он стал классиком клинической биохимии, мембранологии, генетики нарушений обмена веществ и иммунологии детского возраста.

Им разработаны или модифицированы методы оценки водно­солевого обмена, электротермического определения осмотического давления биологических жидкостей, количественного определения гормонов надпочечников и инсулина, высоковольтного электро­фореза аминокислот, количественного определения фосфор­органических соединений, ряд методов радиоизотопной диагнос­тики. Он был первым, кто предложил рассматривать детей с точки зрения групп здоровья, предположил, что разделение детей по этим группам будет сопровождаться дифференцированными методами их диспансерного наблюдения.

Академик Вельтищев был инициатором введения в критерии оценки здоровья ребенка уровней его нейрокогнитивного и нервно­психического развития, биологической и социальной адаптации, состояния иммунитета.

Он был проводником идеи о том, что нарушения нормального хода этих процессов определяют специфику патологии детского возраста и развитие таких заболеваний, которые не встречаются у взрослых. А именно — генетических патологий, нарушений синтеза и обмена белков, жиров, углеводов, макро- и микроэлементов, приводящих к нарушению роста и интеллектуального развития, болезней возрастной адаптации, инфекционных и неинфекционных иммунопатологий растущего организма, как теперь ясно, связанных с материнской микробиотой, и иммунного ответа ребенка, формирующегося в условиях детско-материнского микрохимеризма.

ОХОТНИК ЗА ЗНАНИЯМИ

Ю.Е.  Вельтищев заражал окружающих своей одержимостью в познании истины, умением уважительно относиться к процессу поиска, формированию и достижению цели научного исследования. Как истинного охотника за знаниями, его интересовали идея исследования, постановка задачи, логика и обоснование методов и способов, выбор клинического материала для достижения цели. Результат был всегда вторичен и необходим для научно-­исследовательской работы и внедрения в практику.

Научные сотрудники, коллеги и ученики, работавшие с Юрием Евгеньевичем, помнят, что он не любил слова "изучить", так как изучать можно до бесконечности, не любил заглавий научных статей или диссертационных работ "К вопросу..." Он говорил: "Нужно к ответу, а не к вопросу", — терпеть не мог описательную науку и попытки под предлогом научных работ представить отчет о работе отделения, лаборатории или главного врача.

Ю.Е. Вельтищев считал, что "если пойти по лабораторному пути, можно представить, сколько статей можно написать в этом ключе (например, функции моноцитов, функции палочкоядерных нейтрофилов, функции тромбоцитов, функции хелперов, супрессоров и т.п.)". К каждой статье, каждой работе сотрудников он относился очень внимательно, по-настоящему глубоко прочитывал и обсуждал их, заставляя автора мыслить с позиций врача-педиатра. Он настолько внимательно относился ко мне, что читал все, что я писал и издавал. При этом ни разу не похвалил — мне приходилось по несколько раз переписывать статьи, от его критики я страдал, но учился и теперь могу только поблагодарить его за эту выдающуюся школу и напутствия в научной и учебной работе.

ДАНЬ ПАМЯТИ

Ю.Е. Вельтищеву удалось построить, а ученикам, прежде всего М.А. Школьниковой и В.В. Длину, сохранить новый институт с собст­венной инновационной клиникой, собрать в его стенах выдающихся специалистов в области иммунологии, клинической генетики, молекулярной биологии, клинической биохимии, информатики и медицинской статистики, других ключевых направлений. Именно Юрию Евгеньевичу мы обязаны организацией всероссийской диспансеризации, определением групп риска, критериями групп здоровья детей, увлечением врачей онтогенезом, являющимся фундаментом педиатрии и локомотивом развития клинической медицины.

В память об этом светлом, преданном отечественной педиатрии и миро­вой науке человеку его институту, ныне носящему название «Научно-­исследовательский клинический институт педиатрии», присвоено имя великого ученого-педиатра Ю.Е. Вельтищева, и он вошел в состав alma mater Юрия Евгеньевича — Российского научно-исследовательского медицинского университета им. И.Н. Пирогова.

Академик А. Г Румянцев





НАШИ ПАРТНЕРЫ