Статьи

Долгий и извилистый путь катетеризации

30.03.2021

Для человека, страдающего задержкой мочи, слова «катетер» и «катетеризация» сулят скорое улучшение самочувствия. Особенно сегодня, когда они безопасны и комфортны в применении. Но так было не всегда: за свою 3500-летнюю историю катетеризация мочевого пузыря в прямом смысле пережила разные времена и нравы.

Интересно, что бы сказал современный пациент, если бы врач предложил ему дренировать мочевой пузырь… высушенными чесночными «стрелками»? Или тоненькой веточкой кустарника? В противоположность азиатам, у древних шумеров, вавилонян и египтян были более «элитарные» варианты из золота. В Помпеях начали использовать металлические катетеры, а по следам опыта римских эскулапов Гален (131– 210 гг.н.э.) придал катетеру S-образную форму. И Авиценна в 1036 году постулировал, что катетеризация должна проводиться щадящими методами и без приложения усилий. А посему катетер должен максимально повторять изгибы уретры пациента. Для металла миссия оказалась невыполнимой, и тогда ибн Сина принялся искать инновационные материалы, тестируя кожу животных и рыб, обработанную свинцовыми белилами, бычьей кровью или мягким сыром…

Классика жанра

Арабский врач аз-Захрави предпочитал серебро во многом благодаря приписываемым этому металлу антисептическим свойствам, а также из-за его пластичности и памяти формы. К тому же катетеры из серебра были более дешевыми, что временами становилось определяющим сначала для исчезающей Византии, а затем и распавшегося халифата. Серебряные катетеры стали классикой жанра и пережили средневековье. Амбруаз Паре в 1564 году лишь немного усовершенствовал их конструкцию, придав небольшой изгиб наконечнику

Фабриций из Аквапенденте (XVI в.) описывает катетеры, изготовленные из серебра, меди и латуни, а также из рога. И отмечает, что «древние делали только одно отверстие на конце, а наши современники также делают отверстие сбоку». В качестве нового слова он также упоминает о катетере, сделанном из ткани, пропитанной воском и отлитой на серебряной форме.

Несколько лет спустя фламандский ученый ван Гельмонт (1578–1644 гг.) применил тот же принцип, но вместо ткани использовал замшу, обработанную снаружи свинцом и льняным маслом. Он вводил такие катетеры с помощью струны, сделанной из китовой кости. Это позволяло проводить катетеризацию одному и тому же пациенту до сорока раз за день! Примерно тогда же появились шелковые катетеры, которые пропитывали льняным маслом и хорошенько высушивали перед использованием.

Никто не знает, как сложилась бы дальнейшая судьба уретральных катетеров, но в 1752 году катетеризация потребовалась брату самого Бенджамина Франклина. Американский политик недаром взирает на нас со стодолларовой купюры уже более века — это дань многогранности его таланта, отметившегося даже в такой далекой от политики и экономики области, как урология.

Франклин предпочитал серебро и его требования к катетеру были такими: он может быть гибким, но должен быть покрыт тонким слоем, например, жира, чтобы проходить по изгибам. В результате по параметрам легкости проведения и гладкости в XVIII веке пальму первенства стали делить серебряный катетер с тканевым покрытием и катетер, представляющий собой спиральную обмотку из плоских серебряных проволок.

us_1_21__08.JPG

Резиновый

Несложно догадаться, что подобные орудия труда требовали от средневековых врачей выдающихся виртуозности и аккуратности, в противном случае при введении катетера в уретру ее травматизация была почти неизбежна. Ситуация изменилась лишь в XIX веке, когда во Франции догадались внести в конструкцию металлического катетера изгибы. Идея оказалась настолько удачной, что вокруг права называться ее автором разгорелся нешуточный спор, в котором участвовали настоящие мастодонты из British Medical Journal и Lancet. А тем временем появились альтернативные материалы: в 1875 году Казенав опубликовал подробную монографию о своих многолетних экспериментах с катетерами. Он проводил опыты с китовым усом, бивнями нарвала и трубками из слоновой кости.

В 1768 году европейские специалисты предложили покрывать плетеные шелковые катетеры новым материалом, привезенным из Америки, — каучуком. Поначалу идея не нашла поддержки из-за быстрого высыхания и затвердевания каучука. «Второе пришествие» ему подарил Чарльз Гудиер, открывший вулканизацию каучука в 1839 году.. Смешивание сырого каучука с серой при нагревании позволяет придавать ему практически любую форму и сохранять эластичность.

Пионером внедрения резинового катетера в клиническую практику стал Огюст Нелатон, благодаря которому госпиталь Сент-Луис в Париже снабдили катетерами из красной резины с твердыми наконечниками. И почти сразу одна из резиновых фабрик в Англии начала промышленное производство нового медицинского изделия. Штаты не отставали, начав коммерческий выпуск катетеров в 1879 году — и это была не какая-нибудь линия на резиновом заводе, а отдельная катетерная мануфактура! К 1893 году в США производилось полмиллиона уретральных катетеров в год.

Тот самый размер

Многообразие моделей и конструкций требовало приведения диаметра катетеров к общему знаменателю для удобства подбора при использовании. Автором катетерной «метрики» стал современник Нелатона, французский производитель инструментария Жозеф Шаррьер. Ноу-хау было удивительно простым: он предложил принять за единицу диаметра бужа 1/3 мм. Таким образом, катетер диаметром 1 мм соответствует № 3 по этой французской системе. Несколько лет спустя Бенике счел своим долгом модифицировать имеющуюся шкалу и предложил принять за единицу 1/6 мм. То есть № 1 по системе Шаррьер соответствовал № 2 по новой системе Бенике.

Англичане всегда отличались особой любовью к уникальным, усложненным системам измерения величин. И они изобрели собственную систему определения диаметра катетера, приняв за единицу 1/64 дюйма, которая получила название «калибр Weiss». Практикующим специалистам она была неудобна, и они с радостью приняли французскую, которую активно продвигал отец британской урологии Генри Томпсон, делая акцент на толерантности и космополитизме.

Прийти к консенсусу удалось лишь в 1922 году, когда английская система была переведена в миллиметры, но оставила за собой право устанавливать размер единиц. В результате № 1 «по-английски» соответствует 1,5 мм в диаметре катетера.

Вот так надувательство!

Прототип современного катетера Фоли возник в 1841 году в процессе изобретения конструкции катетера, который мог бы самостоятельно фиксироваться в мочевыводящих путях. Кроме надувного баллона, были попытки внедрения катетеров с самофиксирующимися резиновыми «плечами», с поддерживающим «крылом» и множеством других креативных конструкций. Кроме сложностей с механизмом фиксации, проблем добавляло качество резины. При контакте с мочой материал, из которого был сделан катетер, начинал разрушаться. Вопрос был решен только после синтеза искус ственных каучуков — латексов, которые были более устойчивыми.

В 1929 году доктор Фредерик Фоли из штата Миннесота решил запатентовать свой катетер, но патентное бюро США отказало ему, потому что в 1853 году идея катетера с удерживающим баллоном уже предлагалась Винсентом Одоло, но плохое качество резины в то время приводило к разрушению катетера. Тем не менее Фоли заказал производство необычного катетера с продольным углублением, трубкой-воздуховодом и прикрепленной к ней с помощью тонкой шелковой нити и водостойкого цемента резиновой грушей. Через шесть лет этот катетер с удерживающим надувным баллоном был представлен и одобрен на заседании Американского общества урологов, в том же году начался коммерческий выпуск, а за устройством закрепилось название катетера Фоли. Пациентов стали обучать самостоятельной катетеризации, а чтобы катетер всегда был при себе, его держали внутри джентельменских тростей и длинных зонтов.

Екатерина Демьяновская

НАШИ ПАРТНЕРЫ