Статьи

Консенсус Международной федерации диабета по проблеме метаболического синдрома: обзор основных положений

29.03.2021

В 2007 г. эксперты Международной федерации диабета (International Diabetes Federation, IDF) опубликовали консенсусное заявление по вопросам диагностики и лечения метаболического синдрома (МС). Учитывая, что мировое научное сообщество рассматривает это состояние как один из важнейших предикторов сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ), своевременное установление его наличия и коррекцию факторов риска следует признать приоритетной задачей для всех практикующих специалистов. Документ IDF предоставляет врачам простой и логичный навигатор по основным характеристикам МС, делая акцент на выявлении пациентов из групп риска. Мы постараемся выделить в содержании консенсуса наиболее важное.

Согласно представленным в коммюнике данным в среднем 20–25 % взрослых людей в мире страдают МС, при этом риск смерти от кардиоваскулярных событий для данной категории пациентов в 2–3 раза превышает таковой у лиц без этого синдрома. Среди других заболеваний, ассоциированных с МС, следует отметить сахарный диабет 2 типа (СД 2), существенно увеличивающий показатели смертности в популяции.

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МЕТАБОЛИЧЕСКОГО СИНДРОМА

Основная причина развития этого состояния ученым до сих пор не ясна. Однако бесспорно значимой в его генезе считается роль инсулинорезистентности (ИР) и центрального ожирения. Генетическая предрасположенность, малоподвижный образ жизни, возраст, воспалительные и гормональные изменения также повышают вероятность развития рассматриваемого симптомокомплекса. Тем не менее эксперты IDF отмечают, что в различных этнических группах степень влияния этих факторов может быть неодинаковой. 

ИР возникает, когда клетки печени, скелетных мышц и жировой ткани становятся менее чувствительными и в конечном итоге устойчивыми к инсулину, призванному в норме облегчать всасывание глюкозы. Последняя больше не усваивается клетками, но, оставаясь в крови, индуцирует все бо́льшую потребность в инсулине (гиперинсулинемию). Как результат, продукция этого гормона снижается, нередко сопровождаясь истощением бета-клеток поджелудочной железы и формированием СД 2.

Ожирение способствует развитию артериальной гипертонии (АГ), гиперхолестеринемии, гипергликемии, уменьшению содержания холестерина (ХС) липопротеинов высокой плотности (ХС-ЛПВП). Риск СД 2, ишемической болезни сердца (ИБС) и ряда других патологических состояний, включая некоторые формы рака, возрастает с увеличением индекса массы тела (ИМТ). Однако наличие центрального (абдоминального) типа ожирения признано более отчетливым предиктором МС, чем показатель ИМТ.

НЕОБХОДИМОСТЬ РАННЕЙ ДИАГНОСТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕТАБОЛИЧЕСКОГО СИНДРОМА

К настоящему времени ведущие мировые медицинские сообщества — ВОЗ, Европейская группа по изучению инсулинорезистентности (European Group of Insulin Resistance, EGIR), Национальная образовательная программа по холестерину США (The National Cholesterol Education Program Adult Treatment Panel III, NCEP ATP III) и другие — разработали критерии диагноза МС. Все его определения включают в себя такие компоненты, как ожирение, ИР, дислипидемия и АГ. Однако не всегда все столь однозначно: отдельные положения иногда бывают трудно применимы в клинической практике. Восполнить этот пробел призван обсуждаемый консенсус.

Абдоминальное ожирение — одна из 2 основных патогенетических составляющих МС. Его легко диагностировать, измерив окружность талии. Кроме того, следует учитывать связь этого показателя с другими проявлениями метаболического синдрома, в том числе с ИР. Именно поэтому факт абдоминального ожирения эксперты IDF признают основным критерием диагностики (табл. 1).

СнимокАГС 1-21-15.PNG

Особенно следует учитывать роль атерогенной дислипидемии, представляющей собой комбинацию высокого уровня триглицеридов (ТГ), низкого показателя ХС-ЛПВП, увеличения содержания аполипопротеина В (Апо В), мелких частиц ЛПНП и ЛПВП. Каждый из перечисленных компонентов выступает независимым фактором атерогенеза.

В консенсус Международной федерации диабета включено также определение ряда параметров, связанных с МС (табл. 2).

СнимокАГС 1-21-16.PNG

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ТЕРАПИИ

В согласительном документе IDF отмечено, что лечение МС необходимо начинать незамедлительно при выявлении соответствующих клинических признаков, поскольку основная его цель — снижение риска ССЗ и профилактика СД 2. Пациенты должны пройти полное обследование с оценкой рисковой составляющей, в соответствии с результатами которого врач составит план лечения.

Первичное (немедикаментозное) вмешательство представляет собой модификацию образа жизни пациента:

  • умеренное ограничение калорийности питания (для достижения потери массы тела на уровне 5–10 % на протяжении первого года);

  • умеренное увеличение физической активности;

  • изменение состава рациона.

В подтверждение эффективности такой тактики эксперты общества приводят результаты Финского и Американского исследований по профилактике сахарного диабета, установивших заметные клинические преимущества даже небольшого уменьшения массы тела и роль физической активности в предотвращении СД 2 для пациентов групп риска.

В ситуациях, когда изменение образа жизни оказывается недостаточной мерой, лицам с высокой вероятностью кардиоваскулярных событий рекомендовано назначение лекарственных средств (вторичное вмешательство). При этом, поскольку влияющих одновременно на все компоненты МС комплексных фармакологических агентов пока не существует, в консенсусе говорится, что врачебные назначения должны быть направлены на коррекцию отдельных нарушений. Это также обеспечивает профилактику кардиологических заболеваний и СД (табл. 3).

СнимокАГС 1-21-31.PNG

Главным преимуществом критериев IDF можно назвать возможность выделения с их помощью групп риска сердечно-сосудистых заболеваний на ранних этапах. Практикующим врачам предложены основные принципы верификации диагноза, учитывающие сочетание факторов риска, ведущую роль абдоминального ожирения в генезе МС, а также алгоритм дифференцированного подхода к установлению его наличия с учетом этнической принадлежности пациента.

Ольга Касатонова


НАШИ ПАРТНЕРЫ