Статьи

Стоит вопрос: как сделать жизнь при диабете сладкой?

06.03.2020
Моргунов Леонид Юльевич
Д.м.н., профессор ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов», заведующий эндокринологическим отделением ГБУЗ «ГКБ имени А.К. Ерамишанцева Департамента здравоохранения Москвы»

«Любви все возрасты покорны…» Любовь — это и глубокая привязанность друг к другу, и романтика, и нежность, и, конечно же, интимная близость. Но всегда ли доступны ее проявления, и можно ли насладиться всеми ее гранями? И если для достижения платонической чувственности достаточно лишь духовного влечения, то для более тесного сближения требуются физическое здоровье и мужская сила. Возможно ли это без полноценной эрекции?

ГАРМОНИЯ ЛЮБВИ

«Но в возраст поздний и бесплодный, на повороте наших лет, печален страсти мертвый след…» С годами любовь становится все более платонической, не позволяя мужчине реализовать мощный арсенал эмоций и напор страсти. К сожалению, в первую очередь именно пациенты с диабетом, нередко молодые, оказываются лишенными этого дара. Достичь полной гармонии не удается, нет важнейшей ее составляющей — соития. На пути встает серьезная проблема — эректильная дисфункция (ЭД), то есть периодически повторяющаяся неспособность мужчины достигнуть и/или сохранить эрекцию, достаточную для успешного совокупления.

ПРОБЛЕМА В ЦИФРАХ

ЭД — распространенная социальная проблема. Почти у трети мужчин в возрасте от 18 до 60 встречаются расстройства половой функции. Со временем количество пациентов с нарушениями эрекции возрастает, доходя до 75 % к 70 годам. И чем старше больной, тем выше вероятность эректильной дисфункции. Этот диагноз ставится, если мужчина не способен поддерживать эрекцию в более чем четверти попыток сокровенной близости с женщиной.

Какие же причины лежат в основе нарушения эрекции? Прежде всего нужно исключать органические соматические заболевания, в первую очередь сахарный диабет (СД). На него наслаиваются психологические расстройства, эндокринные нарушения, обусловленные снижением уровня тестостерона, неврологические проявления: из возникшего лабиринта проблем, казалось бы, выхода нет.

Знаем ли мы, сколько пациентов с СД в Москве? Их 331 600. Сколько из них мужчин? 112 500. А сколько из них страдают эректильной дисфункцией, ответа пока нет. Сразу оговоримся — пока.

Мы давно преодолели ошибочные и рутинные предубеждения о сахарном диабете. Чего не скажешь, к сожалению, об ЭД — типичном позднем осложнении диабета, которое приводит к существенному ухудшению качества жизни пациента.

НАПРАВЛЕНИЕ К КАРДИОЛОГУ

К факторам риска эндотелиальной дисфункции и развития атеросклероза, поражающего все сосуды организма, относится не только СД, но и дислипидемия, ожирение и артериальная гипертензия — компоненты метаболического синдрома. Поражаются не только пенильные, но и другие артерии, в том числе коронарные. Вместе с диабетической нейропатией как одной из форм ЭД нередко развивается безболевая ишемия миокарда — в 7 раз чаще, чем у пациентов без диабета. Вот почему проблемы с эрекцией у мужчин с нарушениями углеводного обмена не выглядят столь уж безобидно.

Как ни парадоксально, ЭД у больных диабетом — повод для направления их на консультацию к кардиологу и возможному обследованию с помощью нагрузочных ЭКГ‑проб.

Негативный вклад в развитие ЭД вносит и диабетическая автономная нейропатия. Она снижает холинергическую активность у пациентов с диабетом, поэтому не происходит активации выделения оксида азота и простациклина из сосудистого эндотелия, что препятствует физиологическому запуску механизма эрекции.

ФОНЕТИКА НАДЕЖДЫ

Нередко ЭД — это результат стресса. Разве мало его у пациентов с сахарным диабетом? Проблемы в отношениях с любимой женщиной, боязнь сексуальной неудачи могут оказать негативное воздействие на потенцию. Большинство пациентов после выявления у них СД достаточно быстро узнают о его возможном осложнении — эректильной дисфункции. Возникает комплекс ожидания импотенции, и первая же неудачная попытка соития воспринимается как «закономерный исход» заболевания.

К счастью, давно уже кануло в Лету слово «импотенция», одна фонетика которого резала слух своей безысходностью и ставила крест на возможности возродить яркость ощущений молодости. В медицинской практике прочно укоренился термин «эректильная дисфункция» с его смягчающим психологическим оттенком, деликатно подводящим к мысли об излечимости данного нарушения.

КАК РАЗГОВОРИТЬ ПАЦИЕНТА

ЭД — сложный процесс, и это означает, что ее коррекция — вовсе не такое простое дело, каким может представляться на первый взгляд.

Как показывает реальная клиническая практика, лишь малая толика мужчин с ЭД обращаются за консультацией к специалисту и еще меньше получают адекватное лечение.

«Я не мужчина больше», — думает пациент с нарушениями эрекции. Не готовы рассказать о проблеме 95 % мужчин, лишь 5 % решаются на консультацию.

А к кому обратиться с такой тайной? Конечно же, к врачу-мужчине! Не будем строить иллюзий — к молодой и красивой женщине-врачу с такой проблемой не пойдут. Что же делать врачу-женщине, которая прекрасно осознает причины, к примеру, депрессивного состояния пациента с СД? Предложить ему анкету. Такая существует! Шкала степени выраженности половых расстройств, позволяющая вычислить международный индекс эректильной функции. Пациенту необходимо лишь заполнить ее и отдать врачу во время консультации.

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ

Ошибки совершают и врач, и пациент. Какие они?

Врач общей практики, а порою и узкий специалист, к которому обращается больной, нередко имеют весьма расплывчатые представления о проблеме эректильной дисфункции, а способы ее коррекции ограничиваются назначением виагры и других ингибиторов фосфодиэстеразы 5-го типа. Еще одна ошибка — прописывают все патогенетическое лечение сразу, не вникая в сложные механизмы развития синдрома. В большинстве случаев такие попытки лечения обречены на неудачу.

К кому обращается мужчина с диабетом, осложнившимся столь щепетильной проблемой? К урологу. А начинать нужно с эндокринолога. Уролог — всегда участник команды, но его помощь нужна исключительно в ситуациях, не входящих в компетенцию эндокринолога. При необходимости с урологом обязательно наладят контакт.

Как правило, пациент еще до посещения врача успел наломать дров, надегустировавшись пищевых добавок, приобретенных в аптеке либо даже из-под полы. В лучшем случае в их состав будет входить ингибитор фосфодиэстеразы 5-го типа, в худшем — препарат, несовместимый с назначаемым лечением, о чем ни больной, ни врач догадываться не будут и что сведет на нет все их совместные усилия.

Учитывая сложность проблемы, разработаны необходимые методы диагностики причин нарушения эрекции и их коррекции. Но лишь в руках специалиста, имеющего немалый опыт лечения этого недуга, возможны правильная диагностика и подбор соответствующей терапии.


ПЛАН ОБСЛЕДОВАНИЯ

Обследование начинается с подробного расспроса. Сбор анамнеза — залог точной диагностики. Он может занять не один час. Главное — помнить, что легкомысленная, фривольная беседа с пациентом недопустима.

Есть и более простой путь — заполнение больным специального опросника, на основе которого легко вычисляют международный индекс эректильной функции. Увы, это лишь первый и самый легкий этап диагностики.

Важно определиться с перечнем проводимых исследований, которые могут разниться в зависимости от клинической ситуации. В обязательном порядке — определение уровня гликемии, гликированного гемоглобина, холестерина, липопротеидов высокой и низкой плотности, триглицеридов, креатинина. Плюс исследование тиреотропного гормона гипофиза, ЛГ, ФСГ, пролактина, общего тестостерона, глобулина, связывающего половые стероиды, расчет свободной фракции тестостерона. При подозрении на заболевание предстательной железы — анализ ее секрета, исследование простатспецифического антигена и проведение УЗИ. Следует также изучить кровообращение в пенильных артериях. При необходимости выполняют и инвазивные исследования.

В качестве скрининга можно использовать мониторинг ночных спонтанных эрекций с помощью системы компьютерной фиксации их качества и количества, отслеживание пенильных тумесценций, позволяющее оценить кровенаполнение кавернозных тел, определить степень ригидности, а также отличить васкулогенную эректильную дисфункцию от психогенной. К сожалению, в широкой практике метод не применяется.

У половины мужчин с СД эректильная дисфункция может быть первым проявлением дефицита андрогенов. Выявлена значимая корреляция между низкими уровнями свободного тестостерона и риском развития как инсулинорезистентности, так и диабета 2 типа. У каждого мужчины старше 30 лет уровень тестостерона снижается на 1–2 % в год, а у пациентов с СД он на 10–15 % ниже, чем у здоровых людей.

Для точного выявления дефицита андрогенов необходим правильный выбор методов определения этих гормонов. Но какую лабораторию и какой метод диагностики предпочесть? Большинство автоматических анализаторов завышают концентрацию тестостерона, что не соотносится c клинической картиной заболевания и вводит врача в заблуждение. Отработан метод определения свободного тестостерона в слюне с использованием высокоразрешающей технологии люминесцентного иммуноанализа, а также способ прямого определения свободного тестостерона в сыворотке крови методом ультрафильтрации, одним из самых чувствительных для диагностики гипогонадизма.

ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Лечение эректильной дисфункции — сложное и многоэтапное.

Сначала нужно определить, не противопоказана ли пациенту сексуальная активность. В первые 3 месяца после инфаркта миокарда или инсульта, при высоких цифрах артериального давления, а также при наличии свежих кровоизлияний на глазном дне как следствии диабетической ретинопатии от интимной жизни придется временно воздержаться.

Шаг первый: добиться максимальной компенсации углеводного обмена у пациентов с диабетом перед началом лечения ЭД. Это не самая простая задача. Нормализация углеводного обмена и артериального давления при СД сама по себе улучшения симптоматики не принесет, но зато приостановит развитие атеросклероза как причины нарушений эрекции.

Шаг второй: восстановить уровень мужских половых гормонов. Понятно, что при гипогонадизме другие методы коррекции ЭД эффекта не дадут. Поэтому назначение терапии андрогенами следует рассматривать как одно из звеньев патогенетической терапии и самого диабета, и эректильной дисфункции.

Шаг третий. Прибегнуть к ингибиторам фосфодиэстеразы 5-го типа, не забывая о помощи психолога (в том числе и самого лечащего врача, имеющего опыт лечения таких мужчин). В дальнейшем может потребоваться применение вакуумных устройств, внутриуретральное или внутрикавернозное введение вазоактивных препаратов, а при неэффективности всего этого — даже хирургическое лечение.

КРУГИ ДАНТОВА АДА

Ингибиторы фосфодиэстеразы 5-го типа произвели революцию в лечении ЭД и стали золотым стандартом ее коррекции. Врачи всех специальностей широко рекомендовали их, да и сами пациенты прибегали к приему этих средств без медицинских показаний. Причина ЭД оставалась за кадром, что свело на нет возможный успех лечения таких больных. В этом и состоит главная ошибка — назначение апостериори препаратов этой группы. Пациент приходит к врачу, зная, что эффекта от виагры нет — он ее уже попробовал, нарастает психогенная составляющая, и круги Дантова ада завертелись. А можно ли было добиться эффекта? Конечно!

Пытаясь снизить артериальное давление у мужчины с диабетом, мы забываем, что целый ряд гипотензивных препаратов вызывает нарушения эрекции, в первую очередь бета-адреноблокаторы. Их рекомендуется заменить на аналоги из других групп. Усугубляют проблемы пациента снотворные и транквилизаторы, антидепрессанты. Алкоголь, в молодые годы разжигавший страсть, исподволь превращается в тайного врага.

Открытие эректогенного эффекта папаверина при интракавернозном введении во многом облегчило жизнь мужчин с описанным недугом. К преимуществам метода, но с использованием более современных препаратов, относятся высокая эффективность, низкий риск развития приапизма, минимальное количество побочных эффектов. В то же время инвазивность введения, боль в месте инъекции и страх пациента перед ней несколько ограничивают роль этого метода в лечении нарушений эрекции.

Для коррекции ЭД как проявления автономной диабетической полинейропатии можно использовать альфа-липоевую кислоту, обладающую антиоксидантным действием и усиливающую проведение возбуждения по нерву. Целесообразно начинать лечение на субклинической стадии ЭД, хотя диагностировать ее в этот период крайне сложно. А упущенное время увеличит как период подбора терапии, так и ее длительность.

И, наконец, какого же результата мы должны ожидать после правильно проведенного лечения? Словами его выразил герой произведения М. А. Булгакова
«Собачье сердце»: «Это неописуемо! 25 лет ничего подобного! Я положительно очарован!»


НАШИ ПАРТНЕРЫ