Статьи

Искусственное прерывание беременности: обзор судебной практики

08.06.2019

Искусственное прерывание беременности — стандартная процедура в гинекологической практике. Однако некоторые признаки такого действия способны привести к тому, что его могут признать незаконным.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ

Положения, регулирующие проведение искусственного прерывания беременности, прежде всего содержатся в ст. 56 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Согласно этому документу, каждая женщина вправе самостоятельно решать вопрос о материнстве. Искусственное прерывание беременности проводится при наличии информированного добровольного согласия при сроке беременности до 12 недель:

1. Не ранее 48 часов с момента обращения женщины в медицинскую организацию:

  • при сроке беременности 4–7-я недели;

  • при сроке беременности 11–12-я недели, но не позднее окончания 12-й недели беременности.

2. Не ранее 7 дней с момента обращения женщины в медицинскую организацию при сроке беременности 8–10-я недели.

Аборт по социальным показаниям разрешен при сроке беременности до 22 недель, а при наличии медицинских показаний – независимо от срока беременности.

Более детальный порядок искусственного прерывания беременности содержится в ч. IX «Порядка оказания медицинской помощи по профилю ¨акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)¨», утвержденного Приказом Минздрава России от 01.11.2012 № 572н. В частности, здесь есть указание на проведение абортов акушером-гинекологом в медицинских организациях, имеющих соответствующую лицензию. Также расписан порядок проведения процедуры на разных сроках беременности.

ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ

Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ) в ст. 123 предусматривает наказание за два деяния, связанных с незаконным выполнением аборта:

  • ч. 1 ст. 123 УК РФ – проведение искусственного прерывания беременности лицом, не имеющим высшего медицинского образования соответствующего профиля;

  • ч. 3 ст. 123 УК РФ содержит состав с отягчающими обстоятельствами – то же деяние, если оно повлекло по неосторожности смерть потерпевшей либо причинение тяжкого вреда ее здоровью.

Помимо этого нормы об ответственности за незаконный аборт содержатся и в ст. 6.32 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ). Административная ответственность может наступить за одно из предусмотренных статьей деяний:

  • ч. 1. ст. 6.32 КоАП РФ – нарушение требований законодательства в сфере охраны здоровья о получении информированного добровольного согласия;

  • ч. 2. ст. 6.32 КоАП РФ – нарушение сроков (в том числе при наличии медицинских и социальных показаний, а также учитывая сроки с момента обращения женщины в медицинскую организацию для искусственного прерывания беременности), установленных законодательством.

Кроме того, информация о незаконном проведении абортов запрещена к распространению через Интернет.

СУД ПОСТАНОВИЛ

Уголовное наказание 

В наше время уголовных дел, связанных с незаконным производством аборта, немного. Эксперты объясняют это разумной политикой государства, когда женщина имеет право прервать беременность по своему желанию.

Тем не менее подобное происходит даже в стенах лечебных учреждений. Так, например, в республике Хакасия в здании больницы женщина обратилась к подсудимой для произведения аборта. У последней не было медицинского образования соответствующего профиля, но были знания о том, как прервать беременность.

В операционной гинекологического отделения подсудимая ввела кюретку в матку потерпевшей, но допустила преступную небрежность и причинила перфорацию матки, задев прямую кишку. Такой вред здоровью потерпевшей был расценен как тяжкий, способный повлечь опасность для жизни.

Суд квалифицировал преступление по ч. 3 ст. 123 УК РФ, а именно – как незаконное проведение искусственного прерывания беременности, повлекшее причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшей.

Явка с повинной, признание вины и содействие следствию, помощь потерпевшей после содеянного, раскаяние и извинения перед ней были признаны смягчающими обстоятельствами, с учетом которых суд назначил наказание в виде лишения свободы на один год условно.

В Республике Алтай слушалось уголовное дело в отношении подсудимой, осуществившей незаконное проведение аборта на дому. При этом подсудимая не имела медицинского образования соответствующего профиля.

Потерпевшая на 17–18-й неделе беременности обратилась к подсудимой за прерыванием беременности, пообещав за это вознаграждение. Подсудимая приготовила раствор из воды, одеколона и хозяйственного мыла и ввела его при помощи спринцовки и катетера в матку потерпевшей. Таким образом беременность была искусственно прервана, но потерпевшую через два дня госпитализировали с подозрением на сепсис.

Суд квалифицировал данное деяние по ч. 1 ст. 123 УК РФ. Смягчающими обстоятельствами для подсудимой стали явка с повинной, признание вины и то, что она воспитывает малолетнего ребенка. Суд приговорил ее к 10 месяцам исправительных работ с удержанием в доход государства 15 % заработной платы.

Административный штраф

Кроме подобных случаев происходят и нарушения в части оформления процедуры искусственного прерывания беременности.

Так, в 2013 году в больнице Республики Тыва не было получено информированное добровольное согласие пациентки на производство аборта, а также не имелось заключения о наличии у беременной патологии, которая служит показанием для проведения искусственного прерывания беременности. Это не влечет за собой уголовную ответственность, однако является основанием для привлечения виновного юридического лица к ответственности административной. Суд квалифицировал деяние по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ – осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

С 2014 года в КоАП РФ появилась норма (ч.1 ст. 6.32), регулирующая конкретно ситуацию неполучения информированного добровольного согласия от пациента.

Блокировка распространения запрещенной информации

Негативные последствия могут наступить и для интернет-сайтов, если они будут содержать информацию о непрофессиональном искусственном прерывании беременности.

Так, например, в Мурманской области и в Удмуртской Республике прокуратура обратилась в суд в защиту неопределенного круга лиц. Поводом послужило размещение на сайтах информации об абортах в домашних условиях. Решениями судов соответствующие страницы этих сайтов включили в Единый реестр запрещенной информации.

НАШИ ПАРТНЕРЫ