Статьи

Рак предстательной железы: десятилетие надежд

29.03.2021

Рак предстательной железы (РПЖ) – одно из наиболее часто встречающихся злокачественных новообразований у мужчин среднего и пожилого возраста. В структуре онкологической заболеваемости мужчин в ряде стран РПЖ выходит на 2–3-е место после рака легких и желудка, а в США и Швеции – на 1-е место. В США и Европе суммарно регистрируется около 450 тыс. новых случаев этой патологии в год. В целом же во всем мире ежегодно фиксируют 1,3 млн новых случаев заболевания раком предстательной железы. Столь широкое распространение РПЖ ставит его в ряд наиболее важных социальных проблем современности.

РПЖ редко развивается раньше 40 лет, но встречается все чаще с каждым последующим десятилетием жизни. Никак себя не проявляющие очаги злокачественного перерождения предстательной железы выявляются у 15–30 % мужчин старше 50 лет и у 80 % — старше 80 лет. При наличии РПЖ у кровного родственника риск заболеть повышается в 2–3 раза.

Раньше пациенты, не отвечающие на андрогендепривационную терапию (АДТ), считались безнадежными. До 2004 г. онкологи не могли предложить им ничего, кроме паллиативной помощи митоксантроном. Сейчас, манипулируя гормонами, можно отсрочить использование цитостатиков даже в отношении мужчин с метастатическим РПЖ, который уже не отвечает на гормональную терапию и даже доцетаксел… Противоречие? Нет! Просто изменилось представление о гормональной независимости опухоли, и появились препараты, подавляющие синтез тестостерона в клетках самой опухоли.

Даже на поздних стадиях на фоне АДТ, хирургической или медикаментозной кастрации РПЖ зависит от андрогенов. «Опухоль резистентна к кастрации, но не к гормонам, — предположил в 2004 г. профессор лондонского Института исследования рака (The Institute of Cancer Research) Йоханн де Боно (Johann de Bono). — А значит, для лечения РПЖ необходимо блокировать синтез андрогенов в других «источниках», в том числе в самой опухоли». Спустя полтора десятилетия чувствительность даже рецидивирующего кастрационно-резистентного РПЖ (КРРПЖ) к андрогенам подтверждена не только экспериментальными, но и клиническими данными.

Рано или поздно любой рак простаты становится кастрационно-резистентным, и сейчас мы переживаем время надежд — появляются препараты, которые действительно могут увеличить продолжительность и качество жизни мужчин с КРРПЖ. Нечто подобное около 10 лет назад наблюдалось в отношении пациентов с метастатическим почечно-клеточным раком, перспективы которых также длительное время воспринимались как безрадостные.

Стандартная терапия пациентов с КРРПЖ — это химиотерапия (ХТ) доцетакселом в комбинации с преднизолоном или преднизоном. Однако в последнее десятилетие в арсенале онкоурологов появилось несколько перспективных препаратов с разным механизмом действия, в том числе и энзалутамид (Кстанди). Этот новый ингибитор андрогенных рецепторов примерно на 5 месяцев увеличивает выживаемость пациентов, ранее получавших доцетаксел. Эффективность энзалутамида была установлена в двух рандомизированных, плацебо-контролируемых, многоцентровых клинических исследованиях III фазы [CRPC2 (AFFIRM), MDV3100–03 (PREVAIL)] у пациентов с прогрессирующим метастатическим РПЖ, у которых прогрессия заболевания наблюдалась на фоне антиандрогенной терапии. Учитывая результаты этих исследований, FDA одобрило применение энзалутамида у пациентов, ранее получавших доцетаксел.

Наталья Фоменко

НАШИ ПАРТНЕРЫ