Статьи
Рекомендации по лечению раннего рака молочной железы
После обсуждения свыше 800 спорных вопросов местного и системного лечения рака молочной железы (РМЖ) панель экспертов 16-й международной конференции St. Gallen 2019 приняла базовые рекомендации, приемлемые в странах и регионах с различным уровнем экономического развития.
Эксперты констатировали, что неоадъювантная системная терапия позволяет более точно подобрать последующее адъювантное лечение при наиболее агрессивных опухолях (трижды негативном и HER2-позитивном РМЖ). Для женщин с 2–3-й стадиями HER2-позитивного РМЖ должно быть рассмотрено применение пертузумаба в дополнение к трастузумабу и неоадъювантной химиотерапии. Этим пациенткам с резидуальной опухолью после неоадъювантной терапии рекомендуется назначение трастузумаб эмтанзина в адъювантном режиме. У женщин с трижды негативным РМЖ и резидуальной опухолью после неоадъювантной химиотерапии (антрациклины, таксаны±карбоплатин) может быть рассмотрена терапия капецитабином в адъювантном режиме. Завершается испытание III фазы применения ингибитора контрольных точек — PD–L1 (атезолизумаба) в неоадъювантной терапии трижды негативного и HER2-позитивного РМЖ.
В рекомендациях подчеркивается, что значительное число женщин с ER-позитивным РМЖ и ограниченным вовлечением аксиллярных лимфоузлов (1–3 л / у) могут избежать проведения адъювантной химиотерапии (особенно при люминальном А подтипе РМЖ). У молодых пременопаузальных женщин с ER+ / HER2 РМЖ следует отдавать предпочтение подавлению овариальной функции вместо химиотерапии. Подавляющее большинство экспертов (свыше 80 %) поддержали применение неоадъювантной эндокринотерапии ингибиторами ароматазы вместо химиотерапии у постменопаузальных женщин с люминальным А подтипом РМЖ 2–3-й стадии. У большинства этих пациенток выявляется резидуальная опухоль. Пока нет определенных рекомендаций по длительному (постнеоадъювантному) лечению таких пациентов. Основываясь на обнадеживающих результатах клинических испытаний PALOMA 3, MONALESA-3 при метастатическом и распространенном ER+ РМЖ, в 2015–2016 гг. начаты исследования эффективности фулвестранта + ингибиторов CDK 4 / 6 у пациентов с резидуальной опухолью после неоадъювантной эндокринотерапии (POP-study, Amedos и соавт., 2016, PENELOPE-B). Эксперты St. Gallen 2019 подтвердили, что бисфосфонаты являются стандартом адъювантной терапии постменопаузальных пациенток с ER+ РМЖ, получающих ингибиторы ароматазы.
Владимир Федорович Семиглазов, член-корр. РАН, проф., д. м. н.