Статьи

История ОССН — 20 ярких лет

01.03.2019

Ведущие специалисты в области сердечной недостаточности поделились с нами воспоминаниями о том, как создавалось Общество, как изменилось отношение к этой проблеме, что сделано и что ждет нас в будущем.


Евгений Владимирович ШЛЯХТО
Академик РАН, генеральный директор ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр им. В. А. Алмазова» Минздрава РФ, президент Российского кардиологического общества, главный внештатный специалист-кардиолог Минздрава РФ по СЗФО, ЮФО, СКФО, ПФО, главный внештатный специалист-кардиолог Комитета по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга, заслуженный деятель науки РФ

Уважаемые коллеги!

От имени Президиума правления Российского кардиологического общества хочу поздравить всех участников Конгресса ОССН и читателей газеты, а всех членов Общества — с 20-летним юбилеем! На протяжении всех этих лет Общество вносит неоценимый вклад в развитие диагностики, профилактики и лечения пациентов с сердечной недостаточностью, организации службы помощи этой тяжелой категории больных. Ученые и врачи, педагоги и организаторы здравоохранения, вы очень много делаете для отечественной кардиологии. Позвольте пожелать вам плодотворной работы на Конгрессе, больших достижений в практической деятельности на благо развития российской медицинской науки и повышения качества оказания медицинской помощи в нашей стране. Желаю вам успехов в каждодневном непростом труде!


Юрий Никитич БЕЛЕНКОВ
Д.м.н., профессор, академик РАН, заведующий кафедрой госпитальной терапии № 1 лечебного факультета ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава РФ (Сеченовский Университет)

Юрий Никитич, вы стояли у истоков создания ОССН. Какие чувства у вас вызывает юбилейная дата?

— Прежде всего чувство гордости. Если бы тогда, когда все только начиналось, кто-нибудь сказал мне, что Общество станет одним из лучших в стране, я едва ли бы в это поверил. Многие большие общества — кардиологическое, терапевтическое, Национальная медицинская палата — считают за честь принимать нас в качестве ассоциированных членов — вот показатель авторитета.

Второе — это, конечно, чувство огромной благодарности тем, кто стоял у истоков Общества. Это были ведущие кардиологи: академики В. А. Алмазов, В. С. Моисеев, Г. И. Сторожаков, Л. И. Ольбинская, Е. В. Шляхто; профессора Я. И. Коц, Л. И. Котельницкая, В. П. Терентьев. Они посчитали необходимым консолидировать усилия и решили создать организацию, которая занималась бы проблемами сердечной недостаточности.

Хочу выразить признательность крупным фармацевтическим компаниям, поддержавшим становление ОССН. Мы благодарны Я. Ростовцевой (компания Servier), В. Игнатьеву (в то время компания BMS), Н. Соловьеву (MSD), О. Трушеной (Pfizer), Ю. Крупянко (AstraZeneca).

— Какие события ожидают нас в ближайшее время и какие перемены прогнозируются в отношении контроля сердечной недостаточности?

— Конечно, будущее за современными технологиями. Судя по всему, в плане медикаментозного воздействия мы подошли к пределу того, что в принципе можем сделать.

Да, будут появляться новые классы препаратов, будут совершенствоваться средства их доставки к точке назначения, но нового сердца лекарства никогда не сделают. Даже влияя на геном, если это будет разрешено, вряд ли мы сможем спасти уже декомпенсированное сердце. Осуществить реальную профилактику, наверное, возможно, а вот обновить орган, существенно затронутый патологическим процессом, — к сожалению, нет.

Поэтому речь идет о разработке новых технологий, в частности создании искусственного левого желудочка, различных центрифуг, помп и т. д. Огромный прорыв нынешнего года — появление трансдермальной передачи энергии посредством вживляемой спирали, которая служит источником индукции электрического тока в организме человека.

Будущее и за принципиально новыми взаимоотношениями «врач – пациент»; это управление системой контроля, позволяющее дистанционно менять образ жизни пациента.


Вячеслав Юрьевич МАРЕЕВ
Д.м.н., профессор, научный консультант университетской клиники Медицинского научно-образовательного центра Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова, председатель правления ОССН

— Вячеслав Юрьевич, что произошло в ОССН за 20 лет, какие цели достигнуты и что впереди?

— На момент образования Общества требовалось понять, сколько у нас пациентов с сердечной недостаточностью, можно ли улучшить качество их лечения и принесет ли это экономическую выгоду. За прошедшее время эти задачи мы решили. Во-первых, было определено количество таких больных — в ходе, пожалуй, лучшего отечественного эпидемиологического исследования ЭПОХА. Во-вторых, стало понятно, что если правильно организовать работу с людьми, то можно добиться экономии средств на лечение. В-третьих, были созданы клинические рекомендации. Конечно, все это происходило на фоне прорывных изменений в терапии сердечной недостаточности. Когда мы начинали, передовой была идея стабилизации тройной нейрогуморальной блокады. Сегодня же совершились две новые «революции»: введение в широкую клиническую практику надмолекулярного комплекса валсартан + сакубитрил и совершенно нового класса ингибиторов натрий-глюкозного котранспортера 2 типа (SGLT-2). А вот чего пока не удалось добиться — это включения в диагностические стандарты определения мозгового натрийуретического пептида (NT-proBNP).

На самом деле 20 лет назад мало кто представлял, что удастся дожить до такого времени. Все начиналось с 300–400 человек в маленьком зале, а сейчас у нас огромная аудитория — мы провели более 1000 образовательных школ во всех регионах страны. Так что на ближайшее десятилетие у Общества хорошие перспективы.


Юрий Михайлович ЛОПАТИН
Д.м.н., профессор, заведующий кафедрой кардиологии с функциональной диагностикой ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный медицинский университет» Минздрава РФ

— Юрий Михайлович, отметьте, пожалуйста, самые значимые, с вашей точки зрения, события за прошедшие 20 лет.

— Хочу начать с конгрессов и съездов, которые ОССН проводит регулярно. Они сформировали то большое профессиональное сообщество, которое стало заниматься национальными проблемами, связанными с сердечной недостаточностью.

Теперь, по прошествии времени, мы прекрасно понимаем, что, имея содружество вовлеченных в проблему специалистов, нам будет легче решать задачи, которые стоят перед РФ по открытию клиник сердечной недостаточности.


Фаиль Таипович АГЕЕВ
Д.м.н., профессор, руководитель научно-диспансерного отдела НИИ кардиологии им. А.Л. Мясникова, ФГБУ «Российский кардиологический научно-производственный комплекс» Минздрава РФ

— Фаиль Таипович, чем в то время — два десятилетия назад — было для вас создание Общества?

— Это было неординарное, очень важное и значимое событие, потому что подобных организаций тогда еще не было, во всяком случае в области кардиологии. Хотелось объединить вокруг себя единомышленников — Ю. Н. Беленкова, В. Ю. Мареева, Г. И. Сторожакова, Г. П. Арутюнова и других, чьи подходы к проблеме сердечной недостаточности совпадали. Мы располагали большим потенциалом знаний и возможностей в этой области, нам хотелось донести актуальную информацию до всех специалистов. И у нас действительно сформировалась очень хорошая команда.

— Что, на ваш взгляд, является главной ближайшей задачей Общества?

— С моей точки зрения, первостепенной задачей по прежнему остается воспитание кадров. Кроме того, в настоящее время мы работаем над созданием документа, который регламентировал бы ведение страдающих диастолической (с сохраненной фракцией выброса) сердечной недостаточностью пациентов. Пока мы не знаем, выйдет ли он в виде монографии, научного сборника или методических рекомендаций, но в любом случае этот труд будет содержать современные взгляды на ведение таких больных.


Игорь Владимирович ФОМИН
Д.м.н., профессор кафедры внутренних болезней ФБГОУ ВО «Приволжский исследовательский медицинский университет» Минздрава РФ, главный специалист по терапии Приволжского окружного медицинского центра

— Игорь Владимирович, вы являетесь признанным лидером в области макрооценки ХСН в Российской Федерации. Можете ли вы сравнить, каким был пациент 20 лет назад и какой он сейчас — что-то изменилось?

— Два десятка лет назад продолжительность жизни была значимо меньше, кардиозаболевания приводили к быстрому формированию осложнений и смерти. Сегодня перед нами совершенно другой пациент — полиморбидный. Раньше мы боролись с отеками, сейчас боремся с внезапной сердечной смертью.

— Что, по-вашему, должно произойти в обозримом будущем в лечении ХСН, каков ваш прогноз на этот счет?

— Я уверен, что сегодня мы стоим на пороге создания медицинской службы для больных ХСН. Одним из первых таких специализированных учреждений в России стал наш центр ХСН в Нижнем Новгороде. Центр обладает большой информационной базой, а его врачи активно работают с пациентами не только в нем самом, но и в больницах города. Самое главное — надо понимать, что нельзя останавливаться на этом, нужно формировать единую службу.


Сергей Николаевич ТЕРЕЩЕНКО
Д.м.н., профессор, руководитель отдела заболеваний миокарда и сердечной недостаточности, первый заместитель генерального директора, заместитель генерального директора по научной работе РКНПК ФГБУ НМИЦ Минздрава РФ, заслуженный деятель науки РФ

— Сергей Николаевич, что ждет нас в будущем?

— Должна быть создана специализированная, так называемая «бесшовная» система медицинской помощи больным ХСН, когда пациент не теряется при выходе из стационара, а передается под амбулаторное наблюдение, под патронаж. При любом ухудшении он должен иметь возможность обратиться в поликлиническое звено, где будет оперативно решен вопрос о его госпитализации. ОССН будет продолжать аккумулировать новые данные по этому заболеванию (так как появляются новые лекарственные препараты и методы лечения, в том числе немедикаментозные — например модулятор сердечной деятельности Optimizer) и вести просветительскую работу, внедряя в широкую практику инновации.


Юлия Леоновна БЕГРАМБЕКОВА
К.м.н., ведущий научный сотрудник отдела возраст-ассоциированных заболеваний Медицинского научно-образовательного центра МГУ им. М.В. Ломоносова, заместитель председателя правления ОССН

— Юлия Леоновна, давайте вернемся в то время, когда Общество только создавалось. Чем оно вас привлекло? Почему вы решили в него вступить?

— Прежде всего, наверное, я пошла за энтузиастами, которые стремились переломить ситуацию с ХСН. Именно тогда открывались новые возможности в терапии таких больных, позволяющие продлить и улучшить качество их жизни.

Это требовало создания структуры, которая была бы способна проводить масштабную образовательную кампанию и внедрять новые методы лечения на территории нашей большой страны. Мне хотелось участвовать в этом важном и значимом для всех деле.

— А не могли бы вы вспомнить эпоху создания журнала «Сердечная недостаточность»? Какова его эволюция к сегодняшнему моменту?

— Действительно, ресурсы Общества позволили создать узконаправленный журнал и обеспечить высокое качество публикуемых статей за счет огромного количества поступавших в редакцию материалов. Издание распространялось большим тиражом и на многие годы стало одним из любимых во врачебной среде.

На сегодняшний день «Сердечная недостаточность» объединилась с журналом «Кардиология» — это было осознанное решение Общества, позволившее изданию выйти на международную арену.


Максим Эдуардович ЧАЙКОВСКИЙ
Ответственный секретарь ОССН

— Максим Эдуардович, каким вы видите будущее журнала «Кардиология» и Общества в целом?

— Будущее журнала и Общества для меня заключается в одном слове — сотрудничество. Для ОССН приоритетной целью является тесное сотрудничество с Российским кардиологическим обществом, неотъемлемой частью которого мы являемся, а для журнала «Кардиология» — с ведущими кардиологическими изданиями России для поддержания единых высоких издательских стандартов.

Тот факт, что именно «Кардиология» явилась инициатором начала «диалога» профильных изданий и создания Совета кардиологических журналов, говорит о том, насколько такое сотрудничество для нас важно.


НАШИ ПАРТНЕРЫ